Персонология как наука о личности . Этапы исследования личности.
По Рубинштейну, личность – это субъект сознательной деятельности, мотивационной сферы, потребностей, интересов и направленности
Понятие персонологии в психологическую науку ввел Генри Мюррей в 1938 г.,объединив как теоретическую базу, так и эмпирические исследования в данной области.
Слово «персонология» состоит из «persona» и «logus» — наука о личности.
Мы предполагаем, что персонология, в отличие от психологии личности, — это междисциплинарная область знаний. Персонология —система знаний о личности, включающая в себя философские, социологические, биологические, исторические, медицинские, юридические, педагогические аспекты, причем приоритетным является психологическое знание.
С. Мадди считает, что персонологи специализируются на изучении и объяснении устойчивых закономерностей мышления, переживаний и действий людей.
Этапы исследования личности:
Этапы | Период | Исследователи |
1. Философско-литературный | V в. до н.э. – нач. XIX в. | Сократ, Аристотель, Спиноза, Локк, Юм и др. |
2. Клинический | Нач. XIX в. – XX в. | Фрейд, Адлер, Юнг и др. |
3. Экспериментальный | Нач. XX в. | Лазурский, Айзенк, Кэттел, Олпорт и др. |
4. С конца 30-х гг. нашего столетия в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных теорий личности: бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.
Бихевиористской теорией личности (Д. Уотсон; ) психология должна заниматься поведением.
Основоположники гештальт-психологической теории личностиТ. Вертгеймер, В. Келер и К. Левин выдвинули идею изучения психики с точки зрения целостных структур -- гештальтов .
Психоаналитическая теория личности (З. Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего ее поступками фактора.
Когнитивная теория личности (У. Найссер, А. Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям (лат. cognito -- знания).
Гуманистическая теория личности (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.
Понятие личности в психоанализе, ее развитие.
Психодинамическая: Объясняет личность и объясняет её поведение исходя из её психологических или внутренних субъективных характеристик. Источником развития личности Фрейд считал врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее - общую биологическую энергию - либидо (влечение). Доминирует в структуре личности бессознательное. Основные психологические свойства отдельных «элементов» личности часто называют чертами характера. Фрейд выделяет три основных инстанции личности:
1.ид («оно») — главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; Принцип удовольствия.
2.эго («я») — все наши знания о реальном мире; эго — это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго; Я – само начинает определять, какие влечения могут найти удовлетворение, а какие нет. Принцип реальности.
3.суперэго («сверх-я») — структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества. Принцип нравственности.
Концепции личности в советской психологии, развитие личности.
Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах А. Ф. Лазурского-В. Н. Мясище-ва, Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева (С-Петербург), С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского-А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова-В. Д. Небылицына, Л. И. Божович, К. К. Платонова (Москва), В. С. Мерлина (Пермь), Д. Н. Узнадзе (Тбилиси).
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А. Ф. ЛАЗУРСКОГО
Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов.
По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле