Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимали

Для каждого из нас приходит время чтобы отпустить

Мелоди Битти

Теперь самое время совершить прыжок к действию - прыжок веры. Время отпустить наше всеконтролирующее поведение и позволить нашей Высшей Силе принять на себя нашу жизнь. Именно это значение имеет девиз А.А. «Отпусти и положись на волю Бога». Эту фразу мы можем часто напоминать себе в ходе работы над Третьим Шагом. Слова «Бог» и «Он» не относятся к определению Силы, более могущественной, чем мы. Если перефразировать формулировку Третьего Шага, то можно сказать, что мы строим отношения с Богом, как мы Его понимаем. Мы используем термины «Бог» и «Высшая Сила» в качестве способа обращения к Силе, более могущественной, чем мы, а не для характеристики последней. Мы, каждый для себя лично, должны найти определение Богу и установить отношения с ним.

Первый Шаг побудил нас смиренно и честно взглянуть на наше бессилие. Второй Шаг заставил принять и поверить в Силу, более могущественную, чем мы. И вот Третий Шаг учит нас желанию отпустить и отдать свою жизнь на волю Бога. Третий Шаг требует больше, чем просто теоретического принятия того, что Бог может взять под свою опеку наши волю и жизнь. От нас требуются действия. После того как мы полностью проработали первые два Шага, мы можем быть готовы перейти к Третьему Шагу, который ведет нас к миру и умиротворению, обретаемые нами через Высшую Силу.

Нам обязательно нужно уверенность в том, что мы готовы к Третьему Шагу. Мы должны дать себе время, внутренне подготовиться и дорасти до полного понимания и восприятия идей первых двух Шагов. Нет необходимости спешить, даже полезно потянуть время. Это часть нашего старого, контролирующего упрямства чтобы отдать нашу волю и жизнь Высшей Силе нам надо сначала принять наше истинное бессилие, поверить в Силу, более могущественную, чем мы и в то, что она способна восстановить наше здравомыслие.

Однако для того, чтобы поручить заботу о наших жизни и воле Богу требуется доверие. Таким образом нам надо понять Бога как нечто положительное, любящее, прощающее и всегда действующее в интересах нашего высшего блага. Если наша концепция Бога заключается в Его контролирующих и подталкивающих нас функциях, то нам надо опасаться того, что может произойти с нами, лишись мы собственной воли.

Когда мы готовы, мы отдаем небольшую часть нашего упрямства и просим Бога направлять нас. Было бы полезно отдавать каждый раз по одной проблеме. Мы просим помощи, если готовы отпустить и доверить нашей Высшей Силе контролировать ситуацию. Например, мы поддерживаем отношения с кем-то и привыкли беспокоиться за этого человека, манипулировать им. Возможно мы уверовали, что можем сделать его таким, каким хотим, или чтобы он принял нас такими, какие мы есть. Теперь сознательно мы передаем наши отношения с данным человеком Богу и готовы принять любой результат. Мы можем поймать себя на том, что проявляем беспокойство по этому поводу или же пытаемся подталкивать дела к тому, чтобы что-то случилось. В такие моменты мы можем обратиться за помощью к оставшейся еще у нас какой-то части желания отдать на попечение Бога проблему наших взаимоотношений. Затем мы просим Бога направлять их так, как Он этого хочет. Взаимоотношения могут улучшиться, ухудшиться или даже прекратиться. Что бы ни случилось, но если это желание нашей Высшей Силы, а не результат нашего манипулирования своим поведением, мы можем принять это как наилучший выход из создавшегося положения. Мы можем таким же образом подходить к решению проблем на работе, на работе нашего/нашей супруги, проблем детей, денег и всего остального в жизни.

История Сюзанна

За четыре года Сюзанна сменила пять мест работы. Она всегда начинает с большим энтузиазмом и большими ожиданиями. Она действительно хочет работать, когда нанимается. «Я великолепна на собеседовании», - говорит она. «Я всегда думаю: «Эта работа будет прекрасной». Я слышу как ее хвалят и это меня очень возбуждает. Начинаю верить в то, что нашла замечательное для себя дело , или компанию».

Работодатели видят Сюзанну как умного, энергичного и общительного человека. На них производит большое впечатление то, как быстро она схватывает суть дела. Но в процессе знакомства с работой Сюзанна проявляет нетерпение. «Каждый раз, когда я допускаю ошибку или сталкиваюсь с проблемой, которую не знаю как решить, я ощущаю свою полную непригодность для этой работы. Я боюсь, что работодатели подумают, что совершили ужасную ошибку, приняв меня на работу, и что я не справлюсь с ней».

