Медицинское обеспечение дошкольников

Медицинское обеспечение обучающихся, воспитанников в ДОУ и школах регламентируют несколько документов.

• Приказ Минздрава России и Минобразования России от
30.06.1992 г. № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского
обеспечения детей в образовательных учреждениях».

• Приказ Минздравмедпрома России от 14.03.1995 г. № 60 «Об ут­
верждении инструкции по проведению профилактических осмотров де-

теи дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономичес­ких нормативов».

• Приказ Минздравмедпрома России от 14.03.1996 г. № 90 «О по­
рядке проведения предварительных и периодических медицинских ос­
мотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».

• Приказ Минздрава России от 07.05.1998 г. № 151 «О временных
отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям».

• Приказ Минздрава России от 05.05.1999 г. № 154 «О совершен­
ствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».

• Приказ Минздрава России от 03.07 2000 г. № 241 «Об утвержде­
нии «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений».

Организацию и проведение профилактических ocMoipou детей обес­печивают отделения организации медицинской помощи де!ям и подро­сткам в образовательных учреждениях, детских амбулашрпо-поликли-нических учреждениях. При этом учитывают: их периодичное 1ь (воз­раст, период жизни ребенка); участие в них других специалист» (педа­гогов, психологов); этапность профилактических медицинских ocmoi-ров; объем и методики обследования; предстоящий апали t и pei nciра­цию результатов.

Направления организации медицинского обеспечения дошкольников.

• Организация необходимых профилактических, о.щороншельных
и лечебных мероприятий.

• Предупреждение инфекционных заболеваний среди дпеи, профи­
лактика травматизма и несчастных случаев.

• Контроль, начиная с периода адаптации, за всеет ороп ним развити­
ем и здоровьем детей, их подготовкой к школе.

• Организация и контроль выполнения комплекса пп иепических
мероприятий, необходимых для правильной постаноики режима, оздо­
ровительной, воспитательной и учебной работы в учреждении.

• Ознакомление детей и их родителей с оснонами i иi иены, распро­
странение санитарных знаний среди персонала и родителей

Перечень медицинской документации, обязательной в ДОУ и в шко­ле, представлен в табл 6-1.

Кроме того, медицинскому персоналу рекомендовано вести журна­лы: осмотра на гнойничковые заболевания работников пищеблока; контроля проведения физкультурных занятий в группах, осмотра на пе­дикулез; контроля лечения детей с виражом туберкулиновых проб; обследования детей на гельминты; контроля санитарно-эпидемическо-го режима на пищеблоке, перспективный план профилактических при­вивок на год, месяц; журнал осмотра детей в декретированные сроки, журнал диспансерных больных (ф. 30/у).




Таблица 6-1.Основная медицинская документация в дошкольных образовательных учреждениях

Документ Учетная форма
Индивидуальная карта ребенка 026/у-2000
Талон направления на консультацию и во вспомогательные кабинеты 028/у
Контрольная карта диспансерного наблюдения 030/у
Журнал учета санитарно-просветительной работы 038-0/у
Физиологическая ведомость посещаемости Форма ДН-8/у
Экстренное извещение об инфекционном больном 058/у
Журнал регистрации инфекционных заболеваний 060/у
Карта профилактических прививок 063/у
Карта записей амбулаторных больных 074/у
Книы санитарного состояния учреждения 153/у
Медицинская справка для поступающих в высшее учебное заведение или техникум 286/у
Вкладной лист на подростка к медицинской карте 25-Ю
Результаты осмотра по классам
Профильный журнал 75-а
Журнал учета осмотра на педикулез и чесотку -
Бракеражный журнал
Журнал изолятора Форма № 125
Направление на анализы 200/у
Наряд на эвакуацию инфекционного больного 348/у
Извещение о побочном действии лекарственного препарата 093/у
Сводная ведомость учета заболеваний 071/у

ТИПЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Здоровье детей дошкольного возраста, как и других групп населе­ния, социально обусловлено и зависит от состояния окружающей сре­ды, здоровья родителей и наследственности, условий жизни и воспита­ния ребенка в семье. В связи с этим медицинское обслуживание детей в детских дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) требует особого внимания.

ДОУ организуют для детей в возрасте от 2-х мес до 7 лет. Подбор группы детей должен учитывать возможность организации в ней режи­ма дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим осо-

бенностям каждой возрастной группы. Дошкольные учреждения могут работать как дневные с длительностью пребывания в них детей 9, 10 или 12 ч, так и круглосуточные или как учреждения интернатского ти­па. Вместимость вновь строящихся дошкольных образовательных уч­реждений не должна превышать 350 мест; вместимость ДОУ, пристро­енных к торцам жилых домов и встроенных в жилые дома, — не более 150 мест. Вместимость ДОУ для сельских населенных мест и поселков городского типа рекомендуется не более 140 мест.

Типы дошкольных детских образовательных учреждений.

• Детские сады, ясли-сады общего типа.

• Ясли-сады санаторного типа для детей с виражом туберкулиновых
проб, имевших контакт с больными туберкулезом.

• Дома ребенка для детей без существенных отклонений в состоя­
нии здоровья.

