Тестовая методика для исследования межличностных отношений и ее компьютерная версия

I. МЕТОДИКА

Теоретические основы

Методика интерперсональных отношений представляет собой классический психодиагностический перечень. Она включает 128 прилагательных, с помощью которых можно описать коммуникативные свойства исследуемых объектов. В основе методики лежат представления о личности и межличностных характеристиках Т.Лири. В общем виде эти представления могут быть сведены к следующему. Во-первых, все коммуникативные свойства человека обладают определенной качественной близостью или отдаленностью; во-вторых, качественно близкие свойства могут отличаться по своей интенсивности (выраженности); в-третьих, совокупности качественно близких интерперсональных характеристик могут быть объединены в относительно однородные группы, отражающие типы межличностного поведения; в-четвертых, совокупность типов межличностного поведения образует определенную структуру, при этом распределение типов и характер их взаимоотношений строго определен степенью выраженности глубинных (обобщающих) интерперсональных тенденций; в-пятых, "интенсивность (выраженность) коммуникативных характеристик отражает их приспособительное или дезадаптационное значение.

В соответствии с этими положениями межличностные характеристики могут быть представлены несколькими разделенными на сектора концентрическими окружностями. Каждый сектор этих окружностей соответствует определенному типу интерперсонального поведения. Распределение типов поведения в окружности не случайно, а строго определено выраженностью глубинных коммуникативных тенденций. Распределение характеристик внутри секторов обусловлено степенью выраженности, заостренности межличностных свойств. Так, что по мере отдаления от центра к периферии нарастает акцентированность и дезадаптационность.

Т.Лири выделил 8 типов межличностного поведения и две основные интерперсональные тенденции.

Краткая характеристика типов межличностного поведения

  1. Властно-лидирующий тип отражает выраженность в интерперсональных отношениях стремления к лидерству, которое, обычно, проявляется в склонности и способности к руководству, тенденции к организаторской деятельности, наставничестве, стремлении советовать и поучать. По мере усиления эти черты могут в поведении все более трансформироваться в доминантность, властность, нетерпимость к критике, в переоценку собственных возможностей, дидактичность и деспотизм.
  2. Эгоцентричный тип отражает склонность демонстрировать в межличностном поведении уверенность в себе и постоянное соперничество. При нормативной выраженности поведение характеризуется независимость», уверенность» в себе, тенденцией к здравому соперничеству, по мере наростания данные черты могут выявляться в виде излишней самоуверенности, гипертрофированности чувства превосходства над окружающими, хвастливости и эгоцентричности, в крайних вариантах доходя до высокомерности, эксгибиционистичности и самовлюбленности.
  3. Прямолинейно-агрессивный тип характеризуется выраженностью в коммуникативном поведении "открыто" агрессивных тенденций, которые при высокой интенсивности проявляются в искренней и непосредственной прямолинейности, в настойчивости при достижении поставленных целей, требовательности. Усиление этих качеств ведет к критичности недружелюбию, агрессивности, непримиримости, несдержанности и вспыльчивости вплоть до взрывчатости, открытой враждебности и жестокости.
  4. Скептический тип выявляет стремление в интерперсональных отношениях занимать недоверчиво-скептическую позицию. Обычно, поведение такого типа характеризуется реалистической оценкой окружающего, проницательностью, неконформностью, критичностью, которые по мере нарастания типологического акцента переходят в тотальный скептицизм, неконвенциальность, недовольство, резкость, склонность к критическим высказываниям, в крайних вариантах проявляясь негативистичностью, выраженной подозрительностью, частой чрезмерной неоправданной обидчивостью.
  5. Субмиссивный, покорный тип характеризуется склонностью занимать в интерперсональных контактах пассивно подчиненную позицию. Коммуникативное поведение при незначительной выраженности данных типологических особенностей описывается как скромность, уступчивое застенчивость, чувствительность, которые по мере усиления проявляются кротостью, стремлением охотно выполнять чужие поручения, отсутсвием своего мнения, самокритичностью, в крайних вариантах характеризуясь повышенным чувством вины, полной покорностью чужой воле.
  6. Зависимо-послушный тип отражает склонность в межличностных отношениях ориентироваться на помощь и сочувствие со стороны окружающих. Эта склонность обусловливает такие черты коммуникативного поведения как доверчивость, принятие авторитетов, уступчивость, послушность, уважительность, которые по мере нарастания преобразуются в чрезмерную конформность, тенденцию к восхищению окружающими, потребность в помощи и опеке, доходя в крайних вариантах до полной зависимости от мнения любых других, активных поисков помощи и сочувствия.
  7. Аффилятивный, сотрудничающий тип характеризуется тенденцией к тесному сотрудничеству с окружающими в системе интерперсональных отношений. При незначительной выраженности этой установки межличностное поведение описывают такие характеристики как мягкость дружелюбие, доверчивость, склонность к компромиссам и соглашению, сотрудничество и безконфликтность. По мере нарастания психологические особенности все более проявляются в виде сверхкомпромиссности, соглашательской позиции, стремления подчеркнуть причастность к интересам большинства, несдержанностью в проявлении эмоции. Крайние варианты отражают сверхконвенциальность, склонность к постоянному излиянию дружеских чувств.
  8. Протективно-покровительствуюший тип отражает тенденцию в межличностных отношениях проявлять постоянную готовность к помощи окружающим. Коммуникативное поведение в нормативном диапазоне отличают склонность к сочувствию и поддержке, добросердечность в отношениях, мягкость, деликатность, ответственность, доверие к другим. Нарастание типологических качеств приводит, однако, к мягкосердечию, сверхобязательности и сверхответственности, гиперсоциальной направленности, чрезмерной эмоциональности, которые в крайних проявлениях представляются чрезмерной жертвенностью.