В период освоения Сюзанна много работает с тем, чтобы делали и трудом оправдать свои большие ожидания. В конце концов дела начинают идти не так, как хотелось бы. «Как только я освоюсь, то начинаю замечать недостатки, касающиеся самой кампании, методов работы и конкретных людей. Я пытаюсь внести сама или предлагаю какие-то изменения и упираюсь в глухую стену. Начинаю прислушиваться к жалобам сотрудников и ужасно огорчаюсь, видя недостатки и несправедливость. Кампания и люди, с которыми я работаю, начинают быстро терять в моих глазах. Меня охватывает такое разочарование, что я начинаю ненавидеть кампанию, работу и людей. Мне очень не хочется вставать утром и идти на работу. Такое обычно происходит примерно через шесть месяцев пребывания на этом месте. Я практически прекращаю работать и начинаю искать новую. Затем нахожу другую работу, которая, как мне кажется, будет гораздо лучше прежней, и все повторяется вновь».

Чтобы выбраться из этого заколдованного круга, Сюзанна может передать свою приверженность доктрине нравственного усовершенствования и проблемы с работой своей Высшей Силы. Она может попытаться оставить свое беспокойство и контролирующее поведение и позволить Богу решать как лучше поступить в каждой конкретной ситуации. Как только Сюзанна отпустит и попросит свою Высшую Силу взять проблемы с работой на себя, она научится принимать все, что бы ни случилось.

Возможно она узнает, что работа, которую она пытается выполнять, не для нее и найдет что-то другое, более подходящее ее умению и таланту. Или же она может осознать, что ее способности и компетентность вполне реализуемы в сфере ее занятий и работа будет доставлять ей удовольствие, если она бросит свои нереальные ожидания. Те проблемы, ч которыми связаны переживания Сюзанны, возможно, и не такие уж важные - или же они вполне разрешимы. Отбросив свое упрямство и контролирующий стиль поведения, Сюзанна может освободить в своей жизни место для Божьей Воли.

Жить сегодняшним днем

Другим хорошим способом начать работу над Третьим Шагом является возможность отдавать нашей Высшей Силе один полный день. Мы можем на 24 часа отпустить наши тревоги и попытки контролировать всех и вся. При этом попросить Бога направлять нас в течение всего этого дня. Мы можем чаще связываться с Высшей Силой и просить ее помочь нам отпустить наше упрямство и действовать в соответствии с волей Бога. Вскоре мы можем открыть для себя, что мир спокойно крутится сам по себе, без наших попыток руководить всем.

Вначале мы можем испытывать искушение и проанализировать, что в нашей жизни делает Высшая Сила. Мы можем думать: «Хорошо ли то, что случилось; правильно ли принятое решение? Согласен ли я с ним? Можно ли было что-то сделать по другому?» Вполне нормально, что эти мысли закрадываются к нам в голову. Но чтобы действительно передать себя в заботливые руки нашей Высшей Силы, нам необходимо избавиться от своих задних мыслей и довериться Воле Бога. Когда мы отдали свою жизнь Богу, мы начинаем принимать все, что с нами происходит. Мы анализируем (не судим) результаты дня, или что стало с проблемой, о которой мы перестали беспокоиться. И мы начинаем видеть чудодейственный эффект от того, что мы что-то передали Богу.

Постепенно мы распространяем это на все сферы нашей жизни, на целый день, на каждый день. Со временем это входит в привычку. Между тем мы продолжаем напоминать себе, что надо отпускать и отдавать на волю Бога, а также продолжаем просить у нашей Высшей Силы помощи, в которой нуждаемся. Мы стараемся действовать в унисон с волей Бога и позволяем ей стать нашей собственной. Мы именно позволяем, чтобы что-то произошло; мы не стараемся силой навязывать себе волю Бога. Это напоминает то, как учатся плавать. Если мы будем барахтаться в воде, сжавшись от напряжения и страха, то вне всякого сомнения пойдем ко дну как топор. Но если полностью расслабимся и двинемся вперед, то вода поднимет нас и мы будем на плаву. Сейчас мы можем расслабиться в потоке реки жизни, доверяя тому, что наша Высшая Сила заботится о нас.

