Медицинское обеспечение дошкольников
Медицинское обеспечение обучающихся, воспитанников в ДОУ и школах регламентируют несколько документов.
• Приказ Минздрава России и Минобразования России от
30.06.1992 г. № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского
обеспечения детей в образовательных учреждениях».
• Приказ Минздравмедпрома России от 14.03.1995 г. № 60 «Об ут
верждении инструкции по проведению профилактических осмотров де-
теи дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов».
• Приказ Минздравмедпрома России от 14.03.1996 г. № 90 «О по
рядке проведения предварительных и периодических медицинских ос
мотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».
• Приказ Минздрава России от 07.05.1998 г. № 151 «О временных
отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям».
• Приказ Минздрава России от 05.05.1999 г. № 154 «О совершен
ствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».
• Приказ Минздрава России от 03.07 2000 г. № 241 «Об утвержде
нии «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений».
Организацию и проведение профилактических ocMoipou детей обеспечивают отделения организации медицинской помощи де!ям и подросткам в образовательных учреждениях, детских амбулашрпо-поликли-нических учреждениях. При этом учитывают: их периодичное 1ь (возраст, период жизни ребенка); участие в них других специалист» (педагогов, психологов); этапность профилактических медицинских ocmoi-ров; объем и методики обследования; предстоящий апали t и pei nciрацию результатов.
Направления организации медицинского обеспечения дошкольников.
• Организация необходимых профилактических, о.щороншельных
и лечебных мероприятий.
• Предупреждение инфекционных заболеваний среди дпеи, профи
лактика травматизма и несчастных случаев.
• Контроль, начиная с периода адаптации, за всеет ороп ним развити
ем и здоровьем детей, их подготовкой к школе.
• Организация и контроль выполнения комплекса пп иепических
мероприятий, необходимых для правильной постаноики режима, оздо
ровительной, воспитательной и учебной работы в учреждении.
• Ознакомление детей и их родителей с оснонами i иi иены, распро
странение санитарных знаний среди персонала и родителей
Перечень медицинской документации, обязательной в ДОУ и в школе, представлен в табл 6-1.
Кроме того, медицинскому персоналу рекомендовано вести журналы: осмотра на гнойничковые заболевания работников пищеблока; контроля проведения физкультурных занятий в группах, осмотра на педикулез; контроля лечения детей с виражом туберкулиновых проб; обследования детей на гельминты; контроля санитарно-эпидемическо-го режима на пищеблоке, перспективный план профилактических прививок на год, месяц; журнал осмотра детей в декретированные сроки, журнал диспансерных больных (ф. 30/у).
Таблица 6-1.Основная медицинская документация в дошкольных образовательных учреждениях
Документ | Учетная форма |
Индивидуальная карта ребенка | 026/у-2000 |
Талон направления на консультацию и во вспомогательные кабинеты | 028/у |
Контрольная карта диспансерного наблюдения | 030/у |
Журнал учета санитарно-просветительной работы | 038-0/у |
Физиологическая ведомость посещаемости | Форма ДН-8/у |
Экстренное извещение об инфекционном больном | 058/у |
Журнал регистрации инфекционных заболеваний | 060/у |
Карта профилактических прививок | 063/у |
Карта записей амбулаторных больных | 074/у |
Книы санитарного состояния учреждения | 153/у |
Медицинская справка для поступающих в высшее учебное заведение или техникум | 286/у |
Вкладной лист на подростка к медицинской карте | 25-Ю |
Результаты осмотра по классам | |
Профильный журнал | 75-а |
Журнал учета осмотра на педикулез и чесотку | - |
Бракеражный журнал | — |
Журнал изолятора | Форма № 125 |
Направление на анализы | 200/у |
Наряд на эвакуацию инфекционного больного | 348/у |
Извещение о побочном действии лекарственного препарата | 093/у |
Сводная ведомость учета заболеваний | 071/у |
ТИПЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
Здоровье детей дошкольного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено и зависит от состояния окружающей среды, здоровья родителей и наследственности, условий жизни и воспитания ребенка в семье. В связи с этим медицинское обслуживание детей в детских дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) требует особого внимания.
ДОУ организуют для детей в возрасте от 2-х мес до 7 лет. Подбор группы детей должен учитывать возможность организации в ней режима дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим осо-
бенностям каждой возрастной группы. Дошкольные учреждения могут работать как дневные с длительностью пребывания в них детей 9, 10 или 12 ч, так и круглосуточные или как учреждения интернатского типа. Вместимость вновь строящихся дошкольных образовательных учреждений не должна превышать 350 мест; вместимость ДОУ, пристроенных к торцам жилых домов и встроенных в жилые дома, — не более 150 мест. Вместимость ДОУ для сельских населенных мест и поселков городского типа рекомендуется не более 140 мест.
Типы дошкольных детских образовательных учреждений.
• Детские сады, ясли-сады общего типа.
• Ясли-сады санаторного типа для детей с виражом туберкулиновых
проб, имевших контакт с больными туберкулезом.
