При заблокированной переработке

П римерно в половине случаев применение стандартной процедуры ДПД Г приводит к завершению процесса пере­ работки и излечению даже наиболее тяжелых психических



травм. О днако если переработка соответствующего мате­ риал а тор мо зится, ее можн о стим улироват ь с помо щ ь ю ряда дополнительн ы х приемов .

1. . И зм енение направления, продолжительности, ско­ рост и ил и а мп литуд ы дви ж ени й глаз , и х постепенно е сдвигание то вверх, то вниз в горизо нтальной плоскости. Бол ь ш и й успех дает сочетание этих приемов .

2. Сосредоточение клиент а на всех телесных ощущени­ ях сразу ил и только н а наиболе е диско мфор т ны х и з ни х (без образов и представлений) в то время как характер дви­ ж ени й глаз подвергается систем атическим изменениям. 3 . С тим улирование клиент а к откры тому в ы ра ж ени ю

подавленных э моций , невысказа нны х слов ил и свобод­ ном у проявлени ю всех дви ж ений , ассоцииру ющ ихс я у него с тем ил и ины м фи зическим напряжение м в теле. П р и этом в ып олня ю тс я серии дви ж ени й глаз.

4. С началом очередной серии движ ений клиенту пред­ лагают надавить пальцем или всей рукой на то место тела, где локализуются, не меняясь, дискомфортные ощ ущ ения. Увеличение давления может привест и к у м ень ш ению не­ гативных о щ у щ ени й либ о к появлению новых образов и мыслей, так или иначе связанных с травмирующ им вос­ поминанием. П роявивш ийся ассоциативн ый материал за­ тем избирают в качестве предмета воздействия.

5. . И зм енение точки ф окусировки во время выполне­ ни я последующ их серий дви ж ений . К лиент а просят со­ средоточиться на другой части образа травмирующего со­ б ы ти я либ о сделат ь обра з более ярким , у м ень ш ит ь ил и увеличит ь его, превратит ь в черно-белы й и т. д. М о жн о предложит ь пациент у припомнит ь звуковой стимул, в ы -

з ы ва ющ и й наибольш ее беспокойство, и сконцентриро­ ваться на нем.

6. . В сло жны х случаях применяетс я когнитивное вза­ имопереплетение . Эта стим улиру ющ ая стратегия соеди­ няе т адаптивну ю информаци ю , исходящ у ю от психоте­ рапевта, с м атериало м , появля ющ имс я в процесс е пси­ хотерапии у клиента.

Существует несколько вариантов взаимопереплетения:

• П сихотерапев т сооб щ ае т клиент у нову ю информа ­ ци ю , которая позволяе т ему лучше понят ь драмати­ ческие события прош лог о и собственную роль в них. Затем клиент у предлагаю т думать о сказанно м ему и проводят серию дви ж ений глаз.

• Переопределение травмирующ ей ситуации через об­ ращ ение к значимым для клиент а лица м . Н апри м ер, один из ветеранов продолжа л обвинят ь себя за то, что когда командир приказа л пригнуться, он выполнил приказ , а его лучш ий друг этого не сделал и был убит. Ветеран испытыва л сильное чувство вин ы перед по­ гиб ш им за то, что он вовремя нагнулся, благодаря че­ му остался жив, но, ка к ему казалось, не сделал ниче­ го, чтобы предотвратит ь смерть друга. Психотерапевт спросил его: « Если бы это был ваш шестнадцатилет ­ ни й сын , что бы вы велели ему сделать?» «Пригнуть­ ся!» — ответил ветеран. Психотерапевт предложил ему

«прост о думать об этом» и провел серию дви ж ений глаз, после чего чувство вин ы стало не таким болез­ ненным и переработка была успешно завершена.

• И спользование м етафор (аналогий) в ф орме притч, в ымыш ленн ы х истори й ил и примеро в и з жи з ни ,



контекстуально соответствующих проблеме клиен­ та. С помо щ ь ю аллегорических историй могут быть проведены параллели с реальной ситуацией, дан ы скр ы т ы е подсказк и дл я наиболе е адаптивног о е е разреш ения . В ведение м ета ф орическо й информа ­ ции может быть осуществлено ка к в ходе серии дви­ ж ение м глаз, так и вне ее, с последующ и м предло­ ж ение м клиент у поразмыслит ь об о всем услышан­ но м во вре м я следующей сессии.

• Сократический диалог, в ходе которого психотерапевт задает ряд последовательн ых вопросов . Отвечая на них, человек постепенно приходит к определенному логическому умозаключению. После чего ему предла­ гают думать об этом и проводят серию движений глаз.

П рименени е указанны х приемо в даже в трудных слу­ чаях способствует полно й переработке и нейтрализации травматическог о материала и устранению основных кли­ нических проявлений ПТСР.

ОСЛАБЛЕНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ИНЦИДЕНТА (ОТИ)

Автор методики — Ф ран к Джербод. Техника ослабле­ ни я травматическог о инцидент а состоит в просмотре , ви­ зуализации, повторно м переживани и проис ш ед ш е й трав мы (без прерываний , интерпретаций и ободрений ) . Это может быть просмот р одног о обособленног о собы­ ти я ил и серии соб ы тий, обоб щ енн ы х одно й те мо й (Ос­ новно е или Те м атическое О Т И ) , котора я ведет к сути




травмы. П р и помо щ и этого метода происходит когнитив­ на я переоценка соб ы тия.

В этом методе подчеркивается нейтральность терапев­ та. К лиент ы в этом методе — обозреватели, терапевт — ф асилитатор, а процес с назы вается «просмотр».

Необходи мыми условиями для работы является доста­ точно бодрое состояние клиент а в начале сеанса, доверие к терапевту и готовность разрешать проблему. Одна из за­ дач психотерапевт а — обеспечит ь клиенту безопасное те­ рапевтическое окружение, а также убедиться в том, что он хочет работать с проблемой.

М есто для терапии должн о быть изолированным, что­ бы ходу работ ы ничего не м еш ало. Процедура может за­ нять мно г о вре м ени, н о н и психотерапевт , н и клиент н е дол жн ы торопиться.

О б щ ени е с клиентом схем атично, четко определено. Н икаки х интерпретаций! Психотерапевт нейтрале н, он принимае т без комментарие в все, что бы клиент ни гово­ рил . Психотерапевт не дол ж ен позволят ь себе оценку ни в каком виде. Возможно, клиентначне т угрожать психоте­ рапевту, но и в этом случае — никаких обсуждений. Даже если у психотерапевт а возникают эмоциональные реакции, их не следует проявлять. У клиент а может бы ть сильна я эмоциональна я реакция , он может захотеть остановить­ ся — психотерапевт должен его поддержать, чтобы он про­ должал работу, помочь ему вновь встретиться с тем, что он пережил во время травматическог о события. Задача тера­ певта — довести сессию до успешного завершения.

Техника проведения ОТИочень простая. Терапевт объ­ ясняе т основн ы е правил а и описы вает процедуру: « Вам



нужно следовать инструкции и делать то, что я скажу. Мы дол жн ы работат ь не прерываясь . В аш а задача — вспом­ ни т ь эпизод , пройт и через нег о мно гократ но . Работаем до результата, остановимся , когда почувствует е себя луч­ ш е. Возможно , вам захочется со мно й что-либо обсудить, спросит ь совет, но этог о мы не будем делать . Я не буду давать советы, не буду вас оценивать . Ч т о б ы ло , то б ы ло. С ейча с пере д нам и стоит задача, чтобы эти воспо мина­ ни я н е м е ш ал и жи ть . М ы н е будем подробно обсуждать ва ш случай, я объясн ю , что нужно делать. Вам не следу­ ет с кем-либ о обсуж дать то , что произойде т на сеансе .

ПРОЦЕДУРА ОТИ

В спо мни т е трав м атический инцидент . П редставьт е себе, что вы об этом смотрит е фи ль м на видео. Просмо­ трите событие и скажите:

1 шаг. Когда это произош ло? 2 шаг. Где это произош ло ?

Зшаг. К а к долг о это длилось ? Если это цепочк а собы­ тий , вспо мнит е первое .

Когда вы определите , ка к долго длилос ь соб ы тие, то: 4 шаг. В ернитес ь к началу инцидента .

5 шаг. Вклю чит е кнопк у «видео», начнит е просмотр . ( Если необходимо, закройт е глаза.) Ч т о Вы представля­ ете, видите, чувствуете? Кратко расскажите об этом.

6 шаг. П росмотрит е соб ы тие , пройдит е чере з инци ­ ден т д о конца . Д айт е мн е з на ть , когд а завер ш ит е про­ смотр.

7 шаг. С кажи те, что произош ло ? Ч то вы представляе­ те, видите , сл ыши те , чувствуете? К ратко расскажи те.

8 шаг. Вам нужно пройт и через этот эпизод много раз. Э то похоже н а повторный просмот р фи ль м а , когда его смотри ш ь несколько раз и замечаешь все больш е деталей и менее эмоционально реагируешь. Скажите вслух «нача­ ло», когда вернетесь к началу эпизода, просмотрит е эпи­ зод вновь. Можете рассказат ь то, что захотите, можете мн е рассказат ь только о новых деталях, которы е вы замечаете пр и повторно м просмотре . Когда зако нчи т е просмот р опят ь возвра щ айтесь в начало. П ройдит е все до конца .

9. . П осл е того, ка к вы нескольк о ра з просмотрите , я хочу узнать, луч ш е вам ил и хуже. И нциден т становитс я легче ил и тяжелее?

Если клиент говорит , что легче, необходимо начать сначала; если тяжелее или без изменений, спросите: «Мо­ жет, инцидент начался раньше?» П р и положительном от­ вете следует попросит ь обратиться к более раннему эпи­ зоду, пройд я ш аги 5—8.

Е сл и клиент н е мож е т вспо мни т ь более ранни е эпи­ зоды, следует спросит ь клиента , есть ли в его опы те что- либо , напомина ющ е е ситуацию трав мы ? Если ответ по­ ло жи тель ный , терапев т проси т клиент а вспо мни т ь эт о собы тие, свои чувства, мы сли. В этом случае следует по­ вторит ь ш аг и 1—8.

