Диагностика неотложных состояний

Различия в диагностике неотложных состояний у детей и взрослых су­щественно уменьшаются по мере роста ребёнка и к школьному возрасту они становятся минимальными. С точки зрения неотложной диагностики, семилетний ребёнок — это взрослый, имеющий меньшую массу тела и, как правило, еще «не пострадавший» от влияния окружающих природных и социальных факторов. Для врача, оказывающего неотложную помощь на догоспитальном этапе, возраст ребёнка и соответствующие ему возрастные анатомо-физиологические особенности определяют специфику диагности­ки неотложных состояний у детей.

В условиях работы врача СМП существуют ещё несколько особенностей, определяющих специфику диагностического процесса.

• Отсутствие постоянного наблюдения за больным.

• Возможность развития у детей первого года жизни критического состо­яния в первые минуты или часы после посещения врача на фоне ранее относительно удовлетворительного состояния при осмотре.

• Анатомо-физиологические отличия детского организма.

• Нередко низкая санитарно-бытовая культура населения.

Именно этим объясняется приоритет тактической гипердиагностики («утяжеление» синдромов) при госпитализации большинства пациентов первых месяцев жизни.

Первоочередная задача осмотра — выявление синдромов, определяющих состояние больного, а не причины заболевания. При постановке диагноза врач СМП, в отличие от большинства врачебных специальностей, должен идти от следствия к причине.

При осмотре ребёнка сохраняются основные принципы пропедевтики, однако каждый этап имеет свою специфику:

• вместо сбора анамнеза и мытья рук врач первоначально оценивает сте­пень нарушения витальных функций и необходимость проведения экс­тренных лечебных мероприятиях по жизненным показаниям;

• затем определяется состояние центральной нервной системы (уровень сознания, наличие общемозговой симптоматики, судорожного синд­рома), центральной гемодинамики, дыхания и при необходимости вы­полняются неотложные мероприятия.

Анамнез

Анамнез — важная составляющая экстренной диагностики на догоспиталь­ном этапе. Ребёнок раннего возраста мало жалуется, фантазирует, а родители часто не имеют достаточной наблюдательности, опыта и идут на поводу вопросов врача. Кроме того, один из родителей может заведомо искажать сведения, особенно, если что-то (например, травма) случилось по его недосмотру. Ребёнок грудного возраста на различные патологические воздействия может отвечать однотипными реакциями (крик, беспокойство, нарушения сна и бодрствования, срыгивание и рвота, изменение стула и т.д.).

В отличие от взрослых у детей раннего возраста диагноз почти в 50% случаев ставится по данным анамнеза и только в 30% случаев — по результату физикального обследования.

Ограниченность времени заставляет врача СМП собрать только необходимые данные для выработки своевременного тактического решения и определения объёма неотложных мероприятий.

Во время сбора анамнеза необходимо обратить внимание на поведение ребенка, гиподинамию, вялость или гиперактивность, изменение аппетита, нарушение сна. Сонливость и вялость у обычно активного ребёнка является тревожным признаком, характеризующим симптом угнетения ЦНС. Срыгивания, рвота, одно- или двукратный жидкий стул у детей грудного возраста не являются обязательным признаком инфекционного поражения ЖКТ, это может быть началом любого заболевания.

В анамнезе важно выявить наличие предшествующей перинатальной па­тологии нервной системы и её последствий, для исключения возможности её манифестирования. Уточняют течение беременности матери и родов, а также, наблюдается ли ребёнок у специалистов. Чем младше ребёнок, тем вероятнее, что данное заболевание связано или развивается на фоне пере­несённой внутриутробной инфекции, гипотрофии, рахита, перинатальной патологии, врождённых пороков развития и т.д. Обязательно собираются сведения о приведённых прививках, поствакцинальных реакциях, контак­тах с инфекционными больными. Особо внимание уделяется аллергологическому анамнезу. Основная же часть диагностических мероприятий, сбора анамнеза и объективного обследования у детей раннего возраста не имеет принципиальных различий от таковых в других возрастных группах.

Физикальное обследование

Исследование функций жизненно важных органов и систем, а также кор­рекция их нарушений у детей и взрослых принципиальных различий не имеют.

Врач приступает к типичному обследованию больного в случае стабиль­ного состояния ЦНС, центральной гемодинамики и дыхания.

Сложность оценки физикального обследования детей раннего возраста обусловлена особенностями их анатомо-физиологического, психомоторно­го и речевого развития. Так, новорождённые переживают ряд пограничных состояний (физиологическую убыль веса, желтуху, диспепсию и т.д.), име­ют физиологические тахикардию (120-140 в минуту) и тахипноэ (40-60 в минуту) и т.д.

При нарушении нормального образа жизни и развития у ребёнка пер­вого года жизни быстро снижаются компенсаторно-приспособительные возможности, что увеличивает вероятность возникновения критического состояния по причине, не вызывающей значительной реакции у взрослого человека.

