Помощь на стадии восстановления
Надо помогать заново включиться в жизнь, планироват ь будущее. Поскольку человек может неоднократно возвра щаться к переживания м острого периода, необходимо да вать ему возможность вновь и вновь говорить об умершем. Полезными в этот период могут быть и какие-либо прось бы о помощ и со стороны друзей, близких, выполнение ко торых поможет горюющему «встряхнуться»; иногда эффек тивны даже упреки в безразличии, невнимании к близким, напоминания об обязанностях.
П омо щ ь профессионала , прежде всего, необходима че ловеку, горе которого приобрело патологический характер* либо велик риск того, что он о может стать таковым. В этом случае используется весь комплекс методов, пригодных для кризисно й помо щ и , терапии психологических травм и посттравматическог о стресса. Психологическа я помо щ ь
* О помощи близким людям человека, совершившего суицид, см.: Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция // Суицидоло- гия: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах / Составитель А. Н. Моховиков. М.: Когито-Центр, 2001. С. 325-338 .
может потребоваться и через годы, прошедшие после утра ты, в тех случаях, когда «работа горя» не была завершена. Проблемы, разрешаемые в процессе консультирования, очень индивидуальн ы. Н екотор ы е лю ди прост о не пони мают, что с ним и происходит ; в этом случае даже простые объяснени я психологии горя могут помоч ь у м ень ш ит ь страх и напряжение . Человек может отрицать переживание им горя, поскольку считает, что это показывае т его сла бость. П ациент ы , обративш иеся за помо щ ью в период ос тро й стадии, требуют от психолог а спасения , что может стать своего рода запад ней для профессионала , которы й в такой ситуации прост о обречен испытыват ь чувство ви ны . О б ы чн о на острой стадии горя человек жаждет, преж де всего, облегчения страданий, так как боль утраты и дру гие переживания могут быть невыносимыми . Парадокс со стоит в том, что в этот период психолог дол ж ен помогат ь в переживании боли, необходимом для заживления трав мы , а не избегат ь или отрицат ь ее, что делает кризисну ю помо щ ь очень сложной проблемой, в том числе и для кон сультанта, поскольку он может оказаться миш енью для вы
раж ения агрессии со стороны пациента.
Количество сессий консультирования можн о устано вить только тогда, когда речь идет о реш ении конкретной проблемы ( например , внов ь выйти на работу или начать навещать могилу умершего), а в большинстве случаев кон сультирование продолжаетс я д о тех пор , пок а пациент нуждается в сопрово ж да ющ е й помо щ и . П о различн ы м данн ым , боль ш инств о пациентов , консультирующ ихся в связ и с утратой, проходят от четырех до десят и сессий в тече ни е одног о или двух лет после соб ы тия. Д овольно
распространены и однократны е обра щ ения , в основно м за разъяснениями и информацией .
Х арактер и те м п продвижени я от начал а консульти ровани я к переломному мом ент у и завер ш ени ю так ж е трудно определить, так ка к он и зависят от множества ин дивидуальных факторов, например, особенносте й лично сти пациента , обстоятельст в утраты и т. д. Ранние сессии об ы чн о ф окусирую тся на переживания х острой боли от потери, утраты контрол я над свое й жи з нь ю , отсутствии ее смысла. Консультант обеспечивае т необходиму ю эмо циональну ю поддержку, способствует выраж ению чувств, прежде всего — вы свобо ж дению боли. В качестве основ ного метода используется безоценочное слушание. Поддер живается стрем ление гор юющ его каж д ы й раз заново го ворит ь о предмет е боли, таким же образом инструктиру ется и его окру ж ение . К онсультант так ж е мож е т дават ь рекомендаци и о ре жим е сна , питани я и других деталях образ а жи з ни , советоват ь обратитьс я к врачу дл я меди цинског о обследования и лечения .
Где-то в середине пути консультант сталкивается с фе номено м «всплывания» у пациент а интенсивных пережи ваний, возвращ ения острой боли и других тяжелых чувств. Однако темы консультирования изменяю тся. Ключевыми становятся проблемы идентичности, изменения ролей, не обходимост ь воссоздания после утраты своего «Я». Паци ент может присоединиться к поддерживающей группе, где встретит таких же лю дей, потерявш их близког о человека. Д ля переживающ его горе в этот период важна и физичес кая активность. Одним из основных психологических ме тодов помо щ и может быть когнитивная терапия.
Задачей завершающих сессий является помощь в возвра щ ении и воссоздании жизненных смыслов. Пережитое ин тегрируется и претворяется в мотивацию и энергию для жиз ненных выборов и реш ений. Консультант помогает наме чать цели, строить новые планы; они вместе обсуждают достижения пациента. Возможно, ему необходимо будет по мочь освоит ь новые поведенческие навыки или восстано вить старые, например , знакомиться и поддерживат ь зна комства, изменит ь образ жизни. Важно осмыслить, что все это делается не для того, чтобы «заменить» утраченное: вос становление не означает забвения. На самом деле, работа го ря вряд ли может быть когда-нибудь полностью завершена.
ПЕРЕЖИВАНИЕ УТРАТЫ ПРИ РАЗВОДЕ
Утрата близког о человека случается не только при его см ерти. Развод представляе т собой аналогичну ю ситуа ци ю и порождае т схожую дина мик у переживаний . Раз вод — это смерть отно ш ений , вы зы вающ ая самы е разно образны е, но почт и всегда болезненны е чувства.
Д л я описания развода Ф ройланд воспользовался клас си фи кацие й Кю блер-Росс .
1. Стадия отрицания. Первоначально реальност ь про ис ш ед ш ег о отрицается. О б ы чн о челове к затрачивает на близкие отнош ения много времени, энергии и чувств, по этому сразу смириться с разводом трудно. На этой стадии ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отнош ения : « Ничего такого не случилось» , «Все хорошо», « Наконец приш л о освобождение» и т. п.
2. Стадия озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаю тся озлобленность ю по отнош ению к парт неру. Н ередко м анипулиру ю т детьми , пытаяс ь привлечь их на свою сторону.
3. Стадия переговоров. Третья стадия сам ая сло жн ая. П редпринима ю тс я попытк и восстановит ь брак, и ис пользуется множество м анипуляций по отно ш ени ю друг к другу, вкл ю ча я сексуальн ы е отно ш ения , угрозу бере м енност и ил и беременность . И ногда прибегаю т к давле ни ю н а партнера пр и помо щ и окруж ающ их.
4. Стадия депрессии. Угнетенное настрое ние наступа ет, когда отрицание , агрессивност ь и переговоры не при нося т никаки х результатов. Ч елове к чувствует себя не удачнико м , сни ж ается уровень са мооценки , он начина е т сторонитьс я других л ю дей , не доверят ь им . Н ередк о испытанно е во вре м я развода чувство отверж ени я и де прессия довольно долгое врем я м е ш а ю т заводит ь новые интимные отно ш ения .
5. Стадия адаптации. Когда психотерапев т встреча ется с разведенны м клиенто м во вре м я одно й из выше названных стадий, его цель — помоч ь клиент у «перейти» в стадию приспособлени я к изменив ш имс я условия м жи з ни . В тех случаях, когда посл е развода остается не полна я сем ья, детям тоже нужна поддержк а в адаптации к ново й ситуации. Такую поддержк у мож е т оказат ь ка к оставш ийся с ним и родитель, так и психотерапевт , помо га ющ и й матери ил и отцу преодолет ь кризис .
Диапазон проблем, возникающих после развода, доволь но ш ирок — от финансовых до ухода за детьми. В разреше нии проблем существенное место занимает умение жить без
супруга (мужа или жены) и преодолеват ь одиночество. Не избежна определенна я ло мк а социальн ых отно ш ени й — приходится привыкат ь одному (одной) ходить на концерты, в гости. Важно здоров ым и приемлемым путем удовлетво рять сексуальную потребность. Роль психотерапевт а в этих обстоятельствах может оказаться довольно значительной. Он должен помочь отделить одиночество от уединенности, открыто анализироват ь отношение к сексу и т. п.