Когда у психотерапевт а создается впечатление, что кли­ ент достиг « финала», он задает вопросы типа: « Как инци­ дент представляется Вам теперь? Сознаете ли, какие реше­ ни я вы принимал и во время события?»; «Есть ли что-либо, что Вы хотели бы спросит ь или сказать до конца сессии?»



К а к узнать, что можн о зако нчи т ь процедуру О Т И ? О б ы чн о можн о наблю дат ь изменени е э моциональн ы х и вегетативных реакций. Кроме этого, клиент при каждом просмотре замечает больше деталей, делает больше ком­ ментариев, высказывает больше суждений. М о жн о задать вопрос , стало ли ему легче? Если хуже, то либ о соб ы тие начиналось раньше, либо еще есть травматичные события, которы е связаны с прорабатываемым.

Е сл и психотерапевт у приходитс я работат ь с неопре­ деленн ы м запросо м, например : « Я бою сь быть среди лю­ дей» , т о необходимо предложит ь клиент у просмотрет ь последний случай, когда он испытыва л это чувство, за­ тем возвращ аться д о первично й трав мы .

ВИЗУАЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ (ВКД)

Д анн ы й метод используется в практике нейролингвис- тическог о программирования ( Н Л П ) , он разработан Ри­ чардом Бендлером и Дж оном Гриндером. Одним из базис­ ны х положени й Н Л П является утверждение, что каж ды й человек обладает скры тыми , неиспользова нным и психи­ ческими ресурсами. Главные задачи терапии — обеспече­ ние доступа клиента к этим скрытым ресурсам, извлечение их из подсознания, доведение до уровня сознания, а затем обучение клиент а тому, как ими пользоваться.

М етод визуально-кинестетической диссоциации эф­ фективен в отнош ении любых ф обий , неприятных воспо­ мин ани й и ПТСР. Этот метод похож на Ослабление Трав-

м атическог о И нцидента , поскольку он представляе т со­ бой просмот р травматичных сцен, но просмот р осуществ­ ляется с установление м якор я на безопасное место.

О пиш ем процедуру по шагам, но деление на шаги чисто условно и используется только для облегчения запоминания. Ш а г 1 . И денти фицируйт е проблему. П опросит е кли­ ент а вспо мни т ь неприя т ны й случай, страх ил и травми­

ру ющ ее соб ы тие.

Ш а г 2 . Установите сильн ы й ресурсный якорь на состо­ яни е комфорта, безопасност и и силы. Д л я того, чтобы это сделать, попросит е клиент а вспо мнит ь такой момент из своей жизни, когда он был наиболее уверен в себе, чувство­ вал себя в безопасност и и ком ф орте . П опросит е клиент а в тот момент, когда его переживание будет максимальным, подать вам сигнал, кивну в головой или подня в указатель­ ны й палец. На высоте переживания мягко надавите в обла­ сти предплечья, плеча или колена. Теперь это ресурсное со­ стояние ассоциировано с ва ш и м прикосновением. Когда вы в следующий раз прикоснетес ь точно таким же образом в том же месте — это будет возвращать человека в ресурсное состояние. На это состояние вы поставили якорь .

Ш аг 3. Удерживая якорь, попросит е клиента увидеть се­ бя перед началом травматическог о события. «Представьте, что вы находитесь в кинотеатре или смотрите видео. Посмо­ трите на себя в черно-белом изображении: что вы делаете перед началом травматического события, последняя благо­ получная сцена перед травмой» (двойная диссоциация) .

Ш а г 4 . П редло жи т е клиент у «выйти» из своег о тела и увидет ь себ я сидя щ и м рядо м с ва м и и с мо тря щ и м на себя до начала травмирующ его события. Таким образом,



сейчас клиент может наблю дат ь ка к б ы и з трех позици й (тройна я диссоциация) . Это состояние якорится.

Ш а г 5 . Попросит е клиент а начать просмот р « фильма», котор ы й содер жи т травму. П опросит е его просмотрет ь трав м атическое соб ы тие , н о ка к б ы наблю да я за собой, с мо тря щ и м фи ль м . Следит е за тем, чтобы он постоянно сохранял кинестетическую диссоциацию от травматичес­ кого опыта. Д ля этого используйт е ресурсный якорь и сло­ весную поддержку, поощ ряя его идти дальше и напоминая , что он сейчас находится рядом с вами в полной безопасно­ сти и наблюдает за собой, с мо тря щ и м фи ль м . « Наблюда­ тель» должен обсудить, что происходит на «экране» после последне й благополучной сцен ы . Теперь « наблюдатель» видит, что происходит в фильме, и может обсуждать это бо­ лее объективно. По мере раскры тия новых моментов, со­ бытие переживается без чувства страха и тревоги.

Ш а г 6 . Когда переживание полность ю просмотрено , вернит е клиент а с третьег о места на второе , интегриру я визуальную перспектив у с его настоя щ е й кинестетикой.