• Дома ребенка для детей с грубыми органическими поражениями
ЦНС.

• Дошкольные детские дома общего типа.

Создаваемые образовательные учреждения нового т и на для детей от 3-х до 10 лет.

• Детский сад-начальная школа;

• Детский сад-начальная школа компенсирующего вида для коррек­
ции отклонений в физическом и психическом развитии поспиганников
и обучающихся.

• Прогимназия с приоритетным осуществлением одною или нес­
кольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интел­
лектуального, художественно-эстетического, физическо! о и др.).

Основные цели таких учреждений: обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создание опти­мальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.

Комплектование в группах ДОУ для здоровых дегей проводится с учетом возраста (табл 6-2).

В настоящее время функционируют специализированные (коррек-ционные) дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллекта (умственно отсталые дети); с нару­шением слуха, речи, зрения; группы детей с неврологическими заболе­ваниями; дисметаболической нефропатией; аллергическими заболева­ниями.

Таблица 6-2.Наполняемость групп в ДОУ

Группы Возраст Количество детей в группе
Ясельная
Первая группа раннего возраста Вторая группа раннего возраста Первая младшая группа от 2-х мес до 1 года от 1 шда до 2-х лет от 2-х до 3-х лет 10 15 15
Дошкольные
Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа от 3-х до 4-х лет от 4-х до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7-ми лет 20(15) 20(15) 20(15) 20(15)

Примечание.В скобках дано оптимальное количество детей в группах

В детские дошкольные учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата направляют детей с остаточными явлениями перенесенного полиомиелита детским церебральным параличом, ско­лиозом, хондродистрофией, артрогриппозом, миопатией, врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата.

Не подлежат направлению в ДОУ: дети, не способные передвигать­ся без посторонней помощи в силу тяжести своего заболевания, дети, страдающие олигофренией в степени имбицильности, идиотии, с выра­женными нарушениями слуха и зрения, а также имеющие противопока­зания для приема детей в ДОУ общего типа.

В детские сады для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) направляют детей с легкой умственной отсталостью (оли­гофрения в стадии дебильности). В этих детских садах организуются диагностические группы, в которых определяется степень задержки умственного развития ребенка.

Не подлежат направлению в детские сады этого типа: больные оли­гофренией в стадии имбицильности и идиотии; слепые, слабовидящие; глухие, слабослышащие; дети с нарушением функции опорно-двига-телыюю аппарата, требующие индивидуального ухода; с интеллекту­альным недостатком в резидуальном периоде (направляются не ранее, чем через 1 год после перенесенной нейроинфекции и других заболева­ний нервной системы); с болезнью Дауна; с судорожными припадками, шизофренией, эпилепсией, дети, страдающие психопатоподобным по-

ведением и другими психическими заболеваниями, требующими актив­ного лечения; дети с первичными эндокринными заболеваниями.

В детские сады для слабослышащих детей, в дошкольный детский дом для глухих детей направляются дети с нарушением слуха. В них не могут быть направлены больные с умственной отсталостью; тяжелыми нарушениями моторики, требующие ухода; с нсихоиатоподобным пове­дением; слепоглухие дети.

Глухие и слабослышащие дети, имеющие легкую умственную отста­лость, направляются в группу для детей со сложным дефектом

В логопедические детские сады и логопедические группы в детских садах (логопед работает несколько раз в неделю) направляют детей с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, заиканием (с 3-х лет). У ребенка должны быть сохранены слух, интеллект, зрение. Противопоказаниями к направлению — умственная отсталость, психопатоподобные состояния.

В детские сады (группы) для детей с неврологическими заболевани­ями направляют больных детей детским церебральным параличом, пос­ледствиями перенесенной родовой травмы в виде пирамидного синдро­ма; нарушением осанки, нестабильностью шейного о i дел а позвоночни­ка; акушерскими параличами (Дюшена-Эрба и др.); задержкой станов­ления моторных функций; последствиями перенесенных тболеваний, в том числе нейроинфекций, в виде двигательных нарушений.

В детские сады для детей с нарушением зрения направляю! больных с различной степенью снижения остроты зрения, косоглазием.

В некоторых детских садах функционируют специальные (коррек-ционные) группы для детей с дисметаболической нефропа! ней (оксалу-рия, уратурия, фосфатурия), аллергическими заболеваниями. Напол­няемость этих групп устанавливается в зависимости oi возраста: до 3-х лет — 10 детей, старше 3-х лет — 15 детей.

Медицинское обслуживание детей в школах, детских садах обеспе­чивается медперсоналом, который наряду с администрацией учрежде­ния несет ответственность за здоровье и физическое воспитание детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение са­нитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.

Лечебно-профилактическую работу в ДОУ обеспечивает детская по­ликлиника, в районе деятельности которой оно расположено, а также медицинскими работниками ДОУ Организационно-методическое ру­ководство и контроль медицинского обеспечения детей в образователь­ных учреждениях осуществляют специальные отделения поликлиник — отделение организации медицинской помощи детям и подросткам (ООМПДП).

