Особенности общения в процессе медицинской деятельности

Цель: познакомиться с основами общения врача с пациентами.

В результате освоения данной темы студент должен

знать: этические нормы и принципы поведения врача в медицинской практике; особенности общения с пациентами разного возраста; методы убеждения больного; основные формы общения в медицинской практике; о верной организации беседы с пациентом; о спорах и конфликтах в медицинской практике; особенности общения врача и пациента в зависимости от характера заболевания

уметь: использовать знания в области общения при организации межличностных отношений, прогнозировать поведение собеседника; применять теоретические знания при выполнении заданий по изучаемой теме; пользоваться психологическими методиками по самодиагностике; применять сформированные компетенции в процессе планирования, организации и осуществления своей профессиональной деятельности.

Информационный материал

ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Врачебная деятельность относится к трудным профес­сиям и требует самоотдачи, внутренней потребности ока­зывать помощь другому человеку, самопожертвования, сопереживания. Медицинский работник должен обладь при этом такими качествами, как гуманизм, самооблада­ние, выдержка, совестливость, которые ярко проявляют­ся в общении с пациентом, вызывают у него расположение и доверие к лечащему врачу и прямым образом ска­зываются на выздоровлении больного.

Предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медицинским работником и больными являются, несомненно, квалификация, опыт врача или медсестры. Однако, как подчеркивают чешские психологи Р.Конечный и М.Боухал, квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача.

Требования, предъявляемые к медицинскому работнику: гуманизм врача,

соблюдение врачебной тайны (конфиденциальность), общая и профессиональная культура врача, духовная культура врача.

Процесс лечения любого заболевания сопровождается рядом психологических явлений, связанных с личностью больного, личностью врача и применяемыми методами лечения. Умение врача учитывать психологические факторы лечения позволяет ему более глубоко оценивать эффективность терапии и прогноз болезни. Хороший контакт с врачом и медсестрой нужен любому больному для гарантии того, что вместе они успешно справятся с болезнью. Поэтому организация общения в процессе врачебной деятельности является одной из важнейших составляющих медицинской практики.

Беседа с пациентом дает определенное представление о его культурном, интеллектуальном уровне, о степени образованности, индивидуально-личностных особенностях, доминирующих пережи­ваниях. Эти знания помогают установить правильный психологи­ческий контакт и найти индивидуальный подход к пациенту.

Основными условиями эффективности профессионального об­щения являются: демонстрация доброжелательности, такта, внима­ния, интереса, профессиональной компетентности.

Медработнику необходимо знать особенности психологическо­го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно деонтологическую тактику общения.

Дети дошкольного возраста

Для них характерно: отсутствие осознания болезни в целом; неумение формулировать жалобы; сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы бо­лезни; восприятие лечебных и диагностических процедур как устраша­ющих мероприятий; усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период бо­лезни; чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреж­дения, вдали от родителей.

Деонтологическая тактика. Эмоциональное теплое отношение, отвле­чение от болезни, проведение процедур с уговорами. Профессиональное обращение с родствен­никами больного ребенка.

Подростки

У них преобладает психологическая доминанта возраста — «при­тязание на взрослость». Бравада для них является формой само­защиты при внутренней психологической ранимости. Пренебрежи­тельно относятся к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика медработника. Общение с уче­том возрастных психологических особенностей, опоры на самосто­ятельность, взрослость подростка.

Наши рекомендации