Ш а г 7 . П опросит е сегодня ш не г о клиент а подойт и к тому себе, которы й только что про ш е л через травмати­ ческий опыт, и обеспечит ь в этом состоянии необходи­ мы й покой, уверенност ь и безопасность .

Ш а г 8 . Когда «сегодняшний» клиент убедится, что тот он, из «прошлого», принимае т его, предложите , чтобы тот визуализированн ый образ из прош лого вошел внутрь тела

«сегодняшнего» клиент а и интегрировалс я с ним . Е сли в какой-т о момент клиент начинает переживат ь те негатив­ ные чувства из прошлого, верните его в настоящее, восста­ новите ресурсный якорь и дайте словесную поддержку.

Ш а г 9 . П одстройка к будущему. П опросит е клиент а увидет ь себя в будущем в тех ситуациях , которы е раньш е были проблемными. Здесь надо обратить особое внимание на то, нет ли старых кинестетических реакций. Если сохра­ няю тся проблемы — возвращайтесь на шаг 2 и повторяйт е процесс до тех пор, пока новое состояние не станет устой­ чив ым . И ногда достаточно просмотрет ь оди н раз, ино­ гда — несколько раз.

Ш а г 10. П оведенческий тест. Е сл и чере з некоторо е врем я в каких-т о жи з ненных ситуациях у клиент а внов ь возника ю т проблемы — поработайт е с ни м еще раз. Про­ верка жи з нь ю — луч ш и й тест.

Таким образом, м ы вначал е диссоциируе м клиента ,

а затем вновь ассоциируе м, но уже с другим качеством пе­ реживания. Важно поместит ь страх, травмирующее воспо­ минание между периодами безопасности. Мы идем от без­ опасног о состояния к травматическо му моменту и снова к безопасному моменту и снова к безопасному состоянию . Следует учит ы вать, что м етоды Н Л П , такж е ка к и ДПДГ , пок а н е получил и явн ы х подтверждений свое й э фф ективности, так ж е ка к не ' искл ю чен ы и воз можны е

негатив ные последствия их использования.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ВСКОРЕ ПОСЛЕ УЧАСТИЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕБРИФИНГ

П сихологический дебри фин г — это особ ы м образом организованное обсуждение, которое может проводиться как психологом, так и специально обученным волонтером.



Процедуру дебри финг а рекомендуетс я проводит ь для участников и свидетелей трав миру ющ ег о инцидента .

П сихологический дебри фин г представляет собой осо­ бо организованное обсуждение и используется в группах лю дей, совместно переживш их стрессогенное или траги­ ческое соб ы тие. О б щ а я цель групповог о обсуж дения — минимизация психологических страданий. Д л я достиже­ ни я этой цели ре ш а ю тс я следующ ие задачи:

• «проработка» впечатлений, реакций и чувств;

• когнитивна я организация переживаемог о опыта по­ средством понимани я структуры и с мы л а проис­ ш едш их соб ы тий, реакций на них;

• у м ень ш ение индивидуальног о и групповог о напря­ ж ения ;

• у меньш ение о щ у щ ени я уникальност и и патологич­ ное ™ собственн ы х реакций. Эта задача разрешает­ ся пр и помо щ и групповог о обсуж дения чувств.

• мобилизация внутренних и вне ш ни х группов ых ре­ сурсов, усиление групповой поддержки, солидарно­ сти и понимания ;

• подготовка к переживани ю тех си мп то мо в ил и ре­ акций, которы е могут возникнуть ;

• определение средст в дальней ш е й помо щ и в случае необходимости.

Тот, кто руководит дебрифингом, должен ясно представ­ лять себе, что он не «консультант» и уж, конечно, не груп­ повой терапевт в традицио нном смысле. Дебрифинг нельзя назвать «лечением». Его смысл — в попытках минимизиро­ вать вероятность тяжелых психологических последствий по­ сле стресса. Д ебрифинг не может предупредит ь их возник-

новение, но препятствует их развитию и продолжению, спо­ собствует пониманию причин и осознанию действий, кото­ рые необходимо предпринимать . Поэтому одновременно это метод и кризисной интервенции, и профилактики.

П сихологический дебри фин г применяетс я пр и самых разнообразны х происш ествиях , объединенны х двумя об­ щ им и характеристика ми : это ситуации угрозы, котора я осознавалась участника ми , в не й участвовали все члены группы дебрифинга.

О птимальное время дл я проведения дебри финг а — не рань ш е , че м через 48 часов посл е соб ы тия . К этом у мо­ менту завер ш ится период особых реакций сразу ж е после соб ы тия и участники соб ы тий, возможно , будут в состо­ яни и осущ ествлят ь ре ф лексию и самоанализ .

Н о если врем ени пройде т сли ш ко м много , воспоми­ нани я станут распл ы вчат ыми , ту м анн ыми . В таких слу­ чаях пр и необходимости воссоздания пережитых чувств и состояни й могут использоватьс я видеозапис и ил и фи ль м ы о собы тии.