Глубинные интерперсональные тенденции образуют два коммуникативных вектора, определяющие глобальные модусы межличностного поведения. Первый вектор отражает стремление к самостоятельности, доминированию или склонность к зависимости, подчинению. Второй вектор представляет тенденции эмоционального принятия (доброжелательности - любви) или отвержения (агрессивности - ненависти).

Концепция интерперсональных свойств Т.Лири фактически представляет собой структурирование межличностного пространства, на которое принципиально может быть спроецирована коммуникативная сфера любого человека. При этом каждого индивида характеризует строго определенный "рисунок". Специфические особенности этого "рисунка" отражают наиболее существенные характеристики коммуникативной деятельности. Таким образом, задается система координат, позволяющая однозначно картировать свойства исследуемого объекта.

Операционализация концепции Т.Лири и создание на ее основе психодиагностического инструмента - методики интерперсональных отношений произведена еже в начале 50-х годов Дафоргом и Сазелом.

Валидность предложенной ими методики целиком основывалась на концептуальном анализе существующих в английском языке понятий, описывающих коммуникативные характеристики человека. В последующем Д.Н.Собчик (1990) произвела адаптацию теста для русско-язычной популяции. В ее исследованиях содержатся и данные, касающиеся основных психометрических свойств методики.

Текст методики

Русскоязычная версия текста включает следующий набор характеристик.

1. Умеет нравиться

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством достоинства

6. Независимый

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявлять недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

20. Покладистый

21. Благодарный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

26. Стремится ужиться с другими

27. Доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Ободряющий

31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызывать восхищение

34. Пользуется у других уважением

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловитый, практичный

40. Соперничающий

41. Стойкий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Неуверенный в себе

51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

60. Добросовестный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

64. Щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значительности

67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

72. Хитрый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Расчетливый

75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлоблен

78. Жалобщик

79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

83. Безинициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко поддается влиянию друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбора

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится помочь каждому

97. Стремящийся к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Относится к окружающим с чувством превосходства

