Оздоровление учащихся с миопией
Прогрессирующую миопию даже невысокой степени рассматривают серьезным заболеванием. Развиваясь чаще в детском и юношеском возрасте, она уже с ранних лет нарушает трудоспособность человека, ограничивая его возможности в выборе профессии. При прогрессировании близорукости необходимо своевременное назначение и ношение очков для дали и для работы вблизи. С этой целью хорошо использовать бифокальные сферопризматические очки. Такие очки выписывают с учетом имеющейся степени близорукости каждого глаза: верхняя зона предназначена для зрения вдаль, а нижняя (сферопризматическая, имеющая плюсовую оптику) — для работы вблизи. Это позволяет значительно облегчить зрительные нагрузки.
К числу мероприятий, предотвращающих прогрессирование миопии, относят организацию лечебной физкультуры для детей с осложненной миопией. Заниматься гимнастикой следует именно в процессе труда, а не просто в отведенное для этого время.
Если близорукость находится в пределах от 2,5 до 5 диоптрий, специальной гимнастикой можно заниматься без очков. При более выраженной близорукости линзы очков для работы подростков вблизи надо подобрать на 2,5 диоптрии слабее, а для детей младшего школьного возраста — на 3 диоптрии слабее. Следует подчеркнуть, что в очках для работы вблизи читать, писать, рукодельничать, выполнять всю мелкую работу необходимо попеременно то одним, то другим глазом, но не больше чем по 15-30 мин каждым. Для этого одну линзу очков прикрывают «шторкой» из бумаги или ткани.
В комплекс рекомендаций, направленных на предотвращение прог-рессирования миопии, входят исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна, назначение поливитаминов, содержащих селен; препаратов черники. Черника содержит вещества, которые улучшают кровообращение в капиллярах и других сосудах сетчатки, а также способствуют образованию родопсина, активно участвующего в зршельном процессе.
Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает нормализацию зрения у трети детей с пред-миопией, предупреждение прогрессирования процесса у остальных учащихся с предмиопией и у детей с миопией до одной диоптрии.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Оздоровление учащихся, имеющих отклонения в состоянии здо ровья, большая и сложная проблема, и решить ее можно только совместными усилиями медицинских работников, родителей и педагогов. Медицинскому персоналу образовательных учреждений следует обучать родителей правильной организации режима домашних занятий, досуга и питания учащихся, страдающих хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями, особенно для детей, часто и длительно болеющих ОРВИ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНИХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ, ПЕРЕНЕСШИХ ОРВИ
Для улучшения здоровья учащихся, перенесших ОРВИ, в восстановительный необходимо использовать индивидуальный подход, который позволит быстро восполнить пробелы в знаниях в процессе занятий непосредственно в ООУ и сократить время приготовления домашних уроков. Независимо от возраста учащиеся-реконвалесценты должны выполнять домашние задания в несколько приемов, с 10-20-минутными перерывами, и не превышать нормативов продолжительности домашних занятий. Режим приготовления домашних уроков необходимо особенно строго соблюдать в течение 2-3-х недель после болезни.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА УЧАЩИХСЯ, ПЕРЕНЕСШИХ ОРВИ
Необходимо организовать отдых учащимся-реконвалесцентам на свежем воздухе достаточной продолжительности — не менее 3,5 ч для детей 6-10 лет и 3-х часов для подростков. С целью увеличения продолжительности пребывания ребенка или подростка на свежем воздухе родителям целесообразно продлить прогулку перед началом занятий, по дороге в школу, и прогулку после окончания уроков, а также организовать отдых детей на свежем воздухе до и после приготовления домашнего задания.
Непосредственно после перенесенной ребенком ОРВИ родители должны исключить из режима дня туристические походы, увеселительные поездки, посещения гостей и др. В течение первых 2-х недель продолжительность просмотров телевизионных передач учащимися не должна превышать 60 мин в день.