Семейная кризисная психотерапия (скп)
Семейная психотерапия проводится в случаях, когда причиной психологическог о кризиса служит семейный конфликт. Целями семейной терапии являются: повыше ние сплоченност и семьи, улучшение адаптации ее чле нов к кризисным ситуациям, выработка конструктивно го стиля общ ения между членами семьи.
Наиболее распространенной причиной психологиче ского кризиса являются семейно-личн ы е конфликты. О собое значение подобны х конфликтов, по-видимому, состоит в том, что индивид лишается поддержки своего ближайшего окружения, в результате чего у него разви вается чувство эмоциональной изоляции.
М о ж н о выделить два варианта указанной ситуации: супружеский конфликт (или шире — конфликт между сексуальными партнерами) и конфликт между родствен никами (в том числе — детско-родительский) . Особенно трудной является ситуация развода.
Возможны следующие установки партнеров, обратив шихся за терапевтической помощью:
а) продолжение отнош ений на лучшем, чем до кри зиса, уровне;
б) сохранение неустойчивог о равновесия; в) четкое и окончательное разделение.
А. Улучшение докризисных отношений. В этом случае оценивается, какие способы адаптации применялись до кризиса, почему они отсутствуют теперь, что мешает ре ализовать потребность в примирении. Если выявленная угроза отнош ения м носит внеш ний характер (вмеша тельство или недостаточная помощь родителей, наруше ние баланса в результате изменения состава семьи и т. д.) , помощ ь должна быть нацелена на формирование более эмпатийног о отнош ения близких к клиенту и его парт неру. В случае внутренней угрозы отнош ения м (непо средственное ухудшение взаимоотно ш ений партнеров) применяется тактика, направленная не только на разре шение текущих проблем, но и на выявление и коррекцию взаимоисключающих ожиданий и требований партнеров по отнош ению друг к другу.
Б. Сохранение неустойчивого равновесия. В ситуации неустойчивог о равновесия обращение за помощью про исходит обычно в период временног о разделения. Парт неры в ходе терапии вовлекаются во взаимные контак ты — очные или заочные, используя телефон, переписку, родственников и друзей в качестве посредников. Содер жанием контактов является выяснение нерешенных про блем во взаимоотно ш ениях, при этом не обсуждается, какой ущерб партнеры нанесли друг другу.
Терапевт не дает рекомендаций относительно сохране ния или прекращения отношений, напротив, подчеркива ется, что ответственность за решение этого вопроса лежит на клиенте и его партнере. Нередко разделение супругов в определенной степени провоцируется их родственника ми. В этих случаях у супругов достигается осознание роли
указанного фактора и им предлагается перестроить отно шения с родственниками с учетом собственных интересов.
В. Четкое и окончательное разделение. Данный вари ант встречается в ситуации кризиса чаще всего (особен но у женщ ин) . Данная группа клиенток испытывает, во- первых, неудовлетворенность име ющ имис я интимно - личными отношениями, во-вторых — страх расставания с объектом эмоциональной привязанности, отвержения и одиночества, утраты матримониального статуса, а так же опасения по поводу возможности воспитать детей без отца; наконец, в-третьих — неверие в свою способность вновь сформировать взаимозависимые отношения с дру гим партнером.
В подобных случаях в качестве неадаптивных устано вок выступает неприятие — даже на непродолжительное время — статуса одинокой женщины, а также представ ление об отсутствии у себя возможностей, необходимых для того, чтобы с помощью создания и сохранения пары избежать неприемлемых для себя и непереносимы х пе реживаний отвержения и одиночества.
В случае принятия окончательног о решения о разры ве отнош ений при сохранении эмоционально-сексуаль ной привязанности к партнеру СКП заключается в следу ющем. Аналогично приемам кризисной психотерапии в ситуации смерти л ю бимог о человека психотерапевт с помощью членов семьи и друзей обеспечивает клиенту сочувственное разделение эмоций горя и тревоги, а при отвержении клиента партнером — и чувств обиды и уни жения. Содержанием тревоги в ряде случаев являются опасения по поводу возможности устроить свою будущую
личную жизнь, связанные со страхом одиночества и со мнениями в своей сексуальной привлекательности. В этих случаях на этапе кризисной поддержки особое внимание обращается на восстановление пониженной са мооценки, а на этапе кризисног о вмешательства — на со здание мотивации к выработке эффективных форм поло- ролевого поведения, которые помогут в будущем устано вить новые высокозначимые отношения. Вмешательство психотерапевта в данном случае заключается в перестрой ке сознания индивида, а именно представления о себе как о существе, немыслимом вне пары.
При наличии конфликта с родственниками программа СКП проводится следующим образом. В фазе установле ния терапевтическог о контакта психотерапевт выполняет функции посредника, избегая роли третейског о судьи и тем более принятия чьей-либо стороны в конфликте, а также обсуждения хронических проблем семьи. Актив ность психотерапевта должна быть направлена на улучше ние семейной атмосферы в интересах всех членов семьи.
В процессе индивидуальн ых и групповых сессий про водится оценка точек зрения членов семьи на суть и при чины конфликта, отреагирование подавляемых ими негативных чувств по отно ш ени ю друг к другу. Затем проводятся семейн ы е диспуты с целью формирования общ ей позиции семьи в подходе к актуальным пробле мам. В случае взаимног о недоверия членов семьи для осущ ествления немедленны х совместны х позитивны х действий по разрешению проблемы заключается семей ный договор. При необходимост и проводится психоло гическая коррекция тревоги членов семьи, связанной
с перестройкой ролей и позиций в семье с целью уста новления более эмпатийных отношений.
Важной методикой при проведении психотерапии яв ляется проигрывание ситуаций. Сюжет может быть взят из жизни клиентов или носить более обобщенный характер. Могут, например, проигрываться и обсуждаться темы
«Трудный выбор», «Решительный разговор», «Обида» и т. д. Любой из членов психотерапевтической группы (которая часто состоит не из одной семьи, а из нескольких с похо жими проблемами) может исполнять роль, значимую для него, или быть режиссером ситуации. Затем участники ме няются ролями или одну и ту же роль играют разные лица. Ситуации проигрываются в форме диалога или без слов (так называемый метод пантомимы) .
М о ж н о выделить пять этапов работы с семейно й группой:
1. Выявление центральной проблемы семьи, распре