Программа кризисной помощи как модели решения проблем
1. Выявление проблемы. Задача кризисног о консультан та — помощь в прояснении центральной проблемы кризиса. Развитие проблемы предполагает изменения в жизни и в спо собност и человека справиться с новыми обстоятельствами. Поэтому полезно задавать следующие вопросы: «Что сего дн я изменилос ь по сравнению со вчерашним днем?», или:
« Что нового произош ло в последние дни (недели)?». Важ но в ы яснит ь все обстоятельства кризисно й проблемы, а также роль значимых людей в ее развитии, поскольку они могут помогат ь либ о являться причино й кризиса* . Если кризис вызван травматическим событием, крайне необхо ди м о восстановит ь картину произошедшего и помочь по страдавшему объяснит ь травматические события.
2. Выяснение действий человека, переживающего кризис. Важно узнать, что уже делалось для разрешения проблемы. Вопрос « Что вам удалось сделать для улучшения ситуации (своего состояния)? » и подобные ему отраж аю т уверен ность консультант а в том, что человек может восстановит ь контрол ь над соб ы тия м и и найт и выход из кризиса . Э т о
* При травматическом кризисе на первом этапе помощи также важно максимально прояснить ситуацию, однако, «что именно является пробле мой», в этом случае очевидно. Важно понять, что, где, как и в какой после довательности происходило, чтобы упорядочить картину травматического события. Эту крайне необходимую процедуру — «дебрифинг» — трудно выразить по-русски одним словом, так как кроме расспроса в это понятие входят информирование и эмпатическое выслушивание. Целью дебрифин- га является эмоциональное отреагирование и когнитивное структурирова ние, необходимые для восстановления у пострадавших чувства контроля над происходящими событиями. (См. описание техники «дебрифинга» в уже упоминавшейся нами книге «Кризисные события и психологические проблемы человека» под ред. Л. А. Пергаменщика. С. 183-188.)
помогает также переосмыслит ь произош ед ш ее. Человек, переживающ ий кризис, захвачен сильн ым и эмоциями , он может испытыват ь страх, отчаяние , растерянность . Его способност ь ясн о мы слит ь блокирована . О дна и з целе й прояснения событий и действий — у м еньш ение эмоцио нального напряжени я пациент а и помо щ ь в восстановле ни и способност и к рациональному мыш лени ю .
3. Помощь в поиске путей выхода из кризиса. Иногда сле дует начать с очень м аленькой цели, глав ное , чтобы он а была реальной, достижимой. На первых порах очень важ но прост о изменит ь эмоциональное состояние пережива ющ его кризис, повысит ь активност ь или, наоборот, успо коит ь его. Последовательно обсуждаются все возможные вариант ы поведения человека в бли ж ай ш ие дни : « Что вы будете делать через час, сегодня вечером?» и т. п. Очень по лезно составит ь конкретный план действий на период до следующей встречи («антикризис ный план»), но , если это го не получится, не следует форсироват ь события, принуж дая человека сделать больше, чем он может в данн ы й мо мент. Любы е чрезмерны е интервенции могут привест и к усугублению чувства беспомо щ нос т и и тупика . В ажно помнить , что самооценка человека, переживающ его кри зис, зачастую резко сниж ается. П оэтому следует позабо титься о ее восстановлении, заведомо не предлагая какие- либо образцы весьма эффективног о поведения в качестве примера , так ка к это может усилит ь тревогу и о щ у щ ение слабост и пациента . С овместно обсуждаются возможные негативные и позитивные последствия намеченных дейст вий, выбираются наиболее практичные варианты. В итоге кризисног о вмешательства человек долж ен осознать, что он самостоятельно решил свои проблемы, а не получил го-
товые «рецепты» поведения от специалистов; только в этом случае психотерапевтическа я помощ ь не будет ограничена вы ведение м клиент а из данног о кризиса , а усилит адап тацио нные возможности личности, послужит профилак тике кризисны х состояний в будущем. Таким образом, на этапе кризисно й интервенции позици я психотерапевт а дол жн а быть скоре е партнерской, нежел и директивной, а методы воздействия — косвенным и и мягки ми .
Итак, об щ и м смы слом описанно й стратегии действий является помо щ ь (1) в понимани и смысла происшедшего, то есть в «построе нии» субъективной теории кризисног о события, (2) в восстановлении чувства контроля над своей жизнью , (3) в восстановлении реалистичной самооценки.