Штатные нормативы врачей для обеспечения работы в дошкольных учреждениях устанавливаются из расчета один педиатр на 180-200 де­тей в детских яслях (ясельных группах яслей/садов) и один педиатр на 600 детей в детских садах.

Для непосредственного наблюдения за детьми в детских садах пре­дусмотрена одна должность медицинской сестры или фельдшера: на 400 детей в детских садах, на 50 детей в санаторных детских садах, на 100 детей в детских яслях, на 30 детей в санаторных детских яслях. При наличии в ДОУ 12 групп детей, в том числе четырех групп ясельного возраста, устанавливают 1,5 ставки старшей медицинской сестры и 0,5 ставки патронажной медицинской сестры; при наличии в детском саду 6 групп — одну ставку старшей медицинской сестры.

Медицинское наблюдение за детьми в ДОУ осуществляется в соот­ветствии с функциональными обязанностями врача и среднего медра­ботника.

Функциональные обязанности врача-педиатра, оказывающего ме­дицинскую помощь в ДОУ

• Диспансерное наблюдение за здоровыми и больными детьми (про­
ведение текущих и углубленных профилактических осмотров в декре-
i ированные сроки с анализом данных скрининг-тестов и лабораторного
обследования, распределение по группам здоровья).

• Коррекция отклонений в состоянии здоровья совместно с педаго­
гическим персоналом, проведение оздоровительных мероприятий.

• Проведение работы по организации профилактических осмотров
воспитанников и проведение профилактических прививок.

• Ежедневный амбулаторный прием впервые поступивших или вер­
нувшихся после болезни детей с целью оказания экстренной медицинс­
кой помощи (при необходимости).

• Выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание
первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев.

• Контроль санитарно-гигиенических условий в ДОУ.

• Проведение мероприятий по облегчению адаптации вновь посту­
пивших детей, ее коррекция совместно с педагогом.

• Контроль режима дня и оказание методической помощи в органи­
зации учебно-воспитательного процесса.

• Контроль физического воспитания и закаливания (распределение
на медицинские группы для занятий физической культурой, анализ эф­
фективности физического воспитания с оценкой физической подготов­
ленности).

• Гигиеническое воспитание в детском коллективе (рекомендации
по формированию навыков здорового образа жизни с персоналом и

детьми, организация «дней здоровья», игр, викторин на медицинскую тему, профилактика близорукости, кариеса, нарушений осанки и др ).

• Контроль и анализ качества питания.

• Мероприятия по формированию функциональной готовности к
обучению в школе.

• Противоэпидемическая работа и иммунопрофилактика (планиро­
вание и анализ вакцинаций, осмотр перед прививкой).

• Проведение санитарно-просветительской работы.

• Ведение медицинской документации, установленной МЗ РФ.

Врач ведет историю развития ребенка по форме № 026/у-2000, жур­налы осмотра детей в декретированные сроки и диспансерных больных (форма № 030/у)

При переводе ребенка из одного ДОУ в другое врач учреждения, ко­торое он посещал, или участковый педиатр составляет выписку из ме­дицинской карты ребенка.

Педиатр представляет заведующему отделением ООМПДП анализ состояния здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по ее предупреждению. Исходя из основных задач, врач разрабатывает план работы на год, который утверждает главный врач поликлиники (заведующий отделением).

Обязанности медсестры (фельдшера)

• Контроль санитарно-гигиенических условий и всех режимных мо­
ментов, гигиенического воспитания в детском коллективе.

• Контроль состояния фактического питания, выполнения меню,
бракеража сырой и готовой продукции.

• Иммунопрофилактика (вакцинация, контроль сосюяпия здо­
ровья после прививки, регистрация местной и общей реакции на при­
вивку, проведение туберкулиновых проб).

• Контроль физического воспитания, закаливания.

• Контроль течения адаптации и проведения медико-педагогичес­
кой коррекции.

• Проведение скрининг-тестов по выявлению отклонений в состоя­
нии здоровья

• Контроль проведения и выполнения назначенных оздоровитель­
ных мероприятий.

• Ведение документации

Медсестра организует и подготавливает детей к любому виду осмот­ра, проводит диагностические пробы (реакцию Манту), забор материа­ла для лабораторных исследований (посев кала на кишечную группу, анализ кала на яйца глистов), проводит изоляцию заболевших детей и наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больны-

ми, организует проведение текущей дезинфекции. В отсутствие врача проводит мероприятия, свойственные врачу: осуществляет прием детей в медицинском кабинете после отсутствия ребенка в детском саду более 5 дней, оказывает неотложную помощь в случае острого заболевания. Медсестра составляет заявки на медикаменты, бактериальные препара­ты, дезинфицирующие средства, медицинский инструментарий и аппа­ратуру, ведет их учет и отчетность, является материально-ответствен­ным лицом.

В составе медицинского блока в ДОУ должены быть следующие по­мещения: медицинская комната, процедурный кабинет, изолятор, поме­щение для приготовления дезинфицирующих средств, туалетная. Ме­дицинский надзор за санитарно-гигиеническими условиями в ДОУ осуществляется на основании требований, изложенных в соответствую­щих нормативных документах.

Наши рекомендации