Это не означает, что мы можем прыгать с крыши высокого здания, полагая, что Бог спасет нас. Мы не прекращаем заботиться о детях, когда перестаем контролировать их и манипулировать ими. Мы не ходим по магазинам и не тратим деньги, которых у нас нет, надеясь, что наша Высшая Сила оплатит наши счета. Другими словами, мы не пытаемся подчинить волю Бога своей. Мы стремимся прямо к противоположному: мы хотим расслабить нашу неэффективную человеческую волю и дать Высшей Силе направлять нас.

Поскольку мы не всегда, а скорее часто не знаем, что лучше для нас, то просим Бога взять на себя заботу о нашей жизни. Мы просим показать, что нам делать. Мы просим, чтобы свершилась воля нашей Высшей Силы, а не наша собственная. И мы можем быть уверены, что воля Бога подведет нас к делам, реализация которых поможет нам самим или кому-то другому.

Наша Высшая Сила не навязывает нам себя насильно. Но она в любое время с нами, если мы ее просим и готовы получить ее направляющую волю. И все же у нас есть и всегда будет и наша собственная свободная воля. Но мы видели какой ущерб причинило нам наше упрямство, когда мы позволили ему управлять нашей жизнью. Передавая свою волю нашей Высшей Силе, мы полагаем, что Бог позаботится о нас больше, чем мы сами, действуя в одиночку. Со временем мы убедимся в этом.

Позволяя воле Бога стать нашей собственной, мы не становимся рабами; это освобождает нас от тех ограничений, которые мы как человеческие существа, имеем. Ирония состоит в том, что чем больше мы позволяем себе быть зависимыми от нашей Высшей Силы, тем независимее мы становимся. Мы становимся сильнее тогда, когда волю нашей Высшей Силы объединяем со своими действиями.

Понимая волю Бога

Третий Шаг предполагает, что мы препоручаем Высшей Силе не только наши проблемы, но также «нашу волю и нашу жизнь». Это означает, что мы препоручаем даже те стороны нашей жизни, которые, как мы думали, успешно контролировали. Забота Бога обогащает все сферы нашей жизни.

Когда мы отпускаем и полагаемся на волю Бога, то вначале, как нам кажется, мы добиваемся больших успехов и становимся более счастливыми, чем ожидали. Но работа по Двенадцати Шагам не делает нашу жизнь безупречной, без боли и трудностей. Игнорируя и ведя борьбу с волей нашей Высшей Силы, мы потерпели много неудач и причинили себе массу страданий.

Нам иногда трудно понять, что такое воля Бога. После того как мы искренне решили отпустить свои жизнь и полю и попросили нашу Высшую Силу взять заботу о них на себя, мы будем продолжать сталкиваться с трудностями. Мы сразу можем и не узнать причину их возникновения. Но если они возникли действительно по воле Бога, а не в результате каких-то наших действий, то здесь должна быть какая-то причина. Возможно в ситуации есть какое-то зерно правды, которое нам необходимо выявить или же данная ситуация способствует тому, что мы сталкиваемся с человеком, который усугубляет наше положение. Не получив то, что, как нам кажется, мы хотим, мы очень часто оказываемся в такой ситуации, что если бы мы получили желаемое, то не получим бы что-то, что лучше этого желаемого.

Случайные стечения обстоятельств оказывают большое влияние на нашу жизнь. В школе нас, возможно, не включили в футбольную команду или же не дали роль в пьесе. Но если бы мы их получили, то у нас могло бы не быть времени, чтобы работать в стенгазете или над школьным ежегодником, где обнаружились наши писательские или фото таланты. Это пример того, как работает Высшая Сила в нашей жизни, давая нам возможности, а не наказывая.

Когда мы проводим день, постоянно напоминая себе о необходимости что-то отпустить и позволить Богу позаботиться о нас и о нашей жизни в целом мы можем узнать, что происходит и как мы чувствуем в связи с этим. Если ломается наша автомашина, то вместо того, чтобы расстраиваться, мы можем попросить нашу Высшую Силу указать причину и урок, который должен быть извлечен из этого. Возможно, нам надо умерить свой темп: чтобы увидеть, что то, что мы так спешим сделать, не очень уж и важно для нас. Возможно, нам надо остановиться, медленно подышать и подумать. Возможно, нам надо посмотреть на закат солнца, а не на движение на дороге. А возможно, что механик, который помогает нам, говорит нам что-то, что каким-то образом меняет нас.

Чтобы ни происходило, мы хотим попробовать плыть в потоке происходящих в течение дня событий, вместо того чтобы злиться и проявлять нетерпение. В конце концов мы увидим, что это работа нашей Высшей Силы и все это для нашего блага. Мы можем попросить Бога помочь нам в том, чтобы у нас сохранялось желание принять все, что происходит с нами, вне зависимости от того видим мы или нет в этот момент цель, которую преследует Бог.