Иногда важным этапом переживания является рассказ о случившемся, называние вещей своими именами: не «мы поссорились» , а « мы расстались» или «он м ен я оставил». К ак ни странно на первый взгляд, многие клиент ы испы тывают облегчение, признавая: «Этого не будет больше ни когда», — совершено душевное действие, нет больше мучи тельной неопределенности, нет поминутног о крушения не сбыточных надежд: « А вдруг это он звонит?» Совершается то, что на язы ке гештальт-терапии называется «закрытием Гештальта». Содержанием первой стадии переживания ут раты является осознание: «Да, это свершилось». Затем вста ет вопрос: « Как же я теперь?» Постепенно происходит осо знание всей совокупност и изменений жи з ни , вызванных утратой, осознание потребностей, фрустрированных вслед ствие утраты, заверш ение внезапно оборванных отноше ний . Лю ди, находящиеся на этой стадии переживания ут раты, часто в разговорах с окруж ающ им и воспроизводят фрагмент ы незаверш енных разговоров с уш едш им, выяс нения отнош ений. Достаточно часто на сеансе приходится задавать вопрос: « Кому предназначены эти слова?» Выра жение накопивш ихся чувств, переживаний, высказывание упреков, жалоб, просьб постепенно приводит к осознанию
того, какое место в жизни занимал и утраченные отноше ния, что связывало людей, подготавливает прощ ание.
Если утрата каких-то отнош ений означает прежде всего фрустрацию вполне определенной потребности, то появля ется возможность удовлетворения этой потребност и каким- либо другим путем. Например, достаточно часто ж ен щ ин ы тяжело переживают первый развод или разрыв отнош ений с первым мужчиной. Обычно в таком случае можн о встре тить неосознанну ю установку на то, что этот мужчина — единственн ый , данн ы й судьбой. Такое убеждение делает прощание очень болезненным, длительным процессом. Не редки случаи, что и через много лет после развода, после второг о и третьего брака, первый муж все ещ е « ОН» — единственн ый, хотя и потерянный мужчина, а все осталь ны е — ли ш ь более или менее удачные его заместители. В процессе психотерапии постепенно происходит осозна ни е того, что другие существа мужского пола тоже мужчи ны, что ж енская судьба клиентки небезнадежна, она учит ся замечать и принимат ь вни м ани е му ж чин. Расстаться с одним из мужчин значительно легче, чем с единственным.
П ризнаки «зависания» переживания на стадии осозна ни я последствий таковы: длительные внутренние разгово ры с ушедшим, отсутствие новых идей и эмоций в этих раз говорах, движение по кругу, в рассказе о ситуации человек уходит из контакт а с собеседнико м , переживае т по ходу рассказа те эмоции , о которых говорит, стремится расска зать прежде всего о партнере , у малчива я о себе, о своих чувствах. «Так что же потеряно? » — ответ на этот вопрос иногда требует длительной, кропотливой психотерапевти ческой работы , н о именн о многогра нно е осознание по -
требностей, фрустрированных в результате утраты, нахож дение новых способов их удовлетворения дает возмож ность «простить и проститься». Иногда прощ ание и про щ ение происходят быстро и бурно, иногда медленно и не заметно — просто вдруг уходит тягостное чувство. Скорбь, отчаяние , обида сменяю тся печалью, а то и радостью, что, оказывается, можн о жить дальше. Прерывание работы го ря, стагнация переживания утраты порождает тоску. Жела ни я или намерения простит ь бывает недостаточно, нужны силы. Человеку бывает очень сложно отпустить свою оби ду, свое несчастье, у него возникае т о щ у щ ение больш ого риска . П ростит ь — это значит остаться без возможност и упрекнуть, предъявит ь счет, получит ь некое возм ещ ение . Обида тоже может давать своеобразную защиту. Возника ет за мкнут ы й круг: страх м еш ает отпустит ь иллю зор ну ю поддержку, иллю зиями потребност ь удовлетворит ь не уда ется, длительна я ф рустрация истощ ает сил ы , усиливает страх. Работа с психологом, в психотерапевтической груп пе является ш ансом получит ь ту поддержку, которая помо жет собраться с силами и сделать первые ш аги без цепля нья за прош лое, в контакт е «здесь и теперь».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1
Прочтите отрывок из записи первой встречи с пациенткой, пере несшей утрату (интервью 1).
• Предположите, какой условно выделенной фазе горя соответ ствуют переживания.
• Есть ли признаки депрессии?
• Каковы физические симптомы?
• Есть ли признаки возможного развития патологической реак ции горя?
Выполняя это задание, не забывайте, что такое «препарирование» тяжелых чувств страдающего человека может быть оправдано только профессиональной необходимостью научиться их понимать и выст раивать стратегию помощи.