СХЕМА ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРИ КРИ ЗИС Е
/. Установите контакт на уровне чувств:
• Не концентрируйт е вни м ание исклю чительно на чувствах, так как человек, оказавшийся в кризисе, возможно , не всегда точно знает, ка к он себя чув ствует. Если вы сли ш ком долго будете останавли ваться на этом предмете , это мож ет расстроит ь клиент а и привест и его в замешательство.
• О пределит е чувства клиент а и согласитесь с его правом чувствоват ь себя именн о таким образом.
• Выразите сочувствие.
2. Исследуйте проблему(ы), которую он или она пере живают в данный момент:
• После того ка к контакт установлен, попытайтес ь сделать так, чтобы человек начал говорить о своей
проблеме , о конкретны х деталях и подробностях проблемы.
• С концентрируйт е вни м ани е на последних шес ти неделях.
• П опы тайтесь определит ь то событие (собы тия) , которое вызвало кризис .
3. Суммируйте все сказанное о проблеме вместе с кли ентом:
• Вы должн ы прийт и к согласию относительно оп ределения центрально й проблемы и основн ы х составляющ их.
4. Сосредоточьте внимание на той области проблемы^ которую вы будете рассматривать:
• П опада л ли клиент в такую ситуацию рань ш е и если да, то ка к справлялс я с ней?
• К аки м образом клиент избегает проблем?
• Ч т о произойдет , есл и проблема будет ре ш ена ?
• Ч т о находитс я на пут и к ре ш ени ю проблемы?
• Существуют ли альтернативные вариант ы реше ни я проблемы, можн о л и най т и другие способы ре ш ени я проблемы, н е опробованн ы е ранее ?
• К аков а цен а ре ш ени я проблемы? К аков а цен а оставления проблемы без ре ш ени я и каковы вы год ы и вознагра ж дени е в случае разре ш ени я проблемы?
Ч тоб ы б ы т ь успе ш ны м кризисн ы м терапевто м , в ы дол жн ы понимать , что челове к в кризисно м состоянии находится во власти чувств, а это мож е т быть растерян ность, страх и т. д. Его поведение мож е т бы ть довольно
необычным и непредсказуе мым , однак о ва ш а задача — прежде всего помоч ь ему понят ь и принят ь свои чувства, а не воздействоват ь на его поведение .
МЕТОДЫ КРИЗИСНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Э ле м ент ы рациональной психотерапии име ю т м ест о пр и каж до м контакт е с клиентом. Он и основаны н а принципа х логическог о анализ а состояния, разъяснения его природы, причин , си мп то м атики, тече ния и прогно за. Э тот неспецифически й вид терапии устраняе т нео пределенност ь в представлениях клиента , способствуе т у м ень ш ени ю характерн ых дл я психологическог о кризи са элем ентов психическог о напряжени я и тревоги.
Когнитивная психотерапия ставит перед собой цель ис правления неадаптивных когниций, то есть мыслей, вызы вающ их неадекватные или болезненные эмоци и и затруд няющ их решение какой-либо проблемы, мыслей, которые привели к кризису. Пациент а обучают у мению идентифи цироват ь свои неадаптивные когниций и рассматриват ь их объективно. Необходимо максимально использоват ь опыт клиента в позитивном реш ении жизненных задач и генера лизации правил их ре ш ения на проблемные сферы. Затем наступает этап модификации правил регуляции поведения с целью сделать их более гибки ми, менее персонифициро ванн ыми , более учитывающими реальность.
Гештальт-терапия. И спользу ю тс я м етод ы , направ ленн ы е на коррекцию процессов восприятия, переработ ки и актуализации информаци и клиенто м в состоянии
кризиса. Известно, что гештальт-подход основывается на пяти ключевых понятиях: отнош ения фигуры и фона, осо з нани я и сосредоточенност и на настоя щ е м , противопо ложности, функциях защиты, зрелости и ответственности.
«Гештальт» определяется ка к специфическая организа ци я частей, составляющ их определенное целое, которую нельзя изменит ь без ее разруш ения. М ы выбираем из фо на то, что важн о или з начимо для нас , — это становитс я гештальтом. К а к только потребност ь удовлетворена, геш тальт завершается, то есть теряет свою значимость. Фор мируется новый гештальт. Этот ритм ф ормирования и за вершения гештальтов является естественным ритмом жиз недеятельности организма .