Принятие всего

Принимаем все, что дает нам жизнь

Как мы видели, наша Высшая Сила может взять нашу волю и работать в интересах нашего благополучия и высшей пользы. Если даже мы не понимаем, что происходит, то можем допускать, что с нами должно произойти что-то неприятное или противоречивое прежде, чем наступят лучшие времена. Наша Высшая Сила, возможно, подведет нас к тому, чтобы мы прекратили заботиться о ком-то, кто играет какую-то роль в нашей жизни. Мы можем уверить себя в том, что этому человеку будет лучше без нашей помощи. И нам будет лучше, мы станем использовать свою энергию в других целях. Отпустить означает не только отказ от нашего упрямства, но также прекращения контроля и манипулирования другими. Как взрослые дети, мы, возможно, проявляли большую заботу о других людях. Наша Высшая Сила может подвести нас к тому, что мы продолжим заботу об этих людях, но в то же время не стремится контролировать и спасать их.

Когда мы твердо решили препоручить нашу жизнь Богу, мы каждый день, если не чаще, напоминаем себе о необходимости освободиться и принимать все, что входит в нашу жизнь. Опыт показывает, что когда наша Высшая Сила приняла нас, то все обретает смысл. В результате нас ведут к волнующим нас делам и событиям, которые помогают нам расти. Когда мы ослабляем контроль и сдаем нашу волю, Бог всегда дает нам все, что нам необходимо, даже если это не то, что мы, как нам кажется, хотим.

Нет необходимости в первое время безоговорочно верить всему этому процессу. Можно просто допустить, что это сработает. Когда ученые или врачи ищут новые методы лечения или вакцину, они не всегда знают, какие из них будут работать, пока не проверят на практике. Они выбирают возможный вариант, предполагают, что он будет работать, проводят испытания и смотрят результат. Давайте предположим, что если мы по настоящему верим в то, что Бог может восстановить наше здравомыслие, и если мы действительно с любовью отпустили и препоручили нашу волю нашей Высшей Силе, тогда даже то, что может казаться нам неблагоприятным будет по настоящему идти на пользу.

На протяжении всего процесса перепоручения нашей жизни Богу нас время от времени будут посещать старые страхи. Когда мы начинаем ощущать их появление, то можем просить нашу Высшую Силу помочь нам справиться с ними. Затем мы можем отдать их в руки нашей Высшей Силы. Мы также можем иногда возвращаться к нашим старым разрушительным привычкам. Мы можем подвергаться искушению вмешаться в работу нашей Высшей Силы. Когда такое случается, мы можем проанализировать наше поведение и чувства и попросить Бога помочь двинуться вперед.

Доктрина морального усовершенствования - это черта, присущая всем взрослым детям алкоголиков, и мы должны стараться не допускать того, чтобы она мешала работе над Двенадцатью Шагами. Ни один из нас не является совершенством, и мы знаем, что наша Высшая Сила любит и прощает. Бог, как мы его понимаем, всегда будет проявлять терпимость по отношению к нам и готовность помочь.

Выздоровление - это не состязание. Это процесс исцеления. Мы отвергаем того внутреннего тирана, который говорит, что мы должны контролировать и добиваться успеха во всем. Перепоручение нашей жизни нашей Высшей Силе означает принятие того факта, что наши возможности ограничены, и что мы должны учиться полагаться на то, что Бог поможет нам преодолеть эти ограничения.

Строим фундамент

Когда мы по настоящему проработали первые три Шага - признали свое бессилие, поверили в Высшую Силу, которая способна восстановить наше здравомыслие и перепоручили наши волю и жизнь этой высшей Силе - наша жизнь уже стала лучше, чем была или могла бы, как мы думали, быть. Мы перестали пытаться управлять своей жизнью. Другие же могут думать что мы впервые прекрасно руководим своей жизнью. Наша Высшая Сила управляет всем за нас. Мы позволяем себе стать своего рода приемником любви, а также положительной, созидательной энергии, которые дает нам Бог.

Облегчение и мир, которые мы начали ощущать, не означает конца дороги, на которую мы встали, это, скорее, хорошее, твердое начало. Мы построили свой фундамент. Если мы внимательно и полностью проработали первые три Шага, то можем быть уверены, что наша жизнь находится в заботливых руках нашей Высшей Силы и мы готовы продвинуться еще ближе к настоящему миру и умиротворению.

