Выздоравливающие семьи должны научиться превращать коллективную вину в индивидуальную и разделенную ответственность
Очень трудно работать над проблемами вины с семьями, имеющими слабые внутренние границы. Такие «мы»-семьи, упоминаемые ранее в этой главе, запутываются в вопросах вины и ответственности. Им не хватает искусности ясным образом определить индивидуальную ответственность. Когда что-то идет неправильно (например, счет не оплачен), может случиться что-нибудь из следующего:
· правильная персона может быть определена, и от нее ожидают действий;
· правильная персона определена, но действия по исправлению могут ожидаться от другой;
· невиновный может быть объявлен виновной стороной;
· все могут принять на себя ответственность;
· каждый может избежать ответственности, обвиняя другого или игнорируя проблему.
Семьи алкоголиков, в том числе начинающих выздоравливать, часто ошибаются, поскольку не знают, как определить зоны ответственности в соответствии с разумными ожиданиями от каждого участника. В результате, индивиды могут чувствовать вину за события, которые не контролируют, избегая при этом рациональной вины за действия, находящиеся в сфере их полномочий.
Центральный принцип работы с семьями алкоголиков состоит в том, что каждый их член, включая выздоравливающего, должен научиться брать на себя ответственность только за те области, в которых он действительно имел или имеет возможность выбора. Другими словами, сохранение трезвости выздоравливающим не является ответственностью его супруги, так как супруга не может сделать выбор, обеспечивающий такое поведение. Супруга может принять на себя обязательство предлагать поддержку выздоравливающему алкоголику, а именно самой посещать Аланон, не искушать супруга выпивкой и ожидать того, что он сам возьмет на себя ответственность за собственную программу трезвости.
Упражнение, которое я нахожу полезным здесь – это нагрузить члена семьи стопкой книг, по одной за каждую чужую обязанность, которую он принял на себя. Созависимая личность, подержав эти книги, пока они не станут тяжелыми до болезненности, обычно может осознать, что большая часть ее чувства вины не является необходимой. Затем она может начать возвращать книги их действительным хозяевам - возможно, начиная с самых тяжелых или тех, которые держит дольше всего. Терапевту не обязательно настаивать, чтобы члены семьи немедленно приняли назад все книги, и ожидать этого будет нереалистично; важно, чтобы клиент «получил ощущение» своей вины. Как только индивид осознает, что может изменить свою жизнь, вернув книги, он обретает право использовать эту информацию в подходящем для себя темпе.
Должен ли кто-нибудь в семье испытывать чувство вины за то, что алкоголик пьет? Конечно, члены семьи не могут отвечать за это; они не вливают жидкость в отчаянно сопротивляющуюся жертву. Также сомнительно, что алкоголик имеет реальный выбор, если он уже приобрел тканевую толерантность к наркотику. Возможно, лучшим решением этого важного вопроса будет такое: никто в семье не должен брать на себя эту вину. Каждая личность должна принять свое бессилие перед алкоголем. Однако, алкоголик должен принять на себя ответственность за обращение со своей болезнью, как только она идентифицирована, так же как от диабетика ожидают, что он будет соблюдать диету и принимать медикаменты. Позже, если алкоголик срывается, его вина может относиться скорее к этим действиям, чем к пьянству самому по себе.
Иногда ответственность разделяется внутри семьи. Могут быть случаи, когда создается впечатление, что семья утверждает: «мы все совершили ошибки в этой ситуации». Может быть, это позволит избежать бесполезной игры в поиск козла отпущения, которого можно обвинить в семейной проблеме. Разделение ответственности таким образом может означать, что семья достигла прогресса в осознавании того, как алкоголизм затрагивает всех членов семьи и искажает их взаимодействие. Разделение ответственности может помочь всем в семье простить друг друга, чтобы они смогли наслаждаться общим выздоровлением. Однако, каждый индивид должен быть способен идентифицировать отдельные аспекты такой коллективной ответственности, которые он может изменить. Целью для членов семьи является принятие индивидуальной ответственности (с возможностью почувствовать вину) в контексте разделенной.