Этапы поведенческой психотерапии кризисных состояний

Исходя из названных базисных предположений, по­ веденческая психотерапия человека, оказавшегося в кри­ зисной ситуации, осуществляется по нескольким взаи­ мосвязанным и взаимодополня ющим этапам.

1. Поведенческая диагностика. До начала вмешатель­ ства совместно с пациентом, обратившимся за помощью, определяют цель терапии, то есть обсуждают, к како­ му именно состоянию пациент хочет прийти с помощью

терапевта, что будет считаться успехом терапии*. На этом этапе в диалоге следует найти ответ на вопрос о том, ка­ кие образцы поведения требуется изменить с точки зрения их интенсивности, длительности, частоты или условий их проявления. Далее анализируют причины возникновения ош ибочног о или целевог о поведения или те очевидные факторы, которые тормозят целевое поведение. Только на основании знания целевог о поведения и причин его осуществления терапевт планирует и обсуждает с клиен­ том конкретные мероприятия по достижению желаемо­ го состояния.

К онечно, не всегда в случае терапии кризисны х со­ стояний есть время и возможность провести детальный поведенческий анализ. Однако этика психологической помощ и требует искать пути к максимально точной и по­ дробной поведенческой диагностике**.

2. Терапевтические вмешательства. На основе согла­ сованного с клиентом плана терапии по совместно состав­ ленному расписанию происходят терапевтические встречи в групповой и (или) индивидуальной форме. Каждая из этих двух форм поведенческой терапии кризисных состо­ яний имеет свои преимущества и недостатки, хорошо из­ вестные психологам и описанные в литературе. Особен­ ностью терапии кризисных состояний является то, что ча­ ще используется индивидуальная терапия. Эта форма уменьшает возможность подражать болезненному поведе-

* KanferF. Н., Saslow G. Behavioral diagnoses // С. М. Franks (Ed.) . Be­ haviour therapy: Appraisal and status. New York: McGraw-Hill, 1969; Schulte D. (Hrsg.) . Diagnostik in der Verhaltenstherapie. Muenchen: U&S, 1974.

** Ромек В. Г. Модели поведенческог о анализа // Московский психо­ терапевтический журнал. 2001. № 4. С. 12-Ю.



нию других членов группы, а также такие негативные эф­ фекты, как усиление негативной самооценки и рост чув­ ства беспомощности, которые часто возникают в резуль­ тате сравнения себя с более эффективно справляющими­ ся с кризисной ситуацией пациентами.

3. Контроль эффективности. На каждом этапе пове­ денческой психотерапии проводится контроль ее эффек­ тивности по особой схеме, известной в эксперименталь­ ной психологии как «модель А-В-А».

Эта экспериментальная модель крайне проста и огра­ ничена изучением одного испытуемого (А) до и после ка­ кого-либо терапевтическог о вмешательства (В) . Речь идет о выборке различных действий испытуемого А до момен­ та вмешательства, в процессе вмешательства и спустя не­ которое время после него.

Вместо того чтобы сравнивать поведение пациента с эталонным, его сравнивают с ним самим, но таким, ка­ ким он был раньше. Таким образом, в самой схеме А-В-А заложен дополнительный источник мотивации изменений, ведь сравнение с эталоном почти всегда позволяет убедить­ ся, что эталон не достигнут. Сравнение с самим собой в этом смысле всегда означает либо положительное под­ крепление, либо возможность получить помощь в дальней­ шей работе над своей проблемой.

Если выборка поведения испытуемого (пациента) по­ сле терапии приблизится к заранее определенным целям, то результат достигнут. Если ожидаемых изменений не будет обнаружено, то потребуется либо уточнение и кон­ кретизация целей, либо коррекция плана психотерапев­ тических мероприятий.

Вряд ли стоит рассматривать три этапа поведенческой психотерапии как некоторую временную последователь­ ность. Очень часто диагностика, вмешательства и кон­ троль проходят одновременно. Анализ целей терапии уже означает своеобразное вмешательство, а контроль по мо­ дели А- В-А дает повод для дополнительног о обсуждения целей или коррекции терапевтическог о плана. Важно только понимать, что пропуск любого из названных эта­ пов заставляет специалистов усомниться либ о в квали­ фикации терапевта, либ о в том, что осущ ествляется именно поведенческая психотерапия.

При работе в чрезвычайных ситуациях часто исполь­ зуются экспрессны е формы психологической помо щ и и поддержки, своего рода «психологическая первая по­ мощь», о которой мы расскажем далее. Но и эта экс­ прессная форма поведенческой психотерапии подразу­ мевает прохождение всех трех названных этапов поведен­ ческой психотерапии.

Кризисная ситуация как внутренний и внешний стимул. В кризисной помо щ и пострадавшим в результате травматических собы тий психолог чаще имеет дело не с внешними стимулами (хотя такой кризис связан имен­

но с внеш ними собы тиями ) , а с внутренними — с отра­ жением внешних бед и катастроф.

И здесь следует четко различать индуцированн ые собы­ тием изменения в поведении (например, нервный тик или заикание) , для сохранения которых сам внешний стимул уже не имеет особого значения, и изменения в поведении и на­ строении под постоянным влиянием трансформированног о внешнего стимула в форме навязчивых образов или мыслей.



В первом случае нам, очевидно, не стоит возвращаться к анализу кризисного события, и наша цель состоит в уст­ ранении болезненног о поведения. В случае же с внутрен­ ним стимулом возникает возможность, которой не следу­ ет пренебрегать. Мы може м попытаться либо устранить этот внутренний стимул, либо научить пациента контро­ лировать его, тем самым повлияв на снижение вероятнос­ ти проявления болезненных реактивных форм поведения.

Наши рекомендации