Понятие мышления. Виды мышления. Развитие мышления человека.

Мышление – процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.

Виды мышления:

Наглядно –действенное мышление –вид мышления, который опирается на непосредственное восприятие предметов.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, который характеризуется опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуации.

Словесно-логическое мышление – осуществляется при помощи логических операций с понятием.

Теоретическое-понятийное мышлениеэто такое М., пользуясь которым ч-к в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дело с опытом получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями полученными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях

Теоретически образное мышление . отличается от понятийного тем, что материалом который здесь использует человек для решения задачи являются образы. Они непосредственно извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением.

Развитие мышления человека:

Совершенствование этой способности протекает в связи: а) с жизненным опытом ребенка, б) его практической деятельностью, в) овладением речью, г) воспитывающим влиянием школьного обучения. Этот процесс развития мышления характеризуется следующими особенностями:

1. В раннем детском возрасте мышление - наглядно-действенное,связано с непосредственным восприятием предметов и манипулированием с ними. (опыт с блестящим чайноков= ожог )

2. непосредственного оперирования с вещами, реального соединения и разъединения вещей и их элементов. (Ребенок этого возраста мыслит только о том, что является предметом деятельности; его мышление о данных вещах прекращается вместе с прекращением деятельности. )

3. Овладение ребенком речью к концу второго года жизни значительно расширяет его возможности обобщения вещей и их свойств. Этому содействует называние разных предметов одним и тем же, а также обозначение одного предмета разными словами с более широким и более узким значением.

4. Образуемые при этом ребенком понятия вещей пока еще очень сильно связаны с их конкретными образами: постепенно эти образы благодаря участию речи становятся все более и более обобщенными.

5. Значительная перестройка процесса мышления происходит у детей в дошкольном возрасте. Общение с взрослыми, от которых дети получают словесные описания и объяснения явлений, расширяет и углубляет знания детей об окружающем мире. В связи с этим мышление ребенка получает возможность сосредоточиться на явлениях, которые только мыслятся и уже не являются объектом его непосредственной деятельности.

6. В младшем школьном возрасте у детей начинает вырабатываться способность к целенаправленной мыслительной деятельности..

7. Способность к абстрактно-логическому мышлению развивается и совершенствуется в среднем и особенно в старшем школьном возрасте. Выражается в целенаправленности мышления, в умении строить доказательства выдвигаемых или разбираемых положений, проводить их анализ, находить и исправлять допущенные в рассуждении ошибки.

Сравнительный анализ теорий мышления

Все теории мышления на сегодняшний день кардинально различаются на две большие группы по вопросу происхождения мышления.

1)Первая группа теорий – гештальтпсихология. Она считает, что интеллект и интеллектуальные способности являются врожденными внутренними структурами , которые обеспечивают восприятие и переработку информации . Последователи этой группы раскрывают мышление через понятие схемы или внутренней логики, которая развиватеся и может изменяться в процессе жизни человека.

2) Вторая группа – рассматривает интеллект, как структуру развивающуюся в процессе жизни под действием внешней среды и внутреннего развития организма.

Ранние теории мышления.

Представители второй группы концепций на раннем этапе отождествляли мышление с логикой, рассматривая только один вид мышления - теоретическое понятийное мышление.Мышление признавалась врожденной способностью .

Наши рекомендации