Помощь клиенту в идентификации порждающих стыд посланий и поведения.
Краткий список вопросов, помещенных в Таблицу 5, суммирует материал, представленный выше. Специфические аспекты стыда, расположенные по пунктам:
Пункт | Аспект стыда |
Послание о неполноценности: « Ты не хорош» | |
Послание о неполноценности: « Ты недостаточно хорош» | |
Послание о неполноценности: «Ты не наш» | |
Послание о неполноценности: «Тебя нельзя любить» | |
Физический / сексуальный абъюз | |
Родительское пренебрежение или незаинтересованность | |
Акцент на семейном имидже | |
Сохранение секрета | |
Темы оставления и предательства | |
Контроль посредством угрозы лишения любви | |
Контроль посредством стыда | |
Побуждение быть совершенным | |
Глубоко стыдящиеся родители |
Таблица 5. Порождающие стыд послания и поведение
Подумайте о семье, в которой вы выросли. Поставьте напротив каждого вопроса цифры от 0 до 10, где 0 = «Это абсолютная неправда», а 10 = «Это правда».
1. Моя мать / мой отец считали, что я плохой.
2. Я никогда не был достаточно хорошим, чтобы удовлетворить свою мать / отца.
3. Я чувствовал, что моя мать / отец на самом деле не хотели иметь меня в семье.
4. Я не думал, что моя мать / отец любят меня.
5. Я чувствовал себя небезопасно с матерью / отцом.
6. Я не думал, что моя мать / отец интересуются мной.
7. Мнение других людей было очень важно для моей матери / отца.
8. Моя мать / отец хранили много секретов.
9. Я часто боялся, что моя мать / отец оставят меня.
10. Моя мать / отец угрожали, что не будут меня любить, если я буду плохим.
11. Моя мать / отец часто говорили: «Стыдись!» или «Тебе должно быть стыдно».
12. Моя мать / отец ожидали, что я буду совершенным.
13. Моя мать / отец глубоко стыдились себя.
Я нахожу этот список пунктов подходящим для того, чтобы помочь клиенту вспомнить стыдящие послания, получаемые в родительской семье. Клиента просят заполнить отдельные листы на первичном приеме. К тому же, список может быть использован для сбора информации о текущих отношениях. Например, я спрашиваю созависимую супругу алкоголика, какими из этих посланий она обменивается с употребляющим. И наконец, я прошу клиентов взглянуть внутрь себя и сказать, какие из этих посланий они адресуют себе, модифицируя их форму («Я думаю, что я плохой человек» и т.д.). Это помогает индивиду связать прошлое с настоящим и позволяет ему осознать, что, будучи взрослым, он может сам выбирать, насколько сильно стыдящимся он хочет оставаться.
Как и с большинством материала, представленного в данной книге, необходимо посвятить время обсуждению эмоций, появляющихся, когда затронут стыд. Этот список вопросов может быть использован в индивидуальной или групповой терапии. Возможно, его не следует использовать в больших группах или классах, где нет времени глубоко исследовать свои чувства.
Резюме.
Наверное, все родители время от времени говорят или делают что-то, что порождает стыд у их детей. Однако, некоторые родители, кажется, специализируются в этой области. Они могут сами быть глубоко стыдящимися людьми. Они могут быть алкоголиками. Они передают свое собственное чувство неполноценности своим потомкам.
Дети из таких семей получают послания о неполноценности, информирующие их, что они не хороши, недостаточно хороши, нежеланны и нелюбимы. Они могут стать жертвами физического злоупотребления или пренебрежения. Они часто живут в семьях, которые обращают слишком много внимания на имидж, имеют секреты и требуют совершенства. Они осуществляют контроль посредством стыда и угроз отказа в любви. Такие дети склонны бояться оставления и ожидают предательства.
Такие дети вырастают, стыдясь себя и своих семей.Они наследуют стыд, который увеличивает вероятность увековечивания этого стыда во взрослой жизни, приводящего к химической зависимости и созависимости. Эта тема будет продолжена в следующей главе.
Глава 5
Семейные темы стыда с активными и начинающими лечение алкоголиками.
Введение.
Созависимыми называются личности, чьи жизни существенным образом затронуты тем, что другой человек употребляет алкоголь или вещества, изменяющие настроение. Как правило, предъявляемые симптомы включают в себя ослабление проявлений идентичности, когнитивные нарушения, ведущие к легковерию и спутанности, отрицание как ведущую защиту от болезненной реальности, ригидность, хронические страхи, контролирующее поведение, ярость и отчаяние, наряду с большим количеством стыда и вины (Potter-Efron and Potter-Efron, 1987). Термин «созависимость» применяется к детям, партнерам, взрослым детям из семей алкоголиков и к родителям химически зависимых детей. Алкоголик может быть в настоящее время активным или выздоравливающим, живым или умершим, непосредственно живущим с созависимым или частью его прошлого. Важным является то, что созависимому был нанесен эмоциональный, когнитивный или поведенческий ущерб в результате незащищенности от алкоголика и взимодействия с ним.
Данная глава посвящена наиболее важным проблемам в области стыда, переживаемого созависимыми. Некоторые из этих проблем - стыд «взаймы», критическое отношение к себе, блокирование интимности, чувство отстраненности от мира, роль «помогальщика» и пораженческое поведение. Также будут обсуждаться вопросы стыда, относящиеся к семьям начинающих выздоравливать алкоголиков. Это помощь алкоголику встретиться со своим стыдом, допущение употребляющего обратно в семью, обучение нестыдящим паттернам коммуникации, перфекционизм и нереалистичные ожидания и развитие гордости в процессе выздоровления алкоголика и семьи.