В кризисны х ситуациях с последующ ей дезадаптаци ей гештальт остается незавер ш енн ым . Гештальт-прие мы помогаю т най т и в ы ра ж ени е невыраженным чувствам. Таким образом, трав мир у ющ и й индивидуума геш тальт завер ш ается и возникае т воз можност ь перейт и к работ е над неосоз наваемыми проблемами , которы е и привел и к кризису.
Гештальт-терапия способствует актуализации внутри- личностн ы х кон ф ликтов , что может приводит ь к поиск у и личностно м у росту. Актуаль ность осознания и сосре доточенност и на настоя щ е м обусловлена тем, что л ю ди , попавш и е в кризисн ы е ситуации, имею т те нденци ю пе ре жи ват ь тольк о трав мир у ющ и е соб ы ти я про ш лог о — вспо мин ать , отчаиваться. Он и не жи ву т в нас тоя щ е м и постоянно не обра щ а ю т вни м ани я на необходимост ь осознания того, что происходит в данн ы й момент в мир е и внутри себя.
Гипноз и трансовые техники. Гипносуггестивный метод применяетс я при кризисных ситуациях, связанных с акту альной утратой (смертью) близког о человека; при дезак- туализации кризисны х состояний, сопрово ж даемых аф фектами гнева и обиды (в тех случаях, когда ни рациональ ные , ни группов ые методы психотерапии не эфф ективн ы , например , у ригидных и инфантильных личносте й в свя зи с эфф екта м и отрицания и вытеснения).
Гипнотерапия применяетс я также ка к симптоматиче ская методика для снятия психическог о напряжения пр и реакция х острог о горя, дл я купирования астенической и ф обическо й си мп то м атики, нормализаци и вегетатив ных ф ункций .
Экзистенциальная терапия. Основная цель экзистенци альной терапии — помочь человеку лучше разобраться в сво ей жизни, лучше понят ь предоставляем ые ею возможности и границы этих возможностей. При этом экзистенциальная терапия не претендует на изменение клиента, на перестрой ку его личности; все внимание сосредоточено на понимании процесса конкретной жизни, в ее повседневност и проявля ющихся противоречий и парадоксов. Если человек воспри нимает реальность не искаженной, он избавляется от иллю зий и самообмана, отчетливее видит свое призвание и свои цели в жи зни, видит смысл в повседневных заботах, нахо дит в себе мужество быть свободным и ответственным за эту свободу. Д ругими словами, экзистенциальна я терапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это также можно назвать гармонизацией жизни человека.
Другой фундаментальной особенностью экзистенциаль ной терапии является стремление к понимани ю человека
через призму его внутренних онтологических характери стик, ил и универсальн ы х экзистенциальн ы х ф акторов . Это ф актор ы , которы м подвластна жи з н ь каждого чело века. Выделяется семь таких универсальн ых характерис тик человека:
1) ) чувство б ы тия;
2) ) свобода , ее ограниченност ь и ответственност ь за нее;
3) ) конечност ь человека, ил и смерть; 4 ) экзистенциальна я тревога;
5 ) экзистенциальна я вина; 6 ) жи з н ь во врем ени;
7) смы сл и бессмы сленность .
В процесс е психотерапии рассматриваю тся установ ки клиент а по отно ш ени ю к этим универсальн ы м обсто ятельствам жи з ни , в которы х и скр ы т ы корн и психоло гических трудностей и проблем.
Психологическое здоровье и возможность психологи ческих расстройст в связы вается с подлинным и непод линн ы м способа м и су щ ествования . Ж ит ь подлинно й жи з нь ю , согласно экзистенциально м у терапевт у Дж . Бьюженталу, значи т полность ю осознават ь нас тоя щ и й момент жи зни; выбрать, ка к прожит ь этот момент, и при нять ответственност ь за свой выбор. В реальност и это до статочно сло жн о , поэтому боль ш у ю част ь жи з н и л ю д и живут неподлинно й жи з нь ю , то есть склоня ю тс я к кон формизму , отказы ва ю тс я от риска , связанног о с выбо ром, ответственност ь за свою жи з н ь пыта ю тс я перело жить на других. Н еподлинн ы й способ жи з н и неминуемо приводит к обострению чувства вин ы , страха перед смер-
тью, потере смы сла жи з ни . О днако, не осознава я непод линност ь своего сущ ествования, человек мож ет мучить ся от страха, боли, апатии, либ о пережит ь кризис , в про цессе которог о «прозреет» , станет мудрее.
