Помощь при потенциальном суициде
Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях — это первая помощь. Одно из важных отличий суицидоопасног о состояния — ощ ущ ение себя «вне» общества, поскольку тема само убийства табуирована. Поэтому важнейшим принципом первой помощ и при суицидальной опасности является требование к консультанту — добровольцу или профес сионалу — задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы. Это действительно важно: проявлять инте-
рес, но не оценивать, не осуждать и не пытаться переубе дить собеседника.
Далее приводится обобщ енн ы й перечень необходи мых интервенций*.
Установление эмпатического контакта, отношений доверия.
Определение степени риска суицидального поведения
и вероятности смертельного исхода. Большое значение имеет прошлый опыт суицидальног о поведения и выяс нение, что тогда удержало от суицида. Возможно, это по може т и сейчас. Следует помнит ь об очень важной осо бенности человека, склонног о к самоубийству, — об ам бивалентном отношении к жизни: о поиске пути к смерти и желании жить одновременно. Часто такой человек ищет помощи, говоря о том, что хочет умереть.
3. Выработка совместного решения о дальнейших дей ствиях. В процессе оценки суицидальног о риска или пос ле консультант должен постараться узнать, в чем состоит смысл самоубийства для пациента. От какой проблемы или целого клубка проблем он хочет сбежать в небытие? Этот вопрос помогает определить тактику дальнейш ей интервенции. Узнав смысл суицидальног о поведения, можн о вместе с пациентом пытаться искать альтернатив ные варианты решения проблемы. Одно из проявлений кризисног о состояния — когнитивный хаос. Консультант должен помочь организовать лавину обрушившихся про-
* Подробная информация о психологической помощи при суицидаль ной опасности содержится в работах Э. Гроллмана (2001 ) , А. Н. Мохови- кова (2001 ) , X. Хензелера (2001 ) , Э. Шнейдмана (2001 ) , указанных в спи ске рекомендуемой литературы в конце главы.
блем в обозримы е проблемны е блоки, установить при оритетность их решения. Ему следует быть очень убеди тельным в выстраивании перспектив выхода из тупика. Может быть, если не сам пациент, то кто-то из его близ ких поможет в реш ении или хотя бы приближении к ре ш ению проблемы? Главное — побудить пациента к тому, чтобы он, пусть временно, но отложил суицид и сделал хоть один шаг к улучшению своей ситуации. Таким обра зом, позиция консультанта или психотерапевта должна быть активной и достаточно директивной. Однако следу ет обратить внимание на то, что убеждать человека в не обходимост и работать с проблемой, попытаться разре шить ее вовсе не значит уговаривать отказаться от суици да или, ещ е хуже, спорить о смысле ж изни. П одобны е интервенции только разрушают и так довольно хрупкую основу — контакт с пациентом, благодаря которому вы сможете помочь. Консультант только может сказать, что он лично не хочет, чтобы люди уходили из жизни, чтобы уходил его собеседник, что он будет стараться делать все, что от него зависит, чтобы этого не произошло. Фактиче ски договор о том, что стоит вместо самоубийства попы таться предпринять какие-либо конструктивные дейст вия, «план спасения», — это и есть антисуицидальный кон тракт. Такой договор подразумевает и эмоциональный аспект — смену настроения пациента: от желания умереть до желания жить.
Далее следует наметить конкретные шаги, тщательно обсудив их альтернативы и возможны е последствия. Иными словами, в этот момент терапевтический процесс только начинается. Терапевтические методы подбирают-
ся индивидуально, но не следует упускать и фактор эф фективности того или иного метода в работе с определен ными состояниями. Например , эффективность когни тивной терапии в работе с непсихотическими депрессив ными расстройствами подтверждена многочисленными исследованиями.
Терапевтические мишени в работе с суицидальным па циентом
• проблемная ситуация;
• негативный когнитивный стиль (выученная беспо мощность, негативная триада) ;
• установки, разрешающие суицидальные попытки;
• саморазрушающее поведение (злоупотребление ал коголем, психоактивными веществами, самоизоля ция, пассивность) .
Рекомендации по ведению беседы с потенциальным суи- цидентом *
1.. Выразите свою заинтересованность личностью