• Дома ребенка для детей без существенных отклонений в состоя
нии здоровья.
• Дома ребенка для детей с грубыми органическими поражениями
ЦНС.
• Дошкольные детские дома общего типа.
Создаваемые образовательные учреждения нового т и на для детей от 3-х до 10 лет.
• Детский сад-начальная школа;
• Детский сад-начальная школа компенсирующего вида для коррек
ции отклонений в физическом и психическом развитии поспиганников
и обучающихся.
• Прогимназия с приоритетным осуществлением одною или нес
кольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интел
лектуального, художественно-эстетического, физическо! о и др.).
Основные цели таких учреждений: обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.
Комплектование в группах ДОУ для здоровых дегей проводится с учетом возраста (табл 6-2).
В настоящее время функционируют специализированные (коррек-ционные) дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллекта (умственно отсталые дети); с нарушением слуха, речи, зрения; группы детей с неврологическими заболеваниями; дисметаболической нефропатией; аллергическими заболеваниями.
Таблица 6-2.Наполняемость групп в ДОУ
Группы | Возраст | Количество детей в группе |
Ясельная | ||
Первая группа раннего возраста Вторая группа раннего возраста Первая младшая группа | от 2-х мес до 1 года от 1 шда до 2-х лет от 2-х до 3-х лет | 10 15 15 |
Дошкольные | ||
Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа | от 3-х до 4-х лет от 4-х до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7-ми лет | 20(15) 20(15) 20(15) 20(15) |
Примечание.В скобках дано оптимальное количество детей в группах
В детские дошкольные учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата направляют детей с остаточными явлениями перенесенного полиомиелита детским церебральным параличом, сколиозом, хондродистрофией, артрогриппозом, миопатией, врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата.
Не подлежат направлению в ДОУ: дети, не способные передвигаться без посторонней помощи в силу тяжести своего заболевания, дети, страдающие олигофренией в степени имбицильности, идиотии, с выраженными нарушениями слуха и зрения, а также имеющие противопоказания для приема детей в ДОУ общего типа.
В детские сады для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) направляют детей с легкой умственной отсталостью (олигофрения в стадии дебильности). В этих детских садах организуются диагностические группы, в которых определяется степень задержки умственного развития ребенка.
Не подлежат направлению в детские сады этого типа: больные олигофренией в стадии имбицильности и идиотии; слепые, слабовидящие; глухие, слабослышащие; дети с нарушением функции опорно-двига-телыюю аппарата, требующие индивидуального ухода; с интеллектуальным недостатком в резидуальном периоде (направляются не ранее, чем через 1 год после перенесенной нейроинфекции и других заболеваний нервной системы); с болезнью Дауна; с судорожными припадками, шизофренией, эпилепсией, дети, страдающие психопатоподобным по-
ведением и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения; дети с первичными эндокринными заболеваниями.
В детские сады для слабослышащих детей, в дошкольный детский дом для глухих детей направляются дети с нарушением слуха. В них не могут быть направлены больные с умственной отсталостью; тяжелыми нарушениями моторики, требующие ухода; с нсихоиатоподобным поведением; слепоглухие дети.
Глухие и слабослышащие дети, имеющие легкую умственную отсталость, направляются в группу для детей со сложным дефектом
В логопедические детские сады и логопедические группы в детских садах (логопед работает несколько раз в неделю) направляют детей с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, заиканием (с 3-х лет). У ребенка должны быть сохранены слух, интеллект, зрение. Противопоказаниями к направлению — умственная отсталость, психопатоподобные состояния.
В детские сады (группы) для детей с неврологическими заболеваниями направляют больных детей детским церебральным параличом, последствиями перенесенной родовой травмы в виде пирамидного синдрома; нарушением осанки, нестабильностью шейного о i дел а позвоночника; акушерскими параличами (Дюшена-Эрба и др.); задержкой становления моторных функций; последствиями перенесенных тболеваний, в том числе нейроинфекций, в виде двигательных нарушений.
В детские сады для детей с нарушением зрения направляю! больных с различной степенью снижения остроты зрения, косоглазием.
В некоторых детских садах функционируют специальные (коррек-ционные) группы для детей с дисметаболической нефропа! ней (оксалу-рия, уратурия, фосфатурия), аллергическими заболеваниями. Наполняемость этих групп устанавливается в зависимости oi возраста: до 3-х лет — 10 детей, старше 3-х лет — 15 детей.
Медицинское обслуживание детей в школах, детских садах обеспечивается медперсоналом, который наряду с администрацией учреждения несет ответственность за здоровье и физическое воспитание детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.
Лечебно-профилактическую работу в ДОУ обеспечивает детская поликлиника, в районе деятельности которой оно расположено, а также медицинскими работниками ДОУ Организационно-методическое руководство и контроль медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях осуществляют специальные отделения поликлиник — отделение организации медицинской помощи детям и подросткам (ООМПДП).