Идеальной обстановкой для дебрифинга является ком­ ната, где группа изолирована от вне ш ни х вмешательств, таких, например , ка к воз можност ь теле ф онног о зво нка . Уч астники располагаю тс я вокруг стола. Э то луч ш е, чем использование традицио нной модели групповой терапии, когда стулья располож ены по кругу с пустым пространст ­ вом посередине , поскольку такая организация простран­ ства может быть непривычно й и поэтому восприни мать­ ся ка к несущая угрозу.

Те, кто руководит дебри финго м , дол жн ы быть знако­ мы с группово й работой, с проблемами , связанн ым и



с трево жн остью , трав мо й и горем. Им необходимо бы ть уверенн ым и и спокойн ым и пр и интенсивно м проявле­ ни и э моци й у членов групп ы.

К онечно , са мо й важной является организация самого групповог о обсуждения. Он о включает говоре ние, слуша­ ние, принятие решений, обучение, следование повестке дня,

«приведение» встречи к удовлетворительному заверш ению и позитивному результату. У ведущего име ю тся и другие функции, например, использование закономерностей груп­ повой дина мики , контроль над перемещением членов груп­ пы внутри и вне комнаты, контроль над временем, индиви­ дуальные контакт ы с теми, чье состояние ухудшилось, и за­ пис ь происходящ его. Н о хотя эти ф ункци и важны, он и должны быть подчинены главным задачам действия.

В группе дебри финг а может быть до пятнадцат и чело­ век, если нет особых обстоятельств. Когда же необходи­ ма работа с больш им количеством участников ( например, это мож ет б ы ть необходимо после стихийног о бедствия, теракта, когда в результате проис ш естви я пострадало больш ое количеств о лю дей) , возможн о опроводит ь про­ цедуру дебри фин г а одновременно в нескольких группах по 15 человек.

Если числ о участников превыш ает 15, то может бы ть предпочтительне е разделит ь группу н а м аленькие под - группки, поскольку каждый из присутствующих пережи­ вает предположительно те ж е проблемы. П осторонних , не участвовавших в инцидент е и не связанных с ним клю­ чевы м образом, не следует подклю чат ь к работ е групп ы .

В дебри финг е принят о выделят ь три части и семь от­ четливо в ы ра ж енн ы х ф аз :

• часть I — проработка основн ы х чувств участников и измерение интенсивност и стресса;

• часть II — детальное обсуждение симпто мо в и обес­ печение чувства за щ и щ енност и и поддержки;

• часть III — мобилизация ресурсов, обеспечение ин­ ф ормацие й и ф ормировани е плано в на будущее.

Ниже сформулированы и описаны семь фаз дебрифинга.

1. ВВОДНАЯ ФАЗА.

В водна я ф аза очень важна: если она проведена на хо­ рошем уровне, организованно, это уменьшает вероятност ь того, что группа будет плохо функционироват ь в дальней­ ш е м . Ч е м больш е вре м ен и потрачено н а введение , тем м ень ш е ш ансов , что что-нибудь пойде т неверно . Типич­ ное время , которое тратится на введение, — 15 минут.

В еду щ ий группы представляе т себя, команд у дебри­ финг а и поясняе т цел и встречи примерно таким образом:

« Я — N .. . Такую процедуру обсуж дения того, что случи­ лось, я использовал много раз раньш е в таких-то ситуаци­ ях, посл е сло жны х , стрессогенн ы х инцидентов , таких, как... Э ти обсуждения больш инство лю дей признаю т по­ лезными . Он и дают возможность выразить и понят ь мыс­ ли и чувства, котор ы е возникл и у на с в связ и с те м , чт о произош ло. Поэтому все, что будет здесь обсуждаться, мы будем считать нормальным. Это поможе т вам разобраться в своем состоянии и чувствах, которые сейчас кажутся вам странн ым и и непреодолимыми».

В едущ ий представляе т собрав ш имс я основн ы е зада­ чи дебрифинга. Участники могут выражать опасения, что



он и не сумеют что-либо сооб щ ит ь по факту или не смо­ гут сформулироват ь свою проблему.

В едущ ий разъясняет , что дебри фин г — это новое дл я них занятие, в котором они никогда не участвовали преж­ де. П оэтому то, насколько хоро ш о он и будут это делать, выяснится в процессе обсуждения. Такой подход задает оп­ ределенну ю систему о жи даний : всем присутствующ им предстоит говорит ь о своих мыслях и чувствах и всем им стоит попытаться найти это занятие полезным.

Зате м веду щ и й определяе т правила для дебрифинга. П равил а обозначаю тся, чтобы минимизироват ь тревогу, котора я может бы ть у участников .

1 . О б ы чн о члены группы успокаива ю тся , усл ыш а в о том, что ни одног о из них не будут вынуждать говорит ь что-либо вооб щ е , если о н н е пожелае т этог о делать . Е динственно е требова ни е закл ю чаетс я в то м , что он и дол жн ы назвать свое им я и вы разит ь отно ш ени е к ката­ строфе или к тому собы тию , участником или свидетелем которог о он и б ы ли . О днак о члено в группы прося т ста­ раться выслушивать, не перебивая, и давать высказаться всем ж ела ющ им .

