Этапы поведенческой психотерапии кризисных состояний
Исходя из названных базисных предположений, по веденческая психотерапия человека, оказавшегося в кри зисной ситуации, осуществляется по нескольким взаи мосвязанным и взаимодополня ющим этапам.
1. Поведенческая диагностика. До начала вмешатель ства совместно с пациентом, обратившимся за помощью, определяют цель терапии, то есть обсуждают, к како му именно состоянию пациент хочет прийти с помощью
терапевта, что будет считаться успехом терапии*. На этом этапе в диалоге следует найти ответ на вопрос о том, ка кие образцы поведения требуется изменить с точки зрения их интенсивности, длительности, частоты или условий их проявления. Далее анализируют причины возникновения ош ибочног о или целевог о поведения или те очевидные факторы, которые тормозят целевое поведение. Только на основании знания целевог о поведения и причин его осуществления терапевт планирует и обсуждает с клиен том конкретные мероприятия по достижению желаемо го состояния.
К онечно, не всегда в случае терапии кризисны х со стояний есть время и возможность провести детальный поведенческий анализ. Однако этика психологической помощ и требует искать пути к максимально точной и по дробной поведенческой диагностике**.
2. Терапевтические вмешательства. На основе согла сованного с клиентом плана терапии по совместно состав ленному расписанию происходят терапевтические встречи в групповой и (или) индивидуальной форме. Каждая из этих двух форм поведенческой терапии кризисных состо яний имеет свои преимущества и недостатки, хорошо из вестные психологам и описанные в литературе. Особен ностью терапии кризисных состояний является то, что ча ще используется индивидуальная терапия. Эта форма уменьшает возможность подражать болезненному поведе-
* KanferF. Н., Saslow G. Behavioral diagnoses // С. М. Franks (Ed.) . Be haviour therapy: Appraisal and status. New York: McGraw-Hill, 1969; Schulte D. (Hrsg.) . Diagnostik in der Verhaltenstherapie. Muenchen: U&S, 1974.
** Ромек В. Г. Модели поведенческог о анализа // Московский психо терапевтический журнал. 2001. № 4. С. 12-Ю.
нию других членов группы, а также такие негативные эф фекты, как усиление негативной самооценки и рост чув ства беспомощности, которые часто возникают в резуль тате сравнения себя с более эффективно справляющими ся с кризисной ситуацией пациентами.
3. Контроль эффективности. На каждом этапе пове денческой психотерапии проводится контроль ее эффек тивности по особой схеме, известной в эксперименталь ной психологии как «модель А-В-А».
Эта экспериментальная модель крайне проста и огра ничена изучением одного испытуемого (А) до и после ка кого-либо терапевтическог о вмешательства (В) . Речь идет о выборке различных действий испытуемого А до момен та вмешательства, в процессе вмешательства и спустя не которое время после него.
Вместо того чтобы сравнивать поведение пациента с эталонным, его сравнивают с ним самим, но таким, ка ким он был раньше. Таким образом, в самой схеме А-В-А заложен дополнительный источник мотивации изменений, ведь сравнение с эталоном почти всегда позволяет убедить ся, что эталон не достигнут. Сравнение с самим собой в этом смысле всегда означает либо положительное под крепление, либо возможность получить помощь в дальней шей работе над своей проблемой.
Если выборка поведения испытуемого (пациента) по сле терапии приблизится к заранее определенным целям, то результат достигнут. Если ожидаемых изменений не будет обнаружено, то потребуется либо уточнение и кон кретизация целей, либо коррекция плана психотерапев тических мероприятий.
Вряд ли стоит рассматривать три этапа поведенческой психотерапии как некоторую временную последователь ность. Очень часто диагностика, вмешательства и кон троль проходят одновременно. Анализ целей терапии уже означает своеобразное вмешательство, а контроль по мо дели А- В-А дает повод для дополнительног о обсуждения целей или коррекции терапевтическог о плана. Важно только понимать, что пропуск любого из названных эта пов заставляет специалистов усомниться либ о в квали фикации терапевта, либ о в том, что осущ ествляется именно поведенческая психотерапия.
При работе в чрезвычайных ситуациях часто исполь зуются экспрессны е формы психологической помо щ и и поддержки, своего рода «психологическая первая по мощь», о которой мы расскажем далее. Но и эта экс прессная форма поведенческой психотерапии подразу мевает прохождение всех трех названных этапов поведен ческой психотерапии.
Кризисная ситуация как внутренний и внешний стимул. В кризисной помо щ и пострадавшим в результате травматических собы тий психолог чаще имеет дело не с внешними стимулами (хотя такой кризис связан имен
но с внеш ними собы тиями ) , а с внутренними — с отра жением внешних бед и катастроф.
И здесь следует четко различать индуцированн ые собы тием изменения в поведении (например, нервный тик или заикание) , для сохранения которых сам внешний стимул уже не имеет особого значения, и изменения в поведении и на строении под постоянным влиянием трансформированног о внешнего стимула в форме навязчивых образов или мыслей.
В первом случае нам, очевидно, не стоит возвращаться к анализу кризисного события, и наша цель состоит в уст ранении болезненног о поведения. В случае же с внутрен ним стимулом возникает возможность, которой не следу ет пренебрегать. Мы може м попытаться либо устранить этот внутренний стимул, либо научить пациента контро лировать его, тем самым повлияв на снижение вероятнос ти проявления болезненных реактивных форм поведения.