Предотвращение рисков жестокого обращения в приемной семье.
Замещающим родителям необходимо понимать, что в приемной семье существует большой риск закрепления за ребенком-сиротой роли «агрессора» или «козла отпущения». Неизбежные проблемы ребенка могут провоцировать членов семьи к фиксации восприятия его в роли виновника всех семейных бед. Как только члены семьи начинают на кого-то постоянно жаловаться, заострять внимание на чьих-то поступках, можно утверждать, что в семье появился «козел отпущения». Эту роль может играть любой член семьи. При этом семья «четко понимает», из-за кого у нее столько неприятностей.
Приемный ребенок легко берет на себя эту роль. Он готов на все, лишь бы получать внимание от семьи, но эта роль опасна. Ребенок «загоняется» в роль Плохиша и начинает жить в соответствии с этой ролью. Задача семьи не допустить, чтобы эта роль «приросла» к ребенку. Правильное распределение ролей очень важно при выстраивании отношений между родным и приемным ребенком. Один из них, чаще всего родной, может взять роль родителя: ухаживать, воспитывать, наказывать другого ребенка. Ни один ребенок не может взять на себя родительскую ответственность.
Патронатный воспитатель не только родитель, но и профессионал воспитания. Понятие профессионализма в применении к людям, берущим детей на воспитание в семью, еще только формируется в России. Однако, планируя прием или помещение ребенка в семью, необходимо оценить, с чем может семья справиться, а над чем еще надо работать.
Зарубежные специалисты подсчитали, что патронатные воспитатели применяют до 25 тысяч различных умений и навыков.
Для практического использования в работе служб по устройству детей в семью можно выделить пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций):
РЕБЕНОК
· Понимание возрастных особенностей ребенка, распознавание его потребностей
· Умение понимать чувства ребенка и оказывать ему эмоциональную поддержку
· Реалистичные представления о ребенке и о семье, из которой он пришел, и готовность принять прошлое ребенка и его самого таким, какой он есть
· Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребенка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями
· Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребенку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения
· Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребенка
· Понимание причин трудного поведения ребенка
· Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребенка
· Понимание особенностей сексуального развития ребенка, умение разговаривать на интимные темы откровенно.
СЕМЬЯ
· Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребенка, способность к этим изменениям
· Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить
· Умение справляться с кризисами
· Понимание того, ребенка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять
· Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребенка того или иного возраста
· Способность обеспечить безопасность ребенка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребенка вести себя в ситуациях, несущих риск
· Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребенка.
ВОСПИТАТЕЛЬ
· Осознание своих умений, как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать
· Умение отказаться от стереотипов
· Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям
· Предпочтительные методы и приемы воспитания. Отношение к физическим наказаниям. Умение поощрять. Умение наказывать. Ненасильственное воспитание
· Умение справляться со своими чувствами. Умение контролировать эмоции (импульсивность). Умение справляться с тяжелыми переживаниями
· Умение соблюдать конфиденциальность
· Способность к обучению, саморазвитию
· Умение обращаться к собственному детскому опыту
ДРУГИЕ ЛЮДИ
· Умение говорить о ребенке с окружающими
· Умение отстаивать интересы ребенка и защищать его
· Умение налаживать социальные связи и учить этому ребенка. Наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь ребенка
ПАРТНЕРСТВО
· Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а также особенностей патронатного воспитания
· Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми
· Готовность при необходимости просить и принимать помощь
· Понимание роли кровных родителей в жизни ребенка и готовность содействовать поддержанию отношений ребенка с кровной семьей
· Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать.