Мама на работе или дома? Что лучше?
Тревожные дети
В психологии под тревожностью понимается "устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени", эмоциональный дискомфорт.
Виды тревожности
Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.
Пример. Мама 7-летней девочки жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах - слезы.
В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.
Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.
Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех - у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиаперелетом или экзаменом.
Школьная тревожность - разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток - такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.
Типы тревожных детей
Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.
Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.
Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.
Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).
Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.
Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.
Характерные черты тревожных детей
После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.
Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.
Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может "заразиться" тревожностью от близких.
Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.
Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими
Как помочь ребенку преодолеть тревожность
(рекомендации для родителей тревожных детей)
Необходимо понять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте ("Да, это неприятно, обидно…"). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным - например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе - не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.
Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: "Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ..."
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы ("нет худа без добра"): ошибки в контрольной - это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...
Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.
У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.
Все хорошо вовремя
Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на "сов", "жаворонков", "голубей". В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.
Пик работоспособности
"Жаворонок" Рано просыпается, рано ложится спать. 9-10 часов утра,
16-17 часов вечера
"Сова" Встает позже, очень активен вечером. 11-12 часов утра,
18-20 часов вечера
"Голубь" Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно. 10-12 часов утра,
15-18 часов вечера
Независимо от индивидуальных биоритмов школьник вынужден вставать рано утром, и в силах родителей помочь ему успешно начать день.
Советы для родителей. Как помочь ребенку проснуться
1. Отличное средство быстро проснуться - физические упражнения, танцевальные движения под ритмичную музыку. Но если взрослые не привыкли делать зарядку с утра, бесполезно добиваться этого от ребенка, поэтому прежде всего САМИ делайте то, к чему хотите приучить ребенка. Позвольте себе несколько минут потанцевать с ребенком, а потом можно приниматься за утренние дела.
2. Можно включать мультик, чтобы ребенок быстрее проснулся. Но время просмотра - один короткий мультфильм, ребенок не должен есть и одеваться перед телевизором.
3. Хорошо пробуждает легкий массаж или приятные упражнения в кровати - потянуться, энергично поработать кистями рук, поднять ноги, сделать несколько вдохов-выдохов.
4. Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а системное недосыпание даже опасно - это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным.
Для этого:
пусть ребенок ложится спать и встает в одно и тоже время;
время перед сном должно быть спокойным, без шумных игр, без просмотра боевиков и, тем более, без семейных скандалов;
обязательны водные процедуры, свежий воздух в комнате;
учитывайте, что потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет - 9-9,5 часов; в 15-17 лет - 8,5-9 часов.
5. Работоспособность школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года. К концу недели снижается умственная и физическая работоспособность. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть самая трудная), а с апреля до июня возрастают. С возрастом общий уровень работоспособности нарастает.
6. Если работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно, он заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, т.е. общую работоспособность, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета и, конечно, понимание взрослых.
"Я не жадина!"
Спи, моя радость, усни,
Или
С кем играет ребенок?
Малыш подрастает, и вот родители замечают, что он склонен играть с одними детьми, других же игнорирует. И никакие уговоры типа "смотри, какой хороший мальчик, поиграй с ним", не помогают. Есть дети, очень избирательные в общении со сверстниками, но есть и такие, которые умеют и любят общаться со всеми.
Почему так происходит? О чем говорит выбор ребенком друга или друзей с определенными качествами, особенностями поведения? Во многом это обусловлено темпераментом и характером, но на выбор ребенка влияет и его эмоциональное развитие, внутренние проблемы.
Итак, проанализируем выбор ребенка.
Возраст
Ребенок легко идет на контакт с любой возрастной категорией. Таких детей немного, и если Ваш ребенок относится к этой категории, он обладает "социальным интеллектом", т.е. талантом общения. Он не имеет таких проблем как тревожность, страхи, низкая самооценка, стеснительность.
Ребенок предпочитает играть со сверстниками. Это самая распространенная категория. Такое поведение естественно - уровень развития примерно одинаков, интересы совпадают, также, как и социальные навыки.
Ребенок больше любит играть с детьми, которые старше него. Может быть несколько причин: ребенок опережает интеллектуальное развитие сверстников, он "перерос" их игры, интересы; у ребенка недостаточно хорошо развито умение общаться "на равных". Часто таковыми оказываются единственные дети в семье, не посещающие д/с, воспитанные кумирами семьи. Они ожидают снисхождения, уступок, не умеют считаться с мнением другого ребенка. А более взрослые дети находят такое поведение забавным.
Ребенок предпочитает играть с малышами. В таких играх старший ребенок чувствует себя умелым, опытным. Особенно любят возиться с малышами девочки, это обусловлено становлением ролевого поведения (девочки "примеряют" на себя роли мамы, учительницы, наставницы и т.д.). Хоть игра с малышом является полезной, стоит задуматься, если при этом ребенок практически не играет со сверстниками. Возможная причина - его не принимают ровесники (переход в другую школу, недостаточно развитые коммуникативные навыки и т.д.). В таком случае ребенку необходима помощь родителей или психолога.
Ребенок играет только с взрослыми. Часто такие дети - "домашние", не посещающие детский коллектив, во всем подражают близким взрослым ("взрослая" речь, степенное поведение, отсутствие детских игр и забав). Следствие такого поведения - неумение общаться со сверстниками, возникновение проблем в общении позже, в школе.
Пол
Малышам до 2х лет все равно, кто с ними играет - мальчик или девочка.
Около 3х лет ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность (Я - девочка/мальчик), поэтому 3-4х летние дети могут предпочитать играть с малышами своего пола. Да и игры у мальчиков и девочек начинают различаться, если первые любят играть с машинками, конструктором, то вторые (девочки) сосредотачиваются на куклах, мягких игрушках, мини-копиях бытовых приборов. Мальчики чаще девочек играют в подвижные, шумные игры.
Если ребенок интересуется игрой с детьми противоположного пола, стоит ли считать, что он отстает в развитии или у него формируется неверное ролевое поведение? Когда мальчик 4х лет время от времени играет в куклы, при этом не забывая о "мальчиковых" играх, а в сюжетно-ролевой игре выбирает мужские роли - папы, шофера и т.д., то, скорее всего, он просто копирует действия сверстников (девочек). В данном возрасте дети склонны к подражанию, они пробуют повторять, копировать действия других детей, поведение взрослых, увиденное по телевизору. Если мальчик избегает "мальчиковых" игр и развлечений, стойко предпочитает общество девочек, взрослым нужно задуматься. За таким поведение могут крыться серьезные проблемы, исходящие из ошибок в воспитании, внутренние страхи ребенка. Нужно обратить внимание, как часто общается мальчик с папой, дедушкой (есть ли у него пример достойного мужского поведения); кого хотела мама во время беременности - сына или дочку, как это отражается на ее отношении к ребенку. То же касается и девочек, упорный отказ от "девчачьих" игр может указывать на ряд проблем в эмоциональном состоянии.
В 5-6 лет стремление к различным играм становится все более явной. Но на фоне разделений игр по "половым" ролям интерес к противоположному полу возрастает. Дети могут играть вместе, но мальчики будут выбирать мужские роли, а девочки - женские или роли вовсе не будут иметь половых различий (например, игра в магазин). Если в этом возрасте ребенок предпочитает играть с детьми противоположного пола, возможно, он старается оправдать ожидания взрослого! Например, маме нравится, что сын спокойный, мягкий, она поощряет такое поведение, тем самым навязывая ему черты женского поведения; или папа восхищается, что дочь умеет за себя постоять, он учит ее агрессивным играм, а девочка стремится не разочаровать ожидания отца.
С 6-7 лет девочки и мальчики становятся более терпимы друг к другу. Их объединяет общая роль учеников, школьные интересы. Вместе играют в подвижные игры на переменах. Поэтому если в этом возрасте ребенок любит играть с детьми противоположного пола, это не показатель, хотя большинство детей в играх сохраняют предпочтение к детям своего пола.
Конец начальной школы - начинается разделение класса на "мужскую" и "женскую" половины. Взаимные симпатии выражать открыто не принято, отношения между полами иногда могут напоминать боевые действия. Если в этом возрасте ребенок предпочитает общаться с детьми противоположно пола, стоит понаблюдать за ним. Скорее всего у такого ребенка есть проблемы с адаптацией в детском коллективе, в общении со сверстниками своего пола.
В подростковом возрасте юноши и девушки играют вместе чаще всего в спортивные игры, в остальное время они делятся на "кучки по интересам". Если в это время сын или дочь полюбили играть, общаться с представителем противоположного пола, это говорит об их нормальном половом развитии.
Количество детей
Дети, как и взрослые, могут быть. интровертами (когда человек направлен в себя, предпочитает небольшие компании, не тяготится одиночеством, имеет мало близких друзей) или экстравертами (человек нуждается в постоянном общении, ему нравятся большие шумные компании, может общаться с самыми разными людьми). В зависимости от этих особенностей, а также от темперамента и характера ребенок стремится к игре со многими детьми или довольствуется одним другом.
Теперь стало понятно, что внимательный взрослый может много узнать о ребенке, наблюдая, с кем он играет, какие роли предпочитает на себя брать. Ребенок постоянно изменяется. То, что было нормой в одном возрасте, должно насторожить в другом.
Напоминаю, что в статьях серии "Детские игры" использована книга Татьяны Ломтевой "Большие игры маленьких детей". Советую почитать!
Осторожно! Послушный ребенок!
Родители часто жалуются на то, что их ребенок слишком подвижен, непослушен, капризен, агрессивен и так далее. Но практически невозможно встретить родителей, тревожащихся из-за спокойного, послушного ребенка. Действительно, на первый взгляд такой ребенок идеален: никогда не проявляет раздражения, злости, гнева, совершенно не агрессивен, в играх берет на себя исключительно положительный роли. Кажется, что ребенок - образец доброты, воспитанности и хороших манер.
Вы спросите, что же плохого, радоваться надо, что у родителей такой "безпроблемный" ребенок. Но стоит задуматься, каким хотят видеть родители своего ребенка. Они хотят вырастить хорошего и воспитанного человека или при этом им важно, чтобы ребенок был здоров, счастлив, умел приспосабливаться к различным жизненным ситуациям?
ВНИМАНИЕ! "Правильные" дети нуждаются в помощи психолога! К сожалению, взрослые склонны обращаться за помощью тогда, когда у них возникают сложности в общении с ребенком, на него жалуются воспитатели или учителя. Послушный, спокойный ребенок не вызывает опасений. Но давайте за ним понаблюдаем, выясним, почему он так себя ведет. Может быть, такое поведение - проявление спокойного характера, флегматичного темперамента, а может быть, такое поведение - вынужденное. Чтобы разобраться, понаблюдайте, как ребенок реагирует на сложные, конфликтные ситуации.
Любой человек попадает в ситуацию, которая вызывает у него отрицательные эмоции. Эмоции (и отрицательные, и положительные) не исчезают, они оставляют след, побуждают к действию. Негативные эмоции могут "выливаться наружу" в форме физической расправы с обидчиком (ударить в ответ на обидное слово); в форме словесного выражения своих чувств ("я недоволен твоим поведением", "ты меня очень огорчила"); перенесение злости на одушевленные предметы (злясь на одного человека, мы грубим окружающим) и на неодушевленные (брань, битье посуды). Важно, чтобы человек (ребенок) умел адекватно реагировать на переживание или негативные эмоции и справляться с ними.
Чересчур правильный ребенок не умеет (или боится) выражать негативные эмоции. Они накапливаются и получается, что такой хороший, правильный ребенок обращает негативные эмоции против себя. Появляется внутренняя агрессия, которая, в первую очередь, ослабляет здоровье - ребенок начинает часто болеть, у него ослаблен иммунитет (как будто наказывает самого себя за то, что у него посмели возникнуть такие "плохие" эмоции). Сильно страдает самооценка (подробнее про это в статье "Самооценка"). Такие дети склонны всех прощать, при этом часто испытывают чувство вины (необоснованное), недооценивают себя.
Как можно адекватно выражать злость, обиду, другие негативные эмоции? Кроме того, о чем я писала в статье "Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?" и в статье про агрессивные игры, можно участвовать в детских спектаклях, беря на себя отрицательную роль, рисовать страшные рисунки, карикатуры.
Если ребенок не выражает свои отрицательные эмоции ни одним из вышеперечисленных способов, избегает любых агрессивных, отрицательных ролей в играх, то он нуждается в помощи! В чем она заключается?
Задумайтесь, почему Ваш ребенок так боится оказаться "плохим"? Может быть, Вы допускаете серьезные ошибки во взаимоотношениях с ним? Часто в основе излишней "положительности" ребенка лежит страх потери любви близкого человека. Родители подавляют естественные отрицательные эмоции в себе и в детях, внушая, что нужно быть только хорошим, что проявлять и испытывать гнев, обиду, агрессию очень плохо.
Убеждайте ребенка, что любите его просто за то, что он есть и не разлюбите, если он сделает что-то плохое.