102. Тщеславный

103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злой, жестокий

107. Часто гневлив

108. Бесчувственный, равнодушный

109. Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

115. Услужливый

116. Мягкотелый

117. Почти никому не возражает

118. Навязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда со всеми дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

127. Заботится о других в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной добротой

Все представленные в перечне характеристики достаточно лаконичны, семантически однозначны, известны и общеупотребительны. В список не включались специальные термины, а также прилагательные с ярко выраженным диалектным или жаргонным (сленговым) оттенком. В тоже время предлагаемый набор определений с достаточной полнотой отражает весь спектр понятий, характеризующих сферу общения.

Структура методики

Тест интерперсональных отношений является многошкальной и многоаспектной методикой. Составляющие перечень определения образует восемь равных по количеству групп (октант). Каждая октанта представляет собой шкалу, отражающую один из восьми описанных выше типов интерперсонального поведения и построенную в полном соответствии с приводившимися ранее положениями концепции Т.Лири. Октанта, таким образом, включает 16 определений, распределенных по 4 уровням в зависимости со степенью выраженности, заостренности представленных характеристик. Так, например, первый уровень I октанты составляют такие определения как "умеет нравится", "производит впечатление на окружающих”, "умеет распоряжаться, приказывать”, "умеет настоять на своем"; второй уровень - "способен вызывать восхищение", "пользуется у других уважением", "обладает талантом руководителя", "любит ответственность",... четвертый уровень - "стремящийся к успеху", "ожидает восхищения от каждого", "распоряжается другими", "деспотичен".

Каждое определение в перечне имеет свой порядковый номер, позволяющий идентифицировать его принадлежность к шкале – октанте, поскольку организация всего перечня основывается на квазислучайном распределении характеристик.

Относительная простота перечня и универсальность создаваемого им межличностного пространства позволяет отображать исследуемый объект в различных ракурсах. Сопоставление получаемых проекций дает весьма ценную диагностическую информацию. Этим определяется многоаспектный характер методики. С помощью перечня испытуемый может описать свое реальное или идеальное Я, других людей и т.д.

Инструкция испытуемому

Инструкция, получаемая испытуемым в процессе тестирования, зависит от того аспекта, который подлежит описанию. Наиболее употребительна следующая инструкция: "Прочтите пожалуйста, внимательно список следующих характеристик и в регистрационном бланке подчеркните номера тех из них, которые соответствуют Вашим представлениям о себе в настоящий момент. Подчеркнутый номер должен означать, что Вы считаете данное качество характерным для себя, а неподчеркнутый - то, что данное свойства Вам совершенно не присуще. Постарайтесь быть максимально откровенным".

Подсчет результатов

Квазислучайный принцип распределения характеристик в перечне и специальная организация регистрационного бланка обеспечивают простоту тестовых расчетов. Для подсчета результатов по шкалам не требуется особого наложения каких-либо сеток ключей. Каждая октанта (шкала) оказывается представленной столбиком из четырех клеток. Расположение шкал соответствует их порядковым номерам. Таким образом, для получения оценок по шкалам становится достаточным подсчитать количество подчеркнутых номеров в каждом из столбиков (рис 1)

Традиционный вариант применения перечня не предполагает каких-либо процедур приведения, то есть перевода «сырых» оценок по шкалам в «шкальные» показатели. Высчитываются лишь вторичные факторы (доминирование V; доброжелательность G), которые по существу являются количественными показателями степени выраженности глубинных (обобщающих) интерперсональных тенденций. Этот расчет осуществляется на основе "сырых" оценок по шкалам по следующим Формулам:

V = I - V + 0,7 (II + III – VI - IV)

G=VII – III + 0,7 (VIII + VI –IV - II)

Римские цифры соответствуют порядковым номерам октант.

Визуализация результатов проводится с помощью диаграмм (рис.1), которые представляют собой совокупность разделенных на сектора концентрических окружностей. Каждый сектор при этом соответствует шкале октанте. Количественный показатель по шкале отображается площадью заштриховки сектора.

Рис. 1.

Ключи и регистрационный бланк к методике

интерперсональных отношений.

К ЛЮЧ И
                               
I II III IV
К ЛЮЧ И
                               
V VI VII VIII
Октанты для графического изображения результатов тестирования.

тестовая методика для исследования межличностных отношений и ее компьютерная версия - student2.ru

Интерпретация результатов

Интерпретация тестовых данных осуществляется, исходя из следующих принципов:

  1. Количественный результат по шкале отражает степень заостренности» выраженности соответствующего типа интерперсонального поведения. По мере роста показателя по шкала поведение все более приобретает черты акцентированности, а при крайних оценках характеризуется дезадаптирующими качествами.
  2. Распределение шкальных оценок в диаграмме представляет меру гармоничности или дисгармоничности исследуемого аспекта межличностной сферы. Особенно неблагоприятны подъемы по "полярным" диаметрально расположенным шкалам.
  3. Распределение оценок по шкалам, а также соотношение этих оценок и "вторичных" факторов (V, G) характеризуют меру согласованности или внутренней конфликтности описаний.

4. Степень соответсвия шкальных распределений («рисунков» на диаграммах), полученных при описании различных аспектов коммуникативной сферы ("реальное Я", "идеальное Я", «Я глазами окружающих» и т.д.), свидетельствует о наличии или отсутствии глубоких интрапсихическнх конфликтов, позволяет проанализировать интерперсональные взаимодействия, психологическую коммуникативную совместимость; выявить особенности и детерминанты, используемые личностью в общении оценок и самооценок.

Компьютерная версия

теста интерперсональных отношений (экспертная система -вариант ТиЛи)

Система ТиЛи осуществляет полный цикл психологического исследования личности по опроснику интерперсональных отношений и реализует следующие операции:

  • тестирование испытуемого путем предоставления ему 128-ми прилагательных межличностного перечня в виде 8-ми страниц (по 16 прилагательных в каждом);
  • ввод значений октант с протокола;
  • обработка результатов тестирования и получение значений октант и вторичных факторов, которые в компьютерной версии обозначены L и Д (в тексте соответственно V и G).
  • отображение значений октант и факторов в графическом виде;

§ предоставление вербальной интерпритации в виде связного, непротиворечивого и психологически адекватного методике текста заключения;

§ печать протоколов исследования;

§ работа с базой данных испытуемых;

Главное "меню" системы содержит следующие позиции: ИСПЫТУЕМЫЙ, ОПРОС, РЕЗУЛЬТАТЫ, БАЗА И АННОТАЦИЯ.

Последняя строка экрана (строка статуса) всегда показывает, какие конкретно клавиши нужно нажимать в тот или иной момент.

Режим АННОТАЦИЯ необходим только для знакомства с методикой. При входе в этот режим пользователю предлагается прочитать аннотацию к методике.

Режимы ИСПЫТУЕМЫЙ, ОПРОС и РЕЗУЛЬТАТУ позволяют работать с одним единственным испытуемым (последним введенным).

Режим ИСПЫТУЕМЫЙ необходим для ввода информации об испытуемом. Если Вы забыли ввести эту информацию, то система не позволит Вам тестировать испытуемых или вводить данные с протокола. Поэтому первым шагом, который Вы должны сделать, это войти в режим ИСПЫТУЕМЫЙ.

Режим ОПРОС осуществляет тестирование испытуемого или ввод значений октант с протокола.

После прохождения этих режимов каждый испытуемый получает свой порядковый номер протокола и заносится в базу данных испытуемых.

Режим РЕЗУЛЬТАТЫ позволяет посмотреть результаты тестирования:

§ значения октант и факторов;

§ список прилагательных, отобранных испытуемым, если же не осуществлялся ввод значений октант с протокола;

§ два круга, первый из которых отображает значения октант, а второй – значения факторов;

§ вербальную интерпритацию.

Режим БАЗА предоставляет возможность работать с введенными ранее (с помощью режимов ИСПЫТУЕМЫЙ и ОПРОС) испытуемыми. Для просмотра испытуемых необходимо ввести номера протоколов. После этого Вы можете работать с базой.

Система выдает на печать протоколы исследований испытуемых, которые содержат информацию об испытуемом, значения октант, а также вербальную интерпретацию тестовых данных в виде связного, непротиворечивого и психологически адекватного методике текста.

Принцип построения вербальной интерпретации разрабатывался на основе технологии проектирования экспертных систем и отражает знания и опыт эксперта-психолога по использованию опросника в клинике Психоневрологического института им.В.М.Бехтерева.

Технология проектирования экспертных систем предполагает создание модели предметной области (ПО), а также идентификацию механизма вывода для принятия решений. Модель ПО представляет собой совокупность понятий и семантических отношений, а механизм вывода тесно связан с парадигмой интерпретации тестовых данных.

В основе системы понятий опросника интерперсональных отношений лежат названия восьми октант и соответствующих им характеристик личности (шестнадцать характеристик на каждую октанту в зависимости от диапазона набранных испытуемым баллов).

В основе семантических отношений лежат теоретические представления автора - Т.Лири о противоречивости противоположных октант и плавном переходе по кругу.

Учитывая опыт использования опросника в клинике применительно к нашей популяции (адаптации), авторы-разработчики компьютерной версии оставили за собой право модифицировать названия октант и характеристик личности, а также их семантическую взаимосвязь по отношению к классическим теоретическим представлениям Т.Лири, изложенным в известных методических руководствах (в частности, в руководства Л.Н.Собчик).

Парадигма интерпретации тестовых данных основана на визуальном восприятии психологом-экспертом, осуществляют интерпретацию, результатов тестирования, иначе говоря, компьютерная версия опросника представляет собой перевод визуального восприятия круга практическим психологом в некоторое вербальное описание, представляющее собой связный, непротиворечивый и психологически адекватный методике текст.

Анализ визуального восприятия круга психологом позволил сделать вывод, что все получаемые результаты тестирования, традиционно отображаемые на круге, можно разложить на восемь независимых ситуаций:

1) равномерность (равномерное распределение тестовых данных по кругу);

2) один пик (сильное преобладание одной октанты над другой);

3) два пика (сильное преобладание двух октант над остальными);

4) три пика ( сильное преобладание трех октант над остальными);ч

5) четыре пика (сильное преобладание четырех октант над остальными) ;

6) пять пиков (сильное преобладание пяти октант над остальными);

7) шесть пиков (сильное преобладание шести октант над остальными);

8) семь пиков (сильное преобладпние семи октант над остальными);

Ситуация "пять пиков" равносильна "трем провалам", то есть ситуации "три пика" наоборот. Аналогично можно расценить и ситуации "шесть пиков" и "семь пиков".

Компьютерная интерпретация построена таким образом, что каждая ситуация получила свое описание, причем во внутрь этого описания вставляется имена тех октант или характеристик (от одной до трех), которые соответствует баллам, набранным конкретным испытуемым.

"Склейка" характеристик осуществляется с учетом их семантической взаимосвязи. Если октанты или характеристики противоречивы, то в тексте отражается это противоречие, а в заключении психолог разрежает его путам констатации проблемы личности.

Определение восьми ситуаций повлияло на формулировку систему понятий. Название октант и характеристик для ситуации равномерности несколько отличается от названий октант я характеристик для остальных семи ситуаций.

Комплект поставки и требования к аппаратурному и программному обеспечению: загрузочный модуль ptili exe (381, 018 bytes) 22 файла формата db (159,744 bytes ) и драйвер egavga bgi.

Программа работает на IBM-совместимых ПК в среде версия 2.0 и выше.

Лист для оценки анкеты Лири

Аспекты Октанты   I II III IV V VI VII
             
             
             
             
             
             
             
             

 
  тестовая методика для исследования межличностных отношений и ее компьютерная версия - student2.ru

тестовая методика для исследования межличностных отношений и ее компьютерная версия - student2.ru

тестовая методика для исследования межличностных отношений и ее компьютерная версия - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Методика

Теоретические основы

Краткая характеристика типов межличностного поведения

Текст методики

Структура методики

Инструкция испытуемому

Подсчет результатов

Интерпретация результатов

ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЕЕ КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСИЯ

Пособие для врачей и психологов

Санкт-Петербург 1994

Методическое пособие составлено в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

Авторы-составители: д.м.н., проф. Л.И. Вассерман, к.п.н. В.В. Бочаров, к.п.н. С.В. Ткаченко, к.техн.н. К.Р. Червинская.

Редактор – проф. Вассерман.

Предлагается психодиагностический инструмент для определения вариантов межличностных отношений у больных с различными нервнопсихическими заболеваниями. Анализ результатов тестирования может использоваться в клинической практике для обоснования психотерапевтических и социотерапевтических мероприятий с больными и их микросоциальным окружением.

Предназначено для врачей, включая организаторов здравоохранения, клинических и социальных психологов, работающих в клинике, а также решающих вопросы профессионального отбора.

(С) Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева

Санкт-Петербург, 1994

ВВЕДЕНИЕ

Гуманизация медицины предъявляет особые требования к развитию медицинской психологии. Человек во всей полноте своих проявлений, страдающий и борющийся, претерпевающий разрушительные влияния патогенных факторов и активно противостоящий их деструктивному воздействию становится фокусом современных медицинских подходов. Это требует не декларативного, а фактического учета особенностей его личности, системы жизненных ценностей, свойств темперамента и характера, иерархии мотивов, механизмов психологической адаптации и т.д. Особое значение в связи с этим приобретает изучение его интерперсональных характеристик, стилевых и содержательных свойств коммуникативной деятельности, уровня и глубины межличностных контактов, их адаптационного или дезадаптационного влияния.

Общение – одна из важнейших сфер деятельности человека. Именно в общении человек раскрывается в своих наиболее важных проявлениях. Успешность общения во многом предопределяет социально-психологическую адаптацию, через общение с другими он добивается важнейших личностных целей, реализует свой жизненный замысел, противостоит неблагоприятным средовым влияниям, формирует представление о себе, своих свойствах и ценности. Вместе с тем коммуникативная недостаточность или ущербность ведет к социальной дезадаптации, затрудняет достижение поставленных жизненных целей, нарушает эмоциональную жизнь, рождает чувство одиночества, ощущение своей психологической неполноценности.

Богатый клинический материал свидетельствует о том, что дефактная интерперсональная система существенно осложняет не только процесс лечения, но и в особенности реабилитацию – возвращение к нормальному привычному стереотипу жизнедеятельности. Вместе с тем сама коммуникативная сфера часто страдает при различных заболеваниях , так что механизм ее патологических изменений вплетается в общий патогенез болезни.

С другой стороны, в общении зачастую проявляются важнейшие психологические свойства человека, его глубокие внутренние конфлик­ты и эмоциональные переживания. В нем, как в зеркале, отражается вся полнота душевной жизни, наиболее значимые проблемы, механизмы психологической зашиты и т.д. Таким образом, межличностная сфера представляет собой одну из значимых психодиагностических мишеней, чрезвычайно существенных при изучении как нервно-психической, так и психосоматической патологии.

Постоянно развивающийся психодиагностический арсенал медицинской психологии все же пока еще явно недостаточен - в настоящее время существует проблема оснащения практического здравоохранения современными методиками, позволявшими врачам и практическим психологам получать важную для саногенеза психодиагностическую информацию. Традиционно пополнение психодиагностического инструментария происходит преимущественно двумя путями. С одной стороны, создаются новые методики на базе современных клинико-психологических знаний, с другой стороны, проводится большая работа по адаптации зарубежных клинических психодиагностических средств. По-видимому, далеко не исчерпанными остаются возможности привлечения для решения сугубо клинико-психологических задач методик, хорошо зарекомендовавших себя в смежных областях, например в социальных и социально-психологических исследованиях.

Современный этап развития медицины настоятельно требует интеграции медико-психологической информации в общую структуру медицинских знаний. Магистральным путем для этого процесса является все более широкое распространение информационных компьютерных технологий. Это в свою очередь предъявляет особые требования к психодиагностическому инструментарию. Становится важным не только получить диагностически полезные данные, но и иметь возможность представить их в виде, позволяющем производить прагматически важные сопоставления. С другой стороны, сама возможность таких сопоставлений неизмеримо расширяет диагностический потенциал психологических методов, способствует получению развернутых интерпретационных заключений с использованием экспертных оценок.

В настоящем пособии описывается опыт клинического применения методики для оценки интерперсональных отношений (Т.Лири) на основе модифицированных правил содержательного анализа результатов, подчеркиваются практически важные закономерности изменения коммуникативной деятельности при различной нервно-психической патологии, представляется оригинальная компьютерная версия методики с целью использования ее для психологического скрининга, психотерапии и профотбора.

I. МЕТОДИКА

Теоретические основы

Методика интерперсональных отношений представляет собой классический психодиагностический перечень. Она включает 128 прилагательных, с помощью которых можно описать коммуникативные свойства исследуемых объектов. В основе методики лежат представления о личности и межличностных характеристиках Т.Лири. В общем виде эти представления могут быть сведены к следующему. Во-первых, все коммуникативные свойства человека обладают определенной качественной близостью или отдаленностью; во-вторых, качественно близкие свойства могут отличаться по своей интенсивности (выраженности); в-третьих, совокупности качественно близких интерперсональных характеристик могут быть объединены в относительно однородные группы, отражающие типы межличностного поведения; в-четвертых, совокупность типов межличностного поведения образует определенную структуру, при этом распределение типов и характер их взаимоотношений строго определен степенью выраженности глубинных (обобщающих) интерперсональных тенденций; в-пятых, "интенсивность (выраженность) коммуникативных характеристик отражает их приспособительное или дезадаптационное значение.

В соответствии с этими положениями межличностные характеристики могут быть представлены несколькими разделенными на сектора концентрическими окружностями. Каждый сектор этих окружностей соответствует определенному типу интерперсонального поведения. Распределение типов поведения в окружности не случайно, а строго определено выраженностью глубинных коммуникативных тенденций. Распределение характеристик внутри секторов обусловлено степенью выраженности, заостренности межличностных свойств. Так, что по мере отдаления от центра к периферии нарастает акцентированность и дезадаптационность.

Т.Лири выделил 8 типов межличностного поведения и две основные интерперсональные тенденции.

Краткая характеристика типов межличностного поведения

  1. Властно-лидирующий тип отражает выраженность в интерперсональных отношениях стремления к лидерству, которое, обычно, проявляется в склонности и способности к руководству, тенденции к организаторской деятельности, наставничестве, стремлении советовать и поучать. По мере усиления эти черты могут в поведении все более трансформироваться в доминантность, властность, нетерпимость к критике, в переоценку собственных возможностей, дидактичность и деспотизм.
  2. Эгоцентричный тип отражает склонность демонстрировать в межличностном поведении уверенность в себе и постоянное соперничество. При нормативной выраженности поведение характеризуется независимость», уверенность» в себе, тенденцией к здравому соперничеству, по мере наростания данные черты могут выявляться в виде излишней самоу

Наши рекомендации