2. . Ч лены группы должны быть уверены в соблю дении конфиденциальност и содержания встречи. Руководитель или ответственны й дает гара нтию , что все сказанное не выйдет за рамк и этого круга об щ ения . Ан алогично чле­ нов группы просят не передават ь кому-либо за предела­ ми этого круга лично й информаци и о других участниках,

«не сплетничать» о том, что он и могут сказать прямо друг другу. С лов о «сплетни» здесь предпочтительно, так ка к многие смутно представляю т себе, что реально означает

«ко нфиденциальность» , и поэтому им легче понят ь ин­ струкцию с употребление м бытовой лексики.

Необходи мо снят ь страх, успокоит ь участников отно­ сительно того, что ответы не будут записывать помимо их воли. Он и не должн ы опасаться скрытых запис ы вающ их устройств . О днако , с другой сторон ы , им можн о сооб­ щ ить , что б ы л о б ы полезным для команд ы дебри фин г а сделать запись ф актов и мы сле й без указания авторства. Если затем это быстро перепечатать, то впоследствии лю­ ди смогут е щ е раз обратитьс я к материалу, котор ы й об­ суждался в группе, для снятия иллю зий, которы е возни­ каю т по поводу того, что происходило.

3. . Н у жн о, чтобы члены группы знали, что дебри фин г не предполагае т оценок , критик и и приговоров . Э то не трибунал, а ли ш ь процедурное обсуждение. Подобная ус­ тановка предупреждае т спор ы , взаимные обвинения , ко­ торые могут возникнут ь из-за расхождения в ожиданиях, мы слях и чувствах.

О днако ведущие психологическог о дебри финга могут позволит ь откр ы т о в ы сказ ы ватьс я п о повод у процесс а обсуж дения, критиковать , инач е лю д и будут заниматься этим после дебри финга.

4. . Уч астников предупреждаю т, что во вре м я самого обсуждения он и могут почувствоват ь себя хуже, но это — нормальное явление , обы чное следствие прикосновения к болезненны м проблемам. Ведущий долж ен обозначить, что это часть платы за возможность впоследствии проти­ востоять стрессам.

5. Членам группы рекомендуют работать без перерыва. Поэтому им можн о предложит ь перекусит ь или посетит ь



туалет до начала дебри финга . К стати, полезно имет ь ко­ феварку или чайник , дабы каждый мог обслужить себя во вре м я дебри финга .

6. . Участникам сообщают, что у них есть возможность тихо выйти и вернуться обратно. О днако их просят сооб­ щ ат ь ведущему, если он и уходят в подавленно м состоя­ нии , и тогда члена м команд ы , одному ил и нескольким, нужн о сопрово ж дать их.

7. . Ч лена м группы предоставляетс я воз можност ь об­ суждать нечто , что вы ходит за рамк и зада нно й те мы , и задавать л ю б ы е вопрос ы . В ажн о помнить , что у участ­ нико в может быть минимальн ы й опы т обсуждения, про­ явлений своего «Я» в групповом контексте . У ины х тако­ го опы та может и вовсе не быть. На команд е дебри финг а ле жи т ответственност ь за поо щ рени е и успокоение чле­ но в групп ы, особенно в начале дебри финга .

2. ФАЗА ФАКТОВ

Н а этой ф аз е ка ж д ы й челове к кратк о описывает, что произош л о с ни м во время инцидента . Участники могут описать , ка к они увидели событие и какова была после­ довательност ь этапов . В еду щ и й команд ы дебри фин г а должен поощ рять фактологические перекрестн ые вопро­ сы , помога ющ и е прояснит ь и откорректироват ь объек­ тив ну ю картину ф актов и соб ы тий, име ющ ихс я в распо­ ря ж ени и члено в групп ы . Э т о ва жн о , поскольк у из-з а м ас ш таба инцидент а и о ш ибо к восприятия ка ж д ы й че­ лове к реконструируе т картину по-своему. Это могут быть прост о неверные переживания соб ы тий ил и ж е наличие

о ш ибочных ключевых представлений о них. Чувство вре­ м ен и такж е часто бы вает наруш ено .

Н апри м ер , две семьи оказались захваче нными в каче­ стве зало жни ко в по отдельности, но впоследствии б ы ли поме щ ен ы вместе. П р и обсуж дении обнару жи лось , что в рассказах семей детали настолько различались, что было невозможн о воссоздать полно е представление о мужчине, котор ы й взял их в зало жни ки . П родол жи тель нос т ь ф аз ы ф актов мож е т варьироваться. Н о чем доль ш е длилс я ин­ цидент, тем длинне е должн а быть фаза фактов.

Знани е ф акто в и их последовательност и помогае т упорядочит ь проис ш ед ш ее , создат ь структуру соб ы тия . Это одна из главных задач дебри финг а — дать лю дям воз­ можност ь более объективно увидеть ситуаци ю , что бло­ кирует ф антазии и спекуляции, подогревающ ие тревогу.

