Послания и поведение, провоцирующие стыд, в родительской семье

Введение

Эрик Эриксон (1968) заметил, что дети зависят от помощи своих родителей в развитии чувства автономии. Средний хорошо заботящийся родитель обеспечивает ребенку возможности развить внутренний оптимизм и ощущение компетентности. Прежде всего, родитель помогает своему ребенку развить адекватное чувство гордости собой, базирующееся на прочном знании о своей принадлежности к семье и сообществу. Такие дети могут ощущать и ощущают стыд, если не достигают интернализованных целей. Этот стыд полезен для них. Он служит сигналом о том, что что-то не так, и побуждает их достичь более удовлетворительного уровня. Когда ребенок (или, позже, выросший ребенок) достигает своих целей, он восстанавливает чувство собственного достоинства. Его стыд немедленно отступает, как только он вновь утверждает собственное базовое чувство автономии.

Родители (даже в основном хорошие) могут использовать паттерны поведения, нарушающие чувство собственного достоинства ребенка. Эти паттерны могут быть вербальными и невербальными. Это могут быть намеренные, произвольные попытки «указать этому ребенку на его место», или ненамеренное, привычное поведение, которое не воспринимается родителями сознательно как вредное. Такое поведение обычно повторяется сотни или тысячи раз, пока ребенок растет, каждый раз уменьшая его автономию и оптимизм. Например, родитель может постоянно говорить дочери: «Ты такая нескладная со своими большими ногами», не осознавая, что каждое такое замечание убеждает девочку в том, что она дефективна.

Каждая семья продуцирует какое-то количество стыда, но в большинстве случаев наносимый вред минимален. Это важно, поскольку фраза «семья, основанная на стыде» (shame-based family) стала весьма популярной и используется для объяснения огромного разнообразия проблемного поведения. Полезнее будет оставить этот термин для семей, которые последовательно говорят или действуют таким образом, что способствуют развитию у своих членов чувства никчемности, униженности, несовершенства и фундаментальной некомпетентности. Дети, вырастающие в подобных семьях, склонны чувствовать глубокий стыд. Они не способны использовать его продуктивно, как повод увеличить свою автономию. Вместо этого, они вынуждены тратить большое количество времени и энергии, защищаясь от собственного стыда, или они принимают свою неполноценность и оставляют надежду быть любимыми или достойными любви.

Таблица 4 содержит 10 посланий или типов поведения в родительской семье, которые приводят к последующему стыду.

Таблица 4.

1. Послания о неполноценности.

- Ты нехороший

- Ты недостаточно хорош

- Ты не наш

- Тебя невозможно любить

2. Предпочтение имиджа семьи в ущерб реальности

3. Скрытность и конспирация

4. Родительское пренебрежение или отсутствие интереса

5. Преобладание тем оставления и предательства

6. Контроль посредством угрозы лишения любви

7. Физический и сексуальный абъюз: нарушение автономии

8. Побуждение быть совершенным

9. Контроль посредством стыда

10. Глубокий стыд родителей

Провоцирующие стыд послания и поведение.

Послания о неполноценности

Послания о неполноценности – это вербальные или невербальные сообщения какому-либо члену семьи, подразумевающие то, что данный индивид фундаментально дефективен. Такие послания могут быть адресованы только одному члену семьи – козлу отпущения. Они могут относиться также к одной категории индивидов, которой приписывается некий основной недостаток – к детям, мужчинам, употребляющим наркотики, трезвенникам, и т.д. Они могут свободно распределяться между членами семьи на соревновательной основе, так что каждый может быть унижен в любой момент. Послания о неполноценности могут быть приобретенными и разделяемыми коллективом. В этой ситуации семья в целом уверует в то, что она неадекватна. Например, вся семья может решить, что они «прокляты», и что никто из них не может избежать жизни, полной стыда. И наконец, послания о неполноценности могут быть «одолжены», перенесены с предполагаемых или очевидных носителей на других членов семьи. Сын-подросток активных алкоголиков, чувствующий себя ужасно опозоренным поведением своих родителей, берет взаймы их стыд. Он может защититься от стыда, отделившись от своих друзей, как будто это он совершил что-то страшное. Без лечения, вырастая, такой ребенок может чувствовать свою персональную дефективность, даже ведя примерную жизнь.

Существуют по крайней мере четыре группы посланий о неполноценности:

(1) «Ты нехороший»;

(2) «Ты недостаточно хорош»;

(3) «Ты не наш»;

(4) «Тебя невозможно любить».

Наши рекомендации