Четвертый Шаг

Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения

Возможно впервые наша готовность без страха воспринимать отрицательное открывает наши истинные достоинства, непременную доброту и наличие широкого выбора.

Эрни Ларсен

Проведение этой инвентаризации является важным Шагом в нашем путешествии. Она может помочь нам впервые посмотреть на себя и нашу жизнь честно и отчетливо. Она может помочь нам поднять на поверхность многие старые, ранее подавленные чувства и освободиться от них. Она может помочь нам сделать пожизненной привычкой внимательное осмысление прожитого и честное изучение самих себя, что позволит нам поддерживать мир и умиротворение, над которыми мы сейчас работаем. С помощью Бога и под Его руководством мы проведем нравственную инвентаризацию, определяя наши слабые и сильные стороны и добиваемся прогресса в выздоровлении.

К настоящему времени мы узнали, что в соответствии с программой Двенадцать Шагов нам необходимо много заниматься самоанализом. Мы приняли наше бессилие, столкнулись с духовной неполноценностью и перепоручили заботу о нашей воле и нашей жизни нашей Высшей Силе. С помощью Бога и открывшейся у нас объективностью мы теперь готовы по новому и скрупулезно проанализировать свою жизнь. Мы будем искать у себя как положительные, так и отрицательные черты характера. Мы исследуем свою жизнь с целью выяснения того, какие черты характера выработались у нас под влиянием того или иного типа поведения и посмотрим, какое воздействие оказывают на нашу жизнь те или иные особенности нашего поведения. Мы проводим объективный, беспристрастный анализ и принимаем меры к тому, чтобы не позволить себе вернуться к нашей старой привычке всеобщего отрицания.

Отрицание - это наш коварный враг в процессе работы над программой Двенадцать Шагов. Это глубоко укоренившаяся привычка взрослых детей алкоголиков. Многие из нас использовали его в детстве для того, чтобы выжить в неблагоприятном окружении, а также избежать глубокого эмоционального осознания таких вещей, которые мы вряд ли смогли бы контролировать и снять с себя ответственность за то, добьемся положительных изменений. Мы использовали отрицание для того, чтобы прикрыть воли ? страх, злость и ощущение бесполезности. Оно хорошо служило нам, но и глубоко ранило. Если мы не откажемся от отрицания и не будем принимать меры к тому, чтобы оно не появилось вновь, то оно может серьезно затормозить наш прогресс в выздоровлении.

Теперь честно и со смирением мы можем составить список наших сильных и слабых с нравственной точки зрения сторон характера. Это поможет нам напомнить себе в чем мы сильны и какие имеем достоинства. Мы можем увидеть, что наша сила состоит в том, что на нас работают помощь и воля нашей Высшей Силы. Это напомнит нам о наших слабостях и недостатках, а также о порожденном ими поведении, которое ранит нас самих и окружающих. Мы проводим инвентаризацию на данный момент ищем черты характера, которые сейчас у нас есть и недавние примеры поведения, вызванного этими чертами. Это помогает нам глубоко и бесстрашно оценить себя и свою жизнь. Мы можем бесстрашно действовать только тогда, когда придем к смирению и примем в свою жизнь нашу Высшую Силу. Пока мы отрицали наличие проблем, а контроль и манипуляции составляли основу нашего поведения, мы не могли честно посмотреть на себя и на нашу жизнь. Не признав всепрощающую любовь нашей Высшей Силы, мы не могли бесстрашно предстать перед реальностью. Сейчас поскольку мы сдали свою силу воли, мы можем доверять тому, что Бог уберет все препятствия с нашего пути. Нам нечего бояться, когда наша Высшая Сила направляет нас.

Сила написанного слова.

В нашу инвентаризацию мы вносим не только черты нашего характера и поведения. Мы также фиксируем наши восприятия: убеждения, идеи отношение, на которых формируется основа наших действий. Независимо от их связи с объективной реальностью (или отсутствия таковой) наши восприятия - это то на основе чего мы действуем. Поскольку мы являемся взрослыми детьми алкоголиков, наши восприятия затуманены страхом и чувством обиды. Эти восприятия могут расцениваться как ошибочные, поскольку сформированы в нездоровой обстановке. Проводя инвентаризацию, мы можем вспомнить о том, чтобы передать наши страхи и чувство обиды нашей Высшей Силе и честно, основательно и со смирением попросить у нее помощи.

Наш инвентаризационный список мы можем написать на бумаге. Написанное слово имеет такую силу, которая превосходит силу мыслей и изустных слов. Когда мы пишем что-то, то придаем ему осязаемую материальную форму. Оно становится для нас реально существующим. Это помогает нам преодолеть наше глубокое и всеобъемлющее отрицание. Мы стали специалистами в деле мысленного одурачивания самих себя. Мы часто отрицаем то, что сказали, говоря себе и другим: «Это не то, что я думал» или «Я имела в виду не то, что на самом деле произошло». Но когда скрупулезная и честная инвентаризация себя и своей жизни нами записана, мы можем прочитать ее снова, принять ее, владеть ею и использовать как инструмент в процессе собственного исцеления. Она может открыть нам такую правду, которую мы просто не способны были видеть.

История Карла

«Когда я провел свою первую инвентаризацию, то подумал, что точно знаю какие будут последствия» - говорит карл, взрослый ребенок алкоголиков, которого иного обижали в детстве. «У меня вошло в привычку истязать себя по любому даже самому мизерному поводу. Без сна я лежал ночью в кровати и думал о том, как выкручивался в течение прошедшего дня. Обвинял, упрекал и ненавидел себя за то, какой я есть и за то, как живу».

Карл приучился относиться к себе подобным образом еще в детстве, живя в буйной и скорой на расправу семье. Но работа над инвентаризацией по Четвертому Шагу дала ему такой опыт, которого он не ожидал.

«Я думал, что инвентаризация сведется к тому, чтобы выписать на бумагу все то, за что я себя презирал. Я делал это очень методично. Я разделил свою жизнь на сферы: работа, семья, друзья и так далее. Страницу за страницей я заполнял темп, как мне казалось, ужасными вещами, которые я делал и недостатками, которые были частью того, кем я являлся - в общем всем тем, по поводу чего я агонизировал по ночам. «Когда я прочитал свою инвентарную опись, мне стала ясной сложившаяся система. На работе я случайно сломал копировальную машину. Является ли это изъяном характера или плохим поведением?. Конечно нет. Никто кроме меня самого даже не упрекнул меня за это. Я забыл купить что-то необходимое из бакалейных продуктов или меня не оказалось дома, когда ко мне неожиданно заехал приятель. Можно ли это отнести на счет моих недостатков или слабостей? Подобные вещи случались со мною довольно часто. Я записал десятки случаев, которые не имеют никакого отношения к деструктивному поведению. Все это, как я думал, делало меня ужасным человеком».

Карл использовал первую инвентаризацию в качестве подспорья для составления новой. В последней он сосредоточил внимание на реальных проблемах своей жизни и начал с приниженного чувства собственного достоинства. «Когда я записывал все это, то впервые в жизни многое для меня стало ясным, я начал осознавать, что незначительные ошибки и инциденты, имевшие место в жизни не были губительными, губительным было то, что я чувствовал в связи с этим. Процесс инвентаризации помог мне сосредоточиться на действительных, настоящих проблемах, и я престал тратить время и энергию на самобичевание себя за то, что являюсь человеком».

Глядя на нашу жизнь

Как и Карл, многие из нас, выросших в дисфункциональных семьях, имеют склонность очень строго относиться к себе. Честная и реалистичная инвентаризация может помочь выправить положение. Мы можем перестать отрицать наши истинные недостатки и в то же время признавать резкие и неправильные суждения, которые допускаем по отношению к себе. Затем мы можем начать работу над действительно существующими проблемами и освободиться от воображаемых.

Нижеследующие страницы будут посвящены обсуждению черт характера, присущих взрослым детям алкоголиков. Будут также приведены примеры таких черт. Впишите для себя те из них, которые свойственны вашему характеру. Опишите, каким образом каждая из них проявляется в вашей жизни. Приведите специфические, свежие примеры таких проявлений, назовите людей, которые были вовлечены в это, где и когда тот или иной инцидент имел место, что вы делали и что говорили. Излагайте все полно и точно насколько это возможно. Помните, что это упражнение направлено на познание самого себя. Не спешите, работайте столько, сколько необходимо для того, чтобы инвентаризация получилась завершенной и честной. Будьте внимательны к тому, что у вас может появляться желание отрицать наличие проблем. Делайте обозрение, не судите. Помните, что в вашем распоряжении ваша Высшая Сила, которая поможет вам и направит вас в нужное русло если в этом будем необходимость.

Изоляция

Мы часто, возможно, чувствовали, что семьи, в которых прошло наше детство, были маленькими островками, отделенными от всего остального мира. Чтобы там ни происходило держалось в секрете. Мы усвоили правило не подвергать себя риску, приобретая друзей в школе или широко общаясь с окружающими. Мы усвоили правило не позволять кому бы то ни было сближаться с нами или слишком хорошо знать нас. Мы построили внутри себя тюрьму, убежденные в том, что раскрытие наших тайн может привести к отрицанию и причинить боль.

Став взрослыми, мы часто продолжаем затворничество. Мы не способны разорвать привычку держать людей на расстоянии. Мы наглухо изолировали свою жизнь и постоянно беспокоимся о том, как бы наши отношения с коллегами по работе не переросли в личные, а соседи не стали друзьями. Возможно, нам удобно так жить, называть себя домоседами и одиночками. И все же ощущаем оторванность от окружающего нас мира. Эта болезненная разобщенность с людьми может проистекать из нашего нездорового прошлого.

Причины, по которым мы можем бояться допускать людей в нашу жизнь возможно, запрятаны глубоко в нашем сознании. Организация простой вечеринки с ужином может вызвать у нас такое беспокойство, что мы решим, а стоит ли все это делать. Мы можем отказываться от приглашений или даже не показываться на глаза тому, кто как мы знаем, намеревается пригласить нас, из-за того же беспокойства или из-за того что на приглашение надо отвечать взаимностью. Мы можем поймать себя на том, что избегаем установления любых новых дружеских отношений.

Теперь мы можем перечислить все то, что привело к этой внутренней изоляции нашей жизни. В нашем списке могут оказаться свежие примеры поведения, показывающие когда, где и как мы изолировали себя от людей. В нем могут также оказаться люди, которые вовлечены во все это и наши отношения с ними. Затем мы можем записать то, что по нашему убеждению, относится к основным чувствам и ощущениям, которые сформировали наше поведение. Мы должны помнить, что не надо судить, надо изучать с помощью наблюдения.

Мы можем испытывать смущение или опасаться выглядеть глупо если, например, напишем: «Я думаю, что никому не понравлюсь, если они узнают, что я из себя представляю на самом деле». Но чувства и восприятие не всегда разумны и логичны. Если мы даже знаем что-то, что, как мы чувствуем, не соответствует действительности, то все равно можем принять это за истину.

Страх перед людьми и начальниками

Эта черта характера подобна (сродни) изоляции, но содержание ее гораздо шире, чем просто быть наедине с собой. Мы возможно воспитали в себе такое качество, как недоверие к людям, и особенно к начальству. В детстве в наших неблагополучных семьях возможно были авторитарные лица, которых не волновали наши потребности и чувства. При этом, они, возможно, были ненадежны, часто злые и даже жестокие. В детстве мы усвоили, что занимаем в этом мире весьма незначительное место; что бы мы ни делали все было мало и не приносило счастья родителям и другим людям. Мы, возможно, с молоком матери впитали автоматический страх перед авторитарными лицами и с детства запуганы ими.

У нас уже взрослых этот страх проявляется в том, что мы исключительно тонко чувствуем любого человека, которого рассматриваем как лицо, обладающее какой-то властью. Мы можем сравнивать себя с другими и чувствовать неполноценными. Мы можем вести себя агрессивно, оскорбительно по отношению к другим и не уметь постоять за себя. Или же можем принять самоуверенно настойчивость кого-то из окружения за выпады против нас.

Основой для такого поведения может служить наше восприятие себя, как людей слабых, неполноценных, не заслуживающих внимания, и бесполезных. Записывая эти особенности нашего поведения, мы вновь можем заметить разницу между тем, что думаем и тем что чувствуем. На уровне разума и логики мы можем сказать себе, что у людей, окружающих нас, нет каких-либо особых оснований причинять нам боль, и все же остро реагировать на любое самое незначительное критическое замечание, впадая в депрессию, испытывая тревогу или бурную злость. Мы можем сказать себе, что властные люди обладают большими знаниями и имеют больший опыт по сравнению с нами, и они, как и мы, пытаются сделать все, что в их силах. И тем не менее наши старые подсознательные (неосознанные) реакции могут быть спровоцированы просто тем, что они занимают руководящее положение. Теперь мы можем внести в свой список специфические свежие примеры проявления этой черты характера на работе, в ходе общения с врачами, адвокатами, министрами, чиновниками, полицейскими, банкирами и другими. Люди с властными полномочиями - это не обязательно только наши начальники. Много раз нас пугали незнакомые нам люди из числа, например, официантов, слесарей. Мы можем испытывать чувство вины, страха или покорности поскольку рассматриваем их как людей, стоящих выше нас. Мы можем одобрить то, как нас подстригли, хотя нам это и не нравится, плохо приготовленные блюда и чрезмерно завышенные счета. Мы даже можем обвинять себя за забитую канализацию или неисправные трубы.