3. ФАЗА МЫСЛЕЙ

Н а ф аз е мы сле й дебри фин г фокусируется н а процес­ сах приняти я ре ш ени я и мыш ления . Вопросы , открыва­ ющ и е эту фазу, могут б ы т ь таког о типа : « К аки м и б ы л и ва ш и первые мы сли, когда это произош ло? Когда вы воз­ вратились на место действия? и т. п.»

Лю д и част о сопротивля ю тс я тому, чтобы поделитьс я своими первыми мыслями, потому что они, эти мысли, им кажутся неуместными, причудливыми, отраж ающ ими ин­ те нсивно е чувство страха. П ерва я мы сль может отражать то, что впоследствии составляет сердцевину тревоги. На­ пример, у одной ж ен щ ин ы первая мы сль была: « Боже, что мо и дети будут делать без матери?» Позже у нее начались



ночные ко шм ар ы , в которы х ее дет и б ы л и бро ш ен ы , ил и он и б ы л и в горя щ е м до м е , а она не могла спаст и их. Затем следует спросить : « Что вы делали во вре м я ин­ цидента? Почему вы реш или делать именн о то, что вы де­ лали?» Этот последний вопрос часто высвечивает стрем­ ление за щ итит ь тех, к кому обра щ а ю тс я первые мы сли . В качестве пример а можн о привест и случай, когда во вре­ мя возду ш ног о кру ш ени я во Ф лорид е в 1990 году само­ лет упал в реку П отома к в В аш ингтоне . П о ж арн ы й грубо заставил своего подчиненног о выйти из воды. Подчинен­ ны й был чрезв ы чайн о ф рустрирован, так ка к о н н е мо г продолжит ь спасение людей, и из-за этого был очень сер­ ди т н а начальника . В о вре м я дебри фин г а разъяснилас ь причин а поступка , оказалось , что пожарный почувство­ вал запах реактивног о топлива . Э тот ж е запах он чувст­ вовал ранее , пр и других обстоятельствах, когда двое его подчиненных погибли от удушья при подобном эпизоде .

В его представлении ситуации связались , и он прост о не смог оставит ь кого-то в условиях чрезмерног о риска .

Аналогичное намерение было вы явлено при обсужде­ нии инцидент а с заложниками. Захваченног о в качестве за­ ло жни к а и избитог о отца семейства привязали к кровати. О сознава я свою беспомо щ ность , он попыталс я притво­ риться тяжело ранены м и начал громко стонать, чтобы тер­ рорист ы более мягко обращались с его дочерью. Его ж ена, которую поместили в той же комнате, иначе поняла смысл его действий и была разгневана. Она думала, что его при­ творство слиш ком очевидно и представляет угрозу для всей семьи. Но рассказать ему о своих переживаниях она смог­ ла только в процессе дебрифинга.

Злост ь ка к реакция н а приказы, которы е непоня т н ы и, по мн ени ю работников , « ш тампу ю тся» от нечег о де­ лать в ш табе, может возникнут ь у персонал а служб быс­ трого реагирования.

Так, в дебрифинге после катастрофы в Мабодалене (ко­ гда в Ш вейцари и в 1988 г. в горах опрокинулс я автобус с детьми) один из командиро в спасателей говорил о том, насколько тяж ело для него б ы л о давление начальства. Те мно гократ н о требовали проверять , сколько б ы л о погиб­ ш и х детей и скольк о взросл ы х дл я того, чтоб ы узнать, сколько осталось в жи вы х . О н дол ж ен был приказыват ь одному из подчиненных ему пересчитыват ь тела несколь­ ко раз, чтобы уточнит ь количество мертвых. Э то вызвало огромн ы й стресс у офицера, которы й вынужден был идти и приподнимат ь накидки , покрывав ш и е множ ество дет­ ских тел. Рациональные основания такого командирско­ го приказ а прояснилис ь только в процесс е дебри фин га .

В конц е это й ф аз ы участник и могут обсуж дать сво и непосредстве нные впечатления. М о жн о задать вопрос ы типа: « К аковы бы ли ва ш и впечатления о том, что проис­ ходил о вокру г вас, когда соб ы ти я только начал и разви­ ваться? Ч т о вы слыш али, обоняли, видели?»

Эти обсуждения чувственных впечатлений позволяю т в дальней ш е м избежат ь образов и мы слей, котор ы е мо­ гут оказы вать разруш ительные воздействия после собы­ тия . Вот пример ы таког о тип а впечатлений: « Все, что я мог видеть тогда, — это б ы ло дуло ружья и глаза, сверля­ щ и е м ен я через щ ель прицела...»; « Н осилки б ы л и таки м и легкими...» ( с у м ер ш им и детьми); «...Такие ве щ и ка к жи­ летки , детские м едве ж ата и м агнито ф о н б ы л и сделаны

Материалы сайта: http://romek.name



так жи в о и напоминал и нам, что это б ы л и такие же лю­ ди, ка к мы , и это могли быть мо и дети...»; «До сих по р я ка к будто чувствую кудри м аленьког о ребенка в моей ру­ ке...»; «Запах горелых человеческих тел был ужасен. Я ни­ когда не забуду его...»; « Рука упала мн е на спину с дере­ ва». С опоставление этих воспо мин ани й и проговарива - ние делает не столь мощны м их разрушительный эффект.

4. ФАЗА РЕАГИРОВАНИЯ

Вопросы о мыслях, впечатлениях и действиях способ­ ствуют чувственному отреагированию . Эта фаза, в кото­ рой исследую тся чувства, часто са м а я длительна я част ь дебри финга. Д л я того, чтобы достичь успеха в этой ф азе , ведущ ем у нужн о помогат ь л ю дя м рассказы ват ь о своих переживаниях , даж е болезненных. Это может у м еньш ить разруш ительные последствия таких чувств.

Когда л ю д и опис ы ва ю т причин ы приняти я им и тех или иных реш ений, они очень часто говорят о страхе, бес­ помо щ нос ти , одиночестве , самоупрека х и фрустрациях . Типич ны следующие комментарии: « Я так боялся сделать ош ибки...» ; « Я знал , что если я не смогу...»; « Я никогд а в свое й жи з н и не бы л та к испуган. М о и руки тряслис ь и тряслись...»; « Я не знал: или я сохраняю жи зни , или от­ бира ю их...»; « Я был так одинок, что долж ен был прини­ мать все реш ения самостоятельно...».

В процессе рассказа о чувствах у членов группы созда­ ю тся о щ у щ ени я схож ести, об щ нос т и и естественност и реакций. Групповой принци п универсальност и является здесь кл ю чев ым . Э то м у способству ю т вопрос ы типа :

« К а к вы реагировал и на событие?..» ; « Что дл я вас б ы л о самым ужасным из того, что случилось?..»; « Переживали ли вы в ваш ей жизни раньш е что-либо подобное?..»; «Что в ы з ы вал о у вас такие же чувства: грусть, расстройство, фрустрацию ? . , страх?»; « К ак вы себя чувствовали, когда произо ш л о событие?..».

Ответ на вопро с о са мы х тя ж ел ы х чувствах помогае т проработат ь наиболе е кон ф ликтн ы е переживания .

Ведущий дебри финга долж ен позволит ь каждому уча­ ствовать в общ ении. Он вмешивается, если правила дебри­ фин г а нару ш ен ы ил и если имее т м ест о деструктивн ы й критицизм. Это особенно важн о имет ь в виду, поскольку один из главных терапевтических процессов дебрифинга — моделирование стратегий, определяющих, как справляться с эмоциональн ым и проблемами у себя, друг у друга, в се­ мье, с друзьями. Участники дол жн ы научиться выражать чувства, зная, что это безопасно, понимать , что он и имеют право обсудить свои проблемы с другими.

Если у кого-т о из участников ухудшается состояние , то это — клю чевой мом ен т дл я моби лизаци и групповой поддержки, сигнал соседу: положит ь руку на плечо чело­ века, которы й находится в состоянии дистресса, или про­ сто вербализироват ь поддержку, сказав, что слезы здесь со­ вер ш енно уместны и приемлемы. Лю ди, которые работа­ ют вместе, особенно если это мужчины, часто испытывают затруд нения , когда нужн о прикоснутьс я к коллеге, даже чтобы утешить, и поэтому нуждаются в специальном раз­ реш ении. Если кто-то уходит, один из ведущих должен по­ следоват ь за ним , удостоверитьс я в его благополучии и способствоват ь его возвращ ению в дебрифинг.



В ажн о присматриватьс я к тем , кто каж ется особенно сильно пострадавш им , к тем, кт о мо лчи т ил и у ког о есть особенно в ы ра ж енн ы е си мп то мы . Это могут быть те, кто более всего подвергался риску. С таки м и участниками сле­ дует продолжит ь индивидуальную работу после окончания дебрифинга, предложив индивидуальну ю программу под­ держки. Иногда могут всплыть прош лые события, относя­ щ иес я к прош л ы м инцидентам, которые не были прорабо­ та ны , ил и личн ы е проблемы. Ли де р дебри фин г а дол ж е н предложит ь и пути проработки более ранних реакций.

5. ФАЗА СИМПТОМОВ

Во время ф азы симптомов некоторые реакции дол жн ы быть обсуждены более детально. Участников просят описы­ вать симптом ы (эмоциональные, когнитивны е и физичес­ кие), которые они пережили на месте действия, когда инци­ дент завершился, когда он и возвратились домой, в течение последующих дней и в настоящее время. Вопросы о необыч­ ных переживаниях , о трудностях возврата и восстановления нормального режима жизни и работы — обязательны.

К характерн ы м чертам посттравматическог о стресса относятс я переживание ф ено м ен а избегания , оцепене ­ ни е и другие . Страх может вы звать изменени я в поведе­ нии . Ф обически е реакци и (страхи) могут проявлятьс я в то м , что л ю д и не могут вернуться в то м есто, где про­ изо ш л о соб ы тие ( особенно проблематичн ым это стано­ вится, если это место их основно й работы). П осле подоб­ ны х инциденто в л ю д и иногда выну ж дены м енят ь место жительства, перее

Наши рекомендации