Массаж при функциональной бессоннице

Функциональная бессонница возникает главным образом в результате истощающих нервную систему факторов (переутомления, интоксикации, травмы и т. д.), а также может быть и конституциональной, на почве врожденной слабости нервной системы. Чаще всего наблюдаются две формы нарушения сна. Первая — нарушение засыпания, вторая форма — хорошее засыпание с нарушением сна после 3 ч ночи.

Для регуляции сна целесообразно применять самомассаж ушной раковины(рис. 101).

При нарушении засыпания массируют зоны 1, 2 и
4. Массаж зон применяется перед сном, причем самомассирование зоны 2 лучше выполнять кончиком V пальца.

При нарушениях сна после 3 ч ночи самомассаж производится после просыпания в зонах 1, 3 и 4.

Зона 3 — проекции отраженных функций спинальных и стволовых структур центральной нервной системы, расположена по краю границы противозавитка и раковины. Начало зоны — место пересечения продолжения ножки завитка с противозавитком, конец — пересечение перпендикуляра, проведенного от угла биссектрисы треугольной ямки, с противозавитком. Зона массируется ногтем II пальца в направлении снизу вверх.

В обоих случаях рекомендуются перед сном теплые ножные ванны и массаж воротниковой зоны. Самомассаж ушной раковины при функциональной бессоннице прекращается сразу при нормализации сна.

Рисунок крупным планом

Массаж при функциональной бессоннице - student2.ru

Рис.
101. Последовательность массажа по зонам ушной раковины при бессоннице.

Аппаратные виды массажа

Аппараты облегчают труд массажиста, увеличивают пропускную способность массажных кабинетов, применимы в домашних условиях и т. д. Еще в конце II и начале I столетия до н. э. известнейший из врачей того времени грек Асклепиад был инициатором создания вибрационного массажа с использованием сотрясения. Эту идею только через 2000 лет вновь применил знаменитый французский невропатолог Шарко с целью успокоения нервно-возбужденных людей. В глубокой древности, чтобы облегчить труд массажиста, пользовались различными предметами. Например, учителя гимнастики Древней Греции использовали для усиления эффекта действия массажа у спортсменов специальные скребницы. В настоящее время для увеличения потоотделения в банных условиях применяют почти аналогичные скребницы — в виде одной створки мыльницы.

У славянских племен и карелофиннов большим признанием пользовались купания в банях и приемы растирания по всему телу вместе с похлопыванием и стеганием тела березовыми и дубовыми вениками.

В XVI в. в Японии применялась гисториамма — дугообразно изогнутый кусок дерева длиной 10—12 см с вращающимися катушками на концах и специальные палочки с волосяными мешочками на конце. Последние, по-видимому, были заимствованы из традиционной медицины Древнего Китая, когда для поверхностного кожного воздействия на точки акупунктуры использовались пучки связанных вместе 8—10 коротких игл, прикрепленных к длинной ручке (метод мэй-хуа-чжень).

В XVIII в. клиницист Тиссо в своем капитальном труде «Медицинская гимнастика в хирургии» писал: «Если каждое утро, лежа в постели на спине и приподняв немного согнутые в коленях ноги, растирать себе желудок и живот куском фланели, то этим увеличиваются перистальтические движения во всех кишках брюшной полости». Этот опыт не забыт, и в настоящее время во многих странах выпускаются специальные рукавицы для массажа и мытья тела в бане. Другой француз Ж. Вигороух для лечения двигательных расстройств координации применял камертон.

В дальнейшем массажные инструменты и аппараты постоянно усложнялись и совершенствовались. Учитывая все преимущества аппаратного массажа, следует указать, что любой аппарат не может заменить сознательно управляемых рук человека, которые определяют состояние тканей и воспринимают тончайшие их ответные реакции. Приспосабливаясь к анатомо-физиологическим особенностям тканей и учитывая патологические изменения, массажист в каждый отдельный момент может усилить или ослабить действие массажа, заменить один массажный прием другим в зависимости от их физиологического влияния на организм. При ручном массаже массажист постоянно изучает массируемую область с помощью осязания и зрения, что необходимо для сопоставления ее состояния до массажа и после него, а также после нескольких сеансов массажа. Ни один массажист не способен повторить сеанс массажа, по характеру выполнения аналогичный предыдущему, поэтому в литературе нет указаний об адаптации, привыкании к ручному массажу. В то же время к аппаратным видам массажа организм может адаптироваться, если не изменять дозировку, не сочетать с другими средствами.

Аппарат действительно пока не может полностью заменить руку массажиста, но эту точку зрения нельзя признать абсолютной с учетом создания роботов уже пятого поколения. Отец современного массажа И. В. Заблудовский в конце XIX в. писал: «Нельзя ли воспользоваться новейшими усовершенствованиями механики для устройства таких машин, которые заменили бы действия рук, или не будет ли даже дейст-иие машин предпочтительнее действия рук? Стоило бы только изобрести такую машину, силу которой можно было бы в каждый данный момент определять в цифрах, и, таким образом, вместо неопределенной работы массера, зависящей от субъективного мышечного чувства, иметь дело с работой, выраженной в цифрах; другими словами, вместо того чтобы количество целебного средства взять на глазомер — взвешивать его на точных весах».

В настоящее время нашей промышленностью выпускаются разнообразные массажные устройства, которые различаются функциональным назначением, степенью механизации процесса массажа, видом потребляемой энергии, исполнительными элементами, видом воздействия на массажный участок и эксплуатационно-техническими данными.

Наши рекомендации