Это ненужные и нездоровые чувства. Мы можем увидеть их истинное значение только после того, как внимательно изучим, какое слияние они оказали на формирование нашего поведения. Мы определяем круг участников, когда и где мы проявили страх, что делали и что говорили. Испытываем ли мы чувство депрессии и собственной никчемности, когда кто-то из людей «с властью» облагодетельствовал нас своим расположением или осыпал комплиментами? Допускаем ли мы, что были не правы, выразив несогласие, а прав был другой человек? Вызывает ли у вас даже незначительная критика чувство неудачи и неполноценности? Перечисление в нашем списке конкретных случаев может помочь нам увидеть реальность, которая стоит за нашим восприятием.

Стремление получить одобрение

Мы, как выросшие в дисфункциональном окружении дети, возможно никогда не получали безусловной любви и слов одобрения от членов семьи. Соответственно, будучи взрослыми, мы, возможно, не станем говорить о личных потребностях или выражать свое мнение, дабы не рисковать получить неодобрение со стороны других. Мы можем врать, делать вид или же подавлять и отрицать наши чувства. Может случиться так, что мы в своих суждениях и решениях попадем в зависимость от других людей и будем делать все возможное, чтобы подыграть им.

Одной из причин такого поведения может быть то, что мы не знаем, кто мы такие. Если бы мы действовали так, что наша деятельность позволяла бы нам верить в то, что мы в результате получим одобрение, в котором отчаянно нуждаемся, мы, возможно, поступились бы такими вещами, которые нам необходимы для выздоровления и благополучия. Мы, возможно, даже пытались добиться счастья через других. Давая другим то, что, как мы думали, они хотели, мы верили, что получи ответ любовь и одобрение. Когда этого не происходило, то обвиняли себя, и еще больше старались угодить. В течение своей жизни мы часто во взаимоотношениях с другими поступали подобным образом. Несмотря на то, что мы не получаем от общения с кем-то ничего хорошего, мы можем упорно держаться за эти отношения. Поступая таким образом мы ищем утверждения со стороны других своего права на само наше существование.

Мы можем внести в список тех лиц, которые вовлечены в такие взаимоотношения. Мы можем внести в список свежие, характерные примеры поведения, когда мы искали одобрения и пренебрегали нашими потребностями и чувствами. Что же такое особенное, характерное мы делаем, веря, что это окажет необходимое воздействие на других и мы понравимся им? Что, может случиться, если мы прекратим угодническое поведение? Каким образом мы загнали себя в сети подобного образа жизни? Испытываем ли мы затруднения, когда отказываем кому-то в просьбе? Мы думаем, как будут реагировать другие, если мы скажем нет? Осознание характерных особенностей своего поведения в этой области помогает нам уменьшить зависимость от одобрения других и лучше сознавать свои чувства, потребности и мнение.

Забота о других

В детстве мы часто брали на себя заботу о семье. Мы ухаживали за родителями, оберегали их от неприятностей, покрывали их алкоголизм, успокаивали их боли. Мы, возможно, выполняли родительские функции по отношению к нашим братьям и сестрам: присматривали за ними, помогали выполнять домашнее задание, возили их на какие-то игры или в школу. Мы готовили пищу, убирались, утешали, защищали и выступали посредниками. Такое поведение задерживало наш рост, поскольку у нас развивалась неутолимая потребность быть нужным кому-то.

Забота о других подобна поиску одобрения, с той лишь разницей, что вместо того, чтобы давать другим все, что они хотят, омы даем им то, что им, как мы думаем, нужно. Мы берем ответственность за них на себя, стараясь выручать их или решать их проблемы. Для них мы становимся незаменимыми. Такое поведение помогает нам игнорировать свои собственные проблемы, избегать их. Мы теряем себя в системе отношений с людьми, о которых заботимся, не проявляем заботу о себе. Мы становимся вечными мучениками тех, кто как нам думается, зависит от нас.

По мере пополнения нашего списка случаями сверх заботливого поведения мы можем обнаружить, что люди не очень то нуждаются в нашей помощи. Мы можем мешать им искать свои собственные пути, открывать свою собственную связь с Высшей Силой и жить по своему разумению. Мы, в свою очередь, также уходим от своих проблем и задач по собственном

Наши рекомендации