ОСМОТР КОЖНЫХ ПОКРОВОВ

Осмотр кожи у детей раннего возраста обычно точнее всего показывает тяжесть состояния ребёнка («зеркало» неотложного состояния). Перед ос­мотром (обязательно в теплом помещении) ребёнка необходимо полностью раздеть.

Осмотр начинают с оценки цвета кожных покровов.

Бледностьчаще всего обусловлена:

• анемией;

• интоксикацией;

• «бледным» врождённым пороком сердца;

• вегетососудистой дистонией, спазмом периферических сосудов.

После исключения анемии выясняют причину сосудистого спазма. Чаще всего к ней приводит токсикоз различного генеза или гиповолемия. Диагностировать гиповолемию с общей дегидратацией тканей могут по­мочь следующие симптомы:

• сухость слизистых;

• медленное расправление кожной складки;

•западение большого родничка;

• снижение диуреза.

Цианозможет быть локальный и разлитой, постоянный и транзитор­ный.

Цианоз (синие губы и видимые слизистые полости рта) — ведущий сим­птом при врождённых пороках сердца с шунтированием крови справа на­лево. Разлитой цианоз чаще наблюдают при декомпенсированном врож­дённом пороке сердца (тетрада Фалло).

Наличие и характер сыпи(экзантемы) имеет значение для постановки диагноза, оценки прогноза и тяжести состояния ребёнка. Любая сыпь с геморрагическими элементами требует дифференцирования с менингокок­ковой инфекцией.

У детей первого года жизни важную роль играет исследование большого родничка — физиологического костного дефекта ромбовидной формы в месте соединения лобных и теменных костей. При дегидратации кожа над родничком западает (при проведении пальцами по коже над родничком чувствуется, что она ниже прилегающих костных краёв). Большой родни­чок пульсирует, выбухает при повышении внутричерепного давления (гид­роцефалия, менингит).

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМЫ

Осмотр детей принципиально не отличается от такового у взрослых. Для детей первого года жизни характерны физиологические тахикардия и та­хипноэ (табл. 17-1), а компенсация при патологии осуществляется за счёт увеличения частоты, а не усиления сокращения мышц.

Таблица 17-1. Возрастные нормы частоты пульса, АД, числа дыханий

Показатель Возраст  
1 месяц 1 год 5 лет 14 лет
Частота пульса, уд./мин       Норма взрослого человека
АД (систолическое), мм рт.ст.       Норма взрослого человека
Число дыханий в минуту 20-25 Норма взрослого человека
           

Пульсовое давление во всех возрастных группах составляет 40-45 мм рт.ст. Кроме вышеперечисленного надо помнить, что у детей дошкольного возраста все границы сердца увеличены.

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

При исследовании ЦНС, уровень сознания, при невозможности словесного контакта из-за возраста пациента, определяют по активности ребёнка (как он следит за предметами, играет ли он с игрушкой), по характеру крика или плача (монотонный крик характерен для менингита).

Дети склонны к диффузным общемозговым реакциям, у них чаще возни каст судорожный синдром (фебрильные судороги), а также неспецифичес­кие токсические энцефалопатии (нейротоксикоз).

При подозрении на менингит, необходимо помнить, что у детей до 3 мес жизни симптом Кернига является физиологическим, а симптомы Брудзин­ского у них определяются редко, но часто имеется ригидность затылочных мышц, гиперестезия на все раздражители, элементы позы «легавой соба­ки», монотонный крик и легко можно выявить симптом «подвешивания»

Болевой синдром

О болевом синдроме у ребёнка раннего возраста свидетельствуют бес­покойство, плач, нарушение сна, иногда срыгивания, снижение аппетита. Однако причиной плохого самочувствия ребёнка, его крика и плача могут быть недостатки ухода и питания.

Из особенностей диагностики боли у детей первого года жизни целесо­образно выделить следующие:

• для головной боли, повышения внутричерепного давления, отёка мозга характерны:

o монотонный крик;

o часто тремор подбородка и конечностей;

o пульсация большого родничка;

o положительный симптом Грефе;

o срыгивания, рвота;

o усиление беспокойства, крика и плача при изменении положения головы ребёнка;

• при боли в конечности:

o ограничение объёма активных движений;

o ребёнок её щадит;

• при боли в животе:

o ребёнок сучит ножками;

o поджимает их к животу, кричит;

o чаще прерывисто сосет, срыгивает.

Абдоминальная боль преимущественно связана с моторной дисфункцией и усилением перистальтики. У детей раннего возраста абдоминальная боль возникает вследствие нарушений режима питания, метеоризма, дисбактериоза кишечника, запоров, инвагинации кишечника, язвенно-некротичес­кого энтероколита.

У старших детей выраженный абдоминальный синдром нередко наблю­дается на ранней стадии сахарного диабета.

Появление боли при инвагинации совпадает с возникновением крупных перистальтических волн с периодичностью 10—15 мин. Ребёнок внезапно начинает беспокоиться, кричать, сучить ножками. После прекращения пе­ристальтической волны боль стихает.

Постоянная боль в животе характерна для острого аппендицита, когда происходит резкое уменьшение перистальтики кишечника, что приводит к вздутию живота.

Наши рекомендации