Помоги клиенту осознать, что алкоголь / химическое вещество был избавлением от стыда
В Главе 3 описана спираль «стыд-алкоголизм». Индивиды, попавшиеся на этот крючок, пьют ради избавления от стыда, только чтобы обнаружить, что в конце концов чувствуют еще больший стыд, поскольку пили без контроля. Они чувствуют себя еще хуже, что приводит к тому, что они пьют больше, чтобы скрыть этот увеличившийся стыд, что, в свою очередь, ведет к еще более негативным последствиям и еще большему стыду. Чтобы выздоровление стало возможным, эта спираль должна быть разорвана.
Хорошей идеей будет обратиться к этому вопросу в терапии сразу, как только это станет возможным. К счастью, многие лечебные центры при подготовке или в начале лечения требуют, чтобы клиент заполнил свою историю отношений с алкоголем и наркотиками, приведя примеры негативных последствий. Цель этого – помочь клиенту осознать, что он попал в ловушку своего пьянства, и что он будет чувствовать себя только хуже, если продолжит.
Спираль может быть разбита на два сегмента. Первая часть касается того, как клиент пытается использовать вещества, изменяющие настроение, чтобы избежать стыда; второй аспект отражает то, как это поведение увеличивает стыд. Сначала я рассмотрю первое, и в первую очередь то, как помочь алкоголику распознать свой стыд.
Наиболее прямым способом будет спросить клиента, как он чувствовал себя перед тем, когда в последний раз употреблял алкоголь или наркотики. Часто он вспомнит о непосредственном и болезненном дискомфорте, который может быть связан со стыдом. Он может утверждать, что чувствовал себя недостойным, нелюбимым, отвратительным, и т.д. Когда это случается, консультант может помочь клиенту установить прямую связь между его плохим самочувствием и пьянством.
Следующим шагом будет выяснение того, как часто эмоциональный дистресс клиента предшествует интоксикации. Мой подход – эмпирический: я просто последовательно спрашиваю клиента о его чувствах как раз перед тем, как он напился, начиная с самых недавних эпизодов. Глубоко стыдящиеся индивиды скоро обнаружат устойчивый паттерн – выпивка для избежания стыда. Как я упоминал раньше, гораздо лучше, если клиент сам заметит этот паттерн (хотя он кажется очевидным, многие алкоголики никогда не замечали этой связи) и привлечет к нему внимание помощника, чем если консультант будет втолковывать это клиенту.
Клиенты будут также нуждаться в некоторой помощи, чтобы заметить, что подвергаются интоксикации по крайней мере частично для того, чтобы уменьшить чувство стыда. Такие фразы, как «Вы говорили мне, что чувствовали себя так, что готовы были провалиться сквозь землю – и что вы сделали со всей этой болью?» направляют клиента к осознаванию того, что он напился, ища облегчения от переполняющего и невыносимого отчаяния.
Эта стадия терапии стыда – очень деликатная, в особенности для тех консультантов, которые придерживаются концепции алкоголизма как болезни. Важно, чтобы терапевт не создавал впечатления, что клиент пьет только из-за своих некомфортных чувств. В конце концов, есть много других вещей, которые можно делать с плохим самочувствием, вместо того, чтобы пить. Терапевт должен помочь алкоголику осознать, что только одна часть его проблем связана со стыдом и попытками уменьшить его путем опьянения. Последний должен понять, что его желание прекратить употреблять вещества будет скомпрометировано, если он откажется иметь дело с ужасными чувствами и мыслями, которые он часто испытывает непосредственно перед тем, как напиться. Помощник должен избежать как сообщения о том, что его «реальная» проблема – это стыд, так и о том, что если он станет меньше стыдиться, он никогда не захочет выпить снова. Другими словами, лечение стыда может быть необходимым, но не достаточным условием его выздоровления.
Иногда клиент имеет несколько чувств перед тем, как напиться, возможно, даже хороших («Я чувствовал себя таким великим, что хотел распространиться повсюду»). Порой клиент вовсе не вспоминает чувств, связанных со стыдом. В обеих ситуациях помощник может занять выжидающую позицию, чтобы позже в процессе лечения снова исследовать эту тему. Однако, нужно отметить, что похвала или оценка могут спровоцировать приступ стыда, если эта похвала слишком сильно конфликтует с образом себя клиента.
Многие лечебные центры просят клиентов заполнить «Коллажи чувств»: обычно это серии журнальных картинок, помогающих клиенту начать делиться своими собственными чувствами. Эти коллажи особенно ценны для клиентов, испытывающих трудности с определением того, что они чувствуют. Стыд и вина могут быть включены в список чувств, которые клиенту нужно обсудить в индивидуальной или групповой терапии. Некоторые клиенты во время таких упражнений открывают важную информацию, которая может помочь им связать такие чувства с их обычным поведением.
Можно надеяться, что в результате этой фазы лечения клиент осознает три вещи о себе: (1) что он регулярно испытывает непреодолимый стыд; (2) что он очень боится этого чувства и хочет избежать и облегчить его; (3) что он употреблял алкоголь или вещества, изменяющие настроение, чтобы спастись одновременно и от стыда, и от страха этого стыда.