В экзистенциальной терапии терапевтические измене ни я связываются, прежде всего, с расш ирение м сознания клиента , с появление м новог о понимани я своей жи з н и и возникающих в ней проблем. Что делать с этим новопоя- вив ш имс я понимание м — дело и ответственност ь самого клиента. С другой стороны, реальные результаты терапии дол жн ы проявляться не только во внутренних изменени ях, но и обязательно в реальных решениях и действиях. Тем не менее, эти действия дол жн ы быть обдуманн ыми , учи тывая их возможные негативные последствия, скорее со знательными, чем спонтанн ыми .
Метод прогрессивной мышечной релаксации, метод ау тогенной тренировки. К ризис вызывает мыш ечное напря ж ение , однак о очень част о это состояние не осознается тем, кт о его переживает . М ыш ечно е напряжени е влечет за собой мног о неприят ны х последствий: беспокойство, усталость, бессонницу , бол и в спине , нару ш ени я коор динации . Вместе с други м и характерн ым и труд ностям и кризиса, проявляющ имис я в плохой концентрации вни м ания , перечисленн ые состояния повы ш а ю т рис к воз никновени я несчаст ног о случая. П оэтому борьбе с мы ш ечн ы м напряжение м всегда следует уделят ь перво степенно е вни м ание . Ш ироко е применени е в систем е
сихотерапевтических воздействий находят методы про- рессивной мышечной релаксации и метод аутогенной тре нировки, ориентированн ы е н а сни ж ени е напряжени я
и активацию личности. Ближай ш а я цель — ускорит ь вы ход из кризисног о состояния, купироват ь сопутствующие а фф ективн ы е и вегетативные расстройства, создать базу для дальнейш ей психотерапевтической работы. Более от даленна я цель — обучить клиентов навыка м саморегуля ци и в стрессовых ситуациях в будущем.
В аутогенную тренировку входят приемы создания по зитивного эмоционального фона, отреагирования агрессив ных тенденций; конечна я цель этих упражнений эмоцио нально-образ ной регуляции — повы ш ени е са мооценк и и уверенности в себе, ощущение внутренней свободы и рас кованности, повышение уровня оптимизма , усиление кон троля над эмоциями и поведением.
Групповая поведенческая терапия. Эта форма психотера пи и основана на обучении знания м и отдельным навыкам. В ходе групповой психотерапии также создаются благопри ятные условия для отреагирования чувств или, по крайне й мере, появляется возможность переклю чения с изучения и фи ксаци и собственных переживаний на отвлекающ ую деятельность. В результате терапии изменяю тся когнитив ны е стереотипы восприятия клиентами себя, ситуации и окружающего мира. Поощ рение к выражению агрессив ности помогает клиентам преодолет ь неуверенность в се бе, так как наличие эмоци и гнева в норме свидетельствует о силе и наличии ресурсов дл я изменения . Вовлечение в совместную деятельность, каковой, по существу, являет ся групповая психотерапия, способствует возрастанию ак тивности и спонтанност и поведения, его направленности на преодоление ситуаций безвыходност и и безнадежнос ти, стимулирует поис к адекватных средств ре ш ени я про
блемы. В конечном итоге групповая терапия достигает сво ей главной цели — обеспечения личностной самореализа ции, депривация которой является постоянным и карди нальным условием психологическог о кризиса.
П оведение клиент а в группе помогает психотерапевт у и психологу увидеть систему отношений в том виде, как она реализуется в жизни клиента. Поведенческая терапия может включать в себя элементы других психотерапевтических ме тодов ( например, психодраматические приемы и техники).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1
Прочитайте в любом издании комментариев к М КБ-104 описание названных выше категорий. В какой комбинации можно встретить эти нарушения как последствия следующих травматических событий:
• участие в боевых действиях;
• изнасилование;
• смерть ребенка при родах;
• разбойное нападение на улице;
• незаслуженный арест и заключение в тюрьму;
• дорожно-транспортное происшествие, приведшее к потере автомобиля?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2