Спор, цели и подходы к ведению спора
Спор – это обсуждение в форме исследования проблемы с целью установления истины. В. И. Андреев выделяет семь подходов к ведению спора:
· эвристический – одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точке зрения другого или других собеседников;
· логический – для него характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу;
· софический – одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы;
· авторитарный – одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим;
· критикующий– одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение;
· демагогический– одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам спора цели;
· прагматический– одна из сторон ведет спор не только ради истины, но и ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и неизвестны собеседникам.
Цели ведения спора могут быть конструктивными и деструктивными.
Наиболее характерные конструктивные цели ведения спора:
- обсудить все возможные варианты решения проблемы;
- выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу;
- привлечь внимание к проблеме как можно больше компетентных лиц;
- опровергнуть некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи;
- привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству;
- оценить возможных единомышленников и противников.
Деструктивныецели можно свести к следующим:
- расколоть участников спора на две непримиримые группы;
- завести решение проблемы в тупик;
- опорочить идею и ее авторов;
- превратить дискуссию в схоластический спор;
- используя заведомо ложную информацию, повести спор по ложному пути;
- разгромить инакомыслящих, дискредитировать оппозицию.
Техника убеждения партнера
А. Петренко сформулировал следующие практические рекомендации по технике убеждения партнера.
1. Оперируйте простыми, ясными и точными понятиями.
2. Ведите аргументацию корректно по отношению к партнеру:
- открыто и сразу признавайте правоту партнера, если он прав;
- продолжайте оперировать теми только аргументами и понятиями, которые уже приняты вашим партнером;
- сначала ответьте на аргументы партнера, а уж только потом приводите свои собственные;
- в любой ситуации сохраняйте вежливость.
3. Учитывайте личностные особенности вашего партнера:
- нацеливайте вашу аргументацию на мотивы партнера;
- старайтесь избегать простого перечисления фактов и аргументов, лучше покажите их преимущества;
- используйте только понятную партнеру терминологию;
- соизмеряйте темп и насыщенность вашей аргументации с особенностями ее восприятия вашим партнером.
4. Старайтесь как можно нагляднее изложить партнеру свои идеи, соображения, доказательства, не забывая при этом о стратегии партнера.
5. Помните, что излишне подробная аргументация, «разжевывание» партнеру вашей идеи может вызвать резкое неприятие с его стороны, а пара ярких доводов порой достигает большого эффекта.
6. Используйте специальные приемы аргументации:
- метод перелицовки. Постепенное подведение партнера к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания процедуры решения проблемы вместе с ним;
- метод «салями». Постепенное подведение партнера к полному согласию с вами путем получения от него согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях;
- метод расчленения. Разделение аргументов партнера на сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности его позиции в целом;
- метод положительных ответов. Ваш разговор с партнером строится таким образом, чтобы он на ваши первые вопросы ответил: «Да…Да…» В последующем ему будет на много проще соглашаться с вами и по более существенным вопросам;
- метод классической риторики. Соглашаясь с высказыванием партнера, вы внезапно опровергаете все его доказательства с помощью одного сильного аргумента. Этот метод особенно хорош, если партнер слишком агрессивен;
- метод замедления темпа. Умышленное замедление речи и проглатывание вслух наиболее слабых мест в аргументации партнера;
- метод двусторонней аргументации. Вы указываете партнеру как сильные, так и слабые места того, что предлагает. Такой метод лучше всего применять при дискуссии с интеллектуальным партнером.
7. Своевременно делайте выводы по результатам дискуссии.
Принципы ведения спора
Можно выделить несколько принципов ведения спора (по В.И. Андрееву):
· принцип предварительной подготовки к ведению спора
· принцип терпимого отношения к инакомыслящим
· принцип последовательного анализа альтернатив
· принцип корректного ведения спора
· принцип «отстранения» в процессе ведения спора
· принцип преодоления психологических барьеров в процессе спора
· принцип поэтапного продвижения к истине
· принцип уважения личности оппонента
· принцип аргументированной конструктивной критики
Этикет в общении
И в деловом общении, и в светском, и в формально-ролевом необходимо придерживаться определенных правил этикета.
Слово «этикет» вошло в обиход со времен французского короля Людовика XIV и означает «установленный порядок поведения где-либо». Конечно, правила этикета не абсолютны, а определяются местом, временем и обстоятельствами.
Итак, начнем с приветствия. Установившийся обычай определяет правила очередности приветствий. Первым здоровается мужчина с женщиной, даже если сам он в это время в обществе других женщин. Первым здоровается младший со старшим, подчиненный с начальником. Женщина здоