Организация здорового образа жизни семьи.


В последние годы был внесен большой вклад в развитие в России службы охраны здоровья матери и ребенка. Однако анализ состоя­ния здоровья детей свидетельствует о неблагоприятных тенденци­ях. Существенным фактором ухудшения состояния здоровья детей является отсутствие экономических и правовых механизмов, сти­мулирующих у населения интерес к сохранению здоровья, здорово­му образу жизни.

Существует множество факторов, способных влиять на форми­рование здоровья детей в различные возрастные периоды их жиз­ни.


Период от рождения до одного года. В этот возрастной период важнейшим фактором, влияющим на состояние здоровья ребенка, является питание. В питании детей первого года жизни должны использоваться только продукты, предназначенные для детского питания, соответствующие возрасту ребенка. Нерациональное или некачественное питание может привести к отставанию в физи­ческом и нервно-психическом развитии, дефицитным состояниям, кишечным инфекциям, а в дальнейшем - к хронической патологии нервной, эндокринной систем, органов пищеварения, системы кро­вообращения, психическим расстройствам и т.д.

К приоритетным факторам, влияющим на состояние здоровья детей до года, относятся обеспечение правильного ухода за ребен­ком, соблюдение режима кормления, сна и прогулок, санитарно-гигиенических условий, стимулирование развития ребенка лицами, осуществляющими уход.


Пассивное курение табака представляет собой реальную и значи­тельную угрозу здоровью детей этого периода жизни. Такое воздей­ствие вызывает целый ряд неблагоприятных последствий для здоро­вья ребенка, включая инфекции нижних дыхательных путей и забо­левания среднего уха. Воздействие сигаретного дыма в этом возрасте может также способствовать развитию сердечно-сосудистых заболе­ваний у взрослых и нарушению нервно-психического развития.


В этот возрастной период крайне важным является высококва­лифицированное и доступное медицинское обслуживание. Это обу­словлено необходимостью регулярного наблюдения, раннего вы­явления и лечения наследственных, врожденных и приобретенных заболеваний.


Важным фактором является профилактика инфекционных за­болеваний, в частности, иммунизация согласно Национальному календарю профилактических прививок. Инфекционные болезни в большинстве случаев являются предупреждаемыми и излечимыми причинами заболеваемости, а иммунизация - одной из наиболее экономически эффективных мер общественного здравоохранения.


Период от одного года до трех лет. Важнейшую роль в формиро­вании здоровья ребенка продолжает играть питание. Недостаточ­ное, нерациональное, не соответствующее возрасту питание может привести к отставанию в физическом развитии и нарушению когни­тивных функций. В то же время нездоровый рацион питания с по­вышенным содержанием калорий способствует избыточному весу и ожирению, при этом могут вырабатываться нездоровые привычки питания, сохраняющиеся на протяжении всей жизни человека.


Сохраняется негативная роль пассивного курения. У родителей-курильщиков дети раннего возраста достоверно чаще относятся к категории часто и длительно болеющих - соответственно 57% про­тив 35,3% у некурящих родителей. Табачный дым также вызывает долгосрочные последствия, связанные с его длительным воздей­ствием.


В этот период закладываются навыки личной гигиены и самооб­служивания, режима дня. Все большее значение приобретает стиму­лирование развития ребенка и установление психологического кон­такта с близкими для адекватного нервно-психического развития и последующей социальной адаптации ребенка в обществе.


Сохраняется сильное влияние фактора доступности и качества медицинской помощи, в частности, уровень иммунизации. В Россий­ской Федерации достигнут и поддерживается высокий (более 95%) охват прививками в рамках Национального календаря прививок детей в возрасте 12 месяцев и 24 месяцев против дифтерии, столб­няка, коклюша, эпидемического паротита, кори, полиомиелита и туберкулеза.

Дошкольный и младший школьный период (3-9 лет).В этом возрастном периоде питание остается одной из основных проблем здоровья и развития детей. Недополучение питательных веществ в этом возрасте отрицательно сказывается на показателях физическо­го развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявле­нию обменных нарушений и хронической патологии.

Актуальными становятся проблемы питания в организованных коллективах, которые дети этого возраста начинают посещать. Особенно неблагополучная ситуация наблюдается со школьным питанием. Пищевая ценность школьных завтраков и обедов не всегда соответствует возрастным физиологическим потребностям детей, принципам рационального, сбалансированного, здорового питания. Меню составляется, главным образом, с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах. В ряде случаев отмечается замена горячего питания буфетной продукцией.

Структура питания школьников характеризуется сниженным потреблением наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как мясо, рыба, яйца, растительное масло. При этом увеличивается потребление хлеба и хлебопродуктов. Рацион питания характеризуется также дефицитом полиненасыщенных жирных кислот, большинства витаминов и микроэлементов, что является важной причиной таких нарушений состояния здоровья школьников, как задержка роста, анемия, кариес, остеопороз, болезни желудочно-кишечного тракта.

Для детей этого возраста значимыми становятся факторы дошкольного и школьного обучения. Образовательный процесс многих детских садов перегружен дополнительными занятиями, нередко заимствованными из школьных программ. В то же время ни одна из действующих программ и технологий обучения не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о безопасности для здоровья детей.

Все больше шестилетних детей пополняют ряды первоклассников. Снижение возрастного состава детей не сопровождается корректировками образовательных нагрузок в детских садах и приводит к переутомлению. Почти 40% шестилетних детей заканчивают учебный день с сильным и выраженным утомлением.

Роль школы в формировании здоровья детей весьма отчетливо прослеживается на начальном этапе обучения. Уже к концу первой ступени обучения у современных школьников происходит увеличение числа школьно-обусловленных болезней, особенно болезней пищеварительной, костно-мышечной систем, нервно-психической сферы.

К значимым негативным факторам школьного обучения относятся:

· повышенный объем учебной нагрузки, который является наиболее неблагоприятным фактором школьной среды, приводящий к ухудшению работоспособности и самочувствия, дефициту сна и двигательной активности, снижению физического развития и адаптационных возможностей организма, развитию близорукости;

· нерационально составленное расписание уроков;

· инновационные методики и технологии обучения, не соответ­ствующие возрастным и физиологическим особенностям уча­щихся;

· авторитарность современной школы, способствующая росту выраженности утомления, степени невротизации, количества психосоматических заболеваний;

· несоответствие образовательных учреждений санитарно-эпидемиологическим требованиям (нарушения санитарно-эпидемиологического режима, снижение освещенности, несо­ответствие мебели росто-возрастным особенностям детей).


В этот возрастной период увеличивается значимость влияния на состояние здоровья социально-гигиенических факторов, особенно образа жизни. Увлечение высокотехнологичными средствами раз­влечения (компьютеры, мобильные телефоны и др.) распространя­ется и на детей младшего возраста. Значительную часть досуга зани­мает просмотр телевизора. Эти негативные тенденции приводят не только к переутомлению нервной системы и зрительного анализа­тора, но и способствуют гиподинамии, уменьшению времени пре­бывания на свежем воздухе, нарушениям сна.

Образ жизни родителей влияет на формирование отношения к здоровому образу жизни у детей. В этом возрасте формируются сте­реотипы физической активности, проведения досуга, отношения к вредным привычкам. Пассивное курение сохраняет свою значимость для состояния здоровья детей, приводя не только к повышенной заболеваемости, но и к изменениям психики, внимания и способ­ности к усвоению новых знаний. В то же время у детей младшего школьного возраста могут появляться опасные формы поведения, такие как активное курение и употребление алкоголя, особенно если родители имеют вредные привычки. По данным социологических исследований, возраст начала курения уменьшился с 15,2 до 10 лет.


В этой возрастной группе важную роль продолжают играть медико-организационные факторы, особенно уровень иммунизации. Если у детей раннего возраста ситуация относительно благоприят­ная, то охват прививками детей старше 5 лет в рамках Националь­ного календаря прививок против отдельных инфекционных забо­леваний не достигает необходимого для защиты ребенка уровня. Особенно это касается кори, краснухи и гепатита В.

Подростковый период (10-17 лет).Фактор питания и в этой возрастной группе сохраняет свою актуальность. Нарушения ре­жима принятия пищи, нерациональное, однообразное питание - основные проблемы в подростковом возрасте. В школе процент охвата горячим питанием снижается. Большинство старшеклассни­ков предпочитают пользоваться буфетной продукцией. Тревогу вы­зывает увлечение фаст-фудом, высококалорийными газированными напитками (кока-кола), способствующими росту распространенно­сти избыточного веса.


Для подростков среднего и старшего школьного возраста фак­тор школьного обучения становится все более значимым в силу уве­личения учебной нагрузки, появления дополнительных занятий, экзаменов, в последние годы - ЕГЭ. Профессиональное образование, которое получает часть подростков, вносит дополнительную леп­ту в ухудшение здоровья этого контингента: совмещение общей и профессиональной подготовки сопровождается увеличением об­щего объема учебной нагрузки, ухудшением психоэмоционального состояния, утомлением, повышенной заболеваемостью. Дополни­тельными негативными факторами у этого контингента подростков являются высокое распространение внеучебной трудовой деятель­ности (до 50% учащихся), вредных привычек.


Подрабатывающие подростки чаще жалуются на плохое само­чувствие, число часто болеющих в этой группе вдвое больше, как и количество хронических заболеваний. При этом, чем раньше на­чинают работать подростки, тем хуже у них показатели здоровья и самочувствия.

В последние годы все большую распространенность получает выраженная гиподинамия - до 75-85% среди старшеклассников. В связи с гипокинезией снижается не только физическая работоспо­собность, резервные возможности, но и ухудшается формирование растущего организма, увеличивается риск развития хронических заболеваний. Почти половина подростков нерегулярно посещают уроки физкультуры в школе, в спортивных секциях занимаются не более четверти подростков.

В структуре досуга современных детей и подростков лидирую­щую позицию занимают компьютерные игры, распространенность которых растет тревожными темпами. Особому воздействию ком­пьютера подвергаются так называемые «геймеры» - часто и дли­тельно играющие, имеющие ту или иную степень компьютерной зависимости. Этих подростков можно считать группой риска по нарушению здоровья.

В подростковой среде особую актуальность приобретает рас­пространенность поведенческих факторов риска для здоровья, так как для подростков характерна склонность к экспериментирова­нию. Несмотря на очевидное отрицательное влияние вредных при­вычек на здоровье, их распространенность в молодежной среде не только не уменьшается, но и имеет устойчивую тенденцию к росту. Алкоголизм особенно опасен, так как он формируется в короткие сроки (у подростков в среднем через 1-3 года после начала система­тического употребления спиртных напитков, т.е. в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых) и имеет прогрессирующее течение.


В последние годы все актуальней становится проблема пивного алкоголизма. В то же время пивной алкоголизм формируется бы­стрее водочного и труднее поддается лечению.

С употреблением алкоголя тесно связана проблема табакокуре­ния. Среди подростков, не употребляющих спиртные напитки или употребляющих их редко, больше некурящих. Установлено, что число курящих родственников в семье достоверно связано с куре­нием школьников: в семьях, где нет курящих, курит 18% мальчиков и 6% девочек, в семьях, где имеется 3 курящих родственника, курит более 57,4% мальчиков и 32,5% девочек. Выраженную никотино­вую зависимость имеют 6% подростков.

Привычка курения представляет собой не менее опасное яв­ление в подростковой среде, чем употребление алкоголя. Являясь мощным психоактивным веществом, по мнению экспертов ВОЗ, табак вызывает более сильную зависимость, чем даже героин, кока­ин или марихуана.

Особенно острую проблему представляет наркотизация под­ростков, приводящая не только к криминальным действиям, но и к саморазрушительному поведению, психосоматическим расстрой­ствам, нарушению адаптации в семье, учебном заведении, обществе. Для медицины проблема усугубляется еще и риском распространения ВИЧ-инфекции, гепатита С.

Сильную тревогу вызывает проблема репродуктивного поведения подростков. Характерными особенностями сексуального поведения современных подростков являются раннее начало половой жизни (средний возраст 16 лет), частая смена половых партнеров (только 60-65% подростков имеют постоянного сексуального партнера), низкий уровень знаний о безопасном сексе. Все это приводит к негативным последствиям для здоровья: высоким цифрам подростковых абортов, уровень которых выше, чем у женщин в возрасте 40 лет и старше, юному материнству, высоким показателям заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем. Все более острой проблемой становится распространение ВИЧ.

Значительное влияние на состояние здоровья подростков имеют внешние причины - травмы, убийства, утопления, которые составляют 75% в структуре причин смерти детей этого возраста. Актуальность этой проблемы поддерживают такие факторы, характеризующие современное общество, как выраженная агрессивность и социальный негативизм, ранняя алкоголизация и нарастающая наркотизация детей, ослабление института семьи, широкая пропаганда порнографии, секса, насилия и т.д. В то же время существуют реальные возможности для снижения уровня смертности и инвалидности от внешних причин. Доказано, что 30% смертей можно предупредить профилактическими мерами, контроль за детьми на дорогах мог бы предотвратить 17% смертей.

Наши рекомендации