Штатные нормативы врачей для обеспечения работы в дошкольных учреждениях устанавливаются из расчета один педиатр на 180-200 детей в детских яслях (ясельных группах яслей/садов) и один педиатр на 600 детей в детских садах.
Для непосредственного наблюдения за детьми в детских садах предусмотрена одна должность медицинской сестры или фельдшера: на 400 детей в детских садах, на 50 детей в санаторных детских садах, на 100 детей в детских яслях, на 30 детей в санаторных детских яслях. При наличии в ДОУ 12 групп детей, в том числе четырех групп ясельного возраста, устанавливают 1,5 ставки старшей медицинской сестры и 0,5 ставки патронажной медицинской сестры; при наличии в детском саду 6 групп — одну ставку старшей медицинской сестры.
Медицинское наблюдение за детьми в ДОУ осуществляется в соответствии с функциональными обязанностями врача и среднего медработника.
Функциональные обязанности врача-педиатра, оказывающего медицинскую помощь в ДОУ
• Диспансерное наблюдение за здоровыми и больными детьми (про
ведение текущих и углубленных профилактических осмотров в декре-
i ированные сроки с анализом данных скрининг-тестов и лабораторного
обследования, распределение по группам здоровья).
• Коррекция отклонений в состоянии здоровья совместно с педаго
гическим персоналом, проведение оздоровительных мероприятий.
• Проведение работы по организации профилактических осмотров
воспитанников и проведение профилактических прививок.
• Ежедневный амбулаторный прием впервые поступивших или вер
нувшихся после болезни детей с целью оказания экстренной медицинс
кой помощи (при необходимости).
• Выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание
первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев.
• Контроль санитарно-гигиенических условий в ДОУ.
• Проведение мероприятий по облегчению адаптации вновь посту
пивших детей, ее коррекция совместно с педагогом.
• Контроль режима дня и оказание методической помощи в органи
зации учебно-воспитательного процесса.
• Контроль физического воспитания и закаливания (распределение
на медицинские группы для занятий физической культурой, анализ эф
фективности физического воспитания с оценкой физической подготов
ленности).
• Гигиеническое воспитание в детском коллективе (рекомендации
по формированию навыков здорового образа жизни с персоналом и
детьми, организация «дней здоровья», игр, викторин на медицинскую тему, профилактика близорукости, кариеса, нарушений осанки и др ).
• Контроль и анализ качества питания.
• Мероприятия по формированию функциональной готовности к
обучению в школе.
• Противоэпидемическая работа и иммунопрофилактика (планиро
вание и анализ вакцинаций, осмотр перед прививкой).
• Проведение санитарно-просветительской работы.
• Ведение медицинской документации, установленной МЗ РФ.
Врач ведет историю развития ребенка по форме № 026/у-2000, журналы осмотра детей в декретированные сроки и диспансерных больных (форма № 030/у)
При переводе ребенка из одного ДОУ в другое врач учреждения, которое он посещал, или участковый педиатр составляет выписку из медицинской карты ребенка.
Педиатр представляет заведующему отделением ООМПДП анализ состояния здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по ее предупреждению. Исходя из основных задач, врач разрабатывает план работы на год, который утверждает главный врач поликлиники (заведующий отделением).
Обязанности медсестры (фельдшера)
• Контроль санитарно-гигиенических условий и всех режимных мо
ментов, гигиенического воспитания в детском коллективе.
• Контроль состояния фактического питания, выполнения меню,
бракеража сырой и готовой продукции.
• Иммунопрофилактика (вакцинация, контроль сосюяпия здо
ровья после прививки, регистрация местной и общей реакции на при
вивку, проведение туберкулиновых проб).
• Контроль физического воспитания, закаливания.
• Контроль течения адаптации и проведения медико-педагогичес
кой коррекции.
• Проведение скрининг-тестов по выявлению отклонений в состоя
нии здоровья
• Контроль проведения и выполнения назначенных оздоровитель
ных мероприятий.
• Ведение документации
Медсестра организует и подготавливает детей к любому виду осмотра, проводит диагностические пробы (реакцию Манту), забор материала для лабораторных исследований (посев кала на кишечную группу, анализ кала на яйца глистов), проводит изоляцию заболевших детей и наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больны-
ми, организует проведение текущей дезинфекции. В отсутствие врача проводит мероприятия, свойственные врачу: осуществляет прием детей в медицинском кабинете после отсутствия ребенка в детском саду более 5 дней, оказывает неотложную помощь в случае острого заболевания. Медсестра составляет заявки на медикаменты, бактериальные препараты, дезинфицирующие средства, медицинский инструментарий и аппаратуру, ведет их учет и отчетность, является материально-ответственным лицом.
В составе медицинского блока в ДОУ должены быть следующие помещения: медицинская комната, процедурный кабинет, изолятор, помещение для приготовления дезинфицирующих средств, туалетная. Медицинский надзор за санитарно-гигиеническими условиями в ДОУ осуществляется на основании требований, изложенных в соответствующих нормативных документах.