Ребенок должен знать, что он, как и все люди (родители в том числе) имеет право на отрицательные эмоции.
Учите ребенка адекватно выражать негатив, преодолевать злость, обиду (см. статью "Как научить ребенка владеть собой") . Не бойтесь сами проявлять такие эмоции как обида, гнев, раздражение, усталость, но делайте это также адекватно, без унижений, оскорблений, физических наказаний. Ведь, наблюдая за близкими взрослыми, ребенок повторяет именно их поведение, форму проявления эмоций.
Итак, позвольте своему ребенку иногда побыть "плохим"! Любите его в любом настроении, при любых обстоятельствах. Любовь к ребенку должна быть БЕЗУСЛОВНОЙ, с полным принятием его, как индивида, личности с достоинствами и недостатками.
Левша – человек-загадка?
Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.
Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.
Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой - правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” - ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).
А люди, так казываемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.
Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведу тесты, а пока – общие характеристики.
Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:
Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой
Трубку телефона прикладывает к правому уху
Ведущие глаз, ухо – правые
Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)
Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют “скрытыми левшами”.
Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.
Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).
У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.
Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они полностью не доказаны и спорны):
Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды , применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.)
Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в “правильную” руку, наказывают за проявления леворукости)
Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.
Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос “Откуда берутся левши?” нет точного ответа.
За что “отвечают” полушария?
Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).
Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах . Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.
Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.
Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).
Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться , нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.
Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.
Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.
Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.
Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.
У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.
Не переучивайте ребенка- левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!
У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:
Нарушения сна
Нарушения аппетита
Головные боли
Боли в животе
Страхи
Дневной и ночной энурез
Заикание
Тики, навязчивые движения
Повышенная возбудимость, раздражительность
Укачивание в транспорте
Повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам
Длительное беспокойство, неусидчивость
Вялость, заторможенность
Ухудшение зрения
Бронхиальная астма, аллергические реакции
Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки : повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.
Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.
Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?
Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком солучае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).
Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.
Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение , смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.
ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?
(тесты)
Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.
Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.
Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.
Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.
Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.
Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо , а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.
Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)
Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.
Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.
Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.
Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.
Юмор и воспитание
Задумывались ли вы, насколько было бы легче растить ребенка, если бы родители не воспринимали его “промахи” (капризы, временные нарушения сна, непослушание…) как трагедию?
Людям, имеющим чувство юмора, живется легче. Ведь юмор – возможность отстраниться, посмотреть на происходящее как бы со стороны и увидеть не только негативное, но и позитивное. Юмор позволяет снять психологическое напряжение, “разрядиться” (малыш нарисовал на обоях некую фигуру, мама, обладающая чувством юмора, способна увидеть в этом и положительный момент – сынок старался, тщательно вырисовывал руки-ноги, в конце концов, можно оформить рамочку для первого шедевра прямо на стене). Человек, обладающий чувством юмора, вместо того, чтобы сердиться, заниматься “самоедством”, просто посмеется над комичностью сложившейся ситуации, и быстрее сможет найти решение проблемы, потому что не распыляется на негативные эмоции.
Пример. Малыш бежал по дорожке, толкая перед собой тачку, и вдруг упал. С кем не бывает? Как поступит тревожная мама? Подбежит к ребенку, начнет причитать об испачканных брючках, о том, какой он неуклюжий. Реакция малыша – рев или игнорирование маминых слов. А как отреагирует на такую мелкую неприятность мама-оптимистка? Она, конечно же, поможет малышу подняться, говоря при этом, что ничего страшного не случилось, улыбнется, поцелует. Реакция малыша – спокойно побежит дальше, уверенный в доброжелательности окружающего мира (такая уверенность просто необходима маленьким детям для полноценного развития ).
Оптимистами не рождаются, ими становятся. Конечно, есть особенности характера, которые “мешают” положительному восприятию окружающей действительности, например, темперамент меланхолика. Но такие люди еще больше нуждаются в постоянно положительной “подпитке”. В ваших силах вырастить своего ребенка оптимистом!
В каком возрасте ребенок начинает понимать смешное? Сразу после рождения малыш способен повторять мимику взрослого – хмуриться, улыбаться, удивленно поднимать брови. Но это еще неосознанная реакция, так же, как улыбка после кормления, во сне, такая улыбка “говорит” - мне хорошо, тепло и сухо. Примерно в 3 месяца у новорожденного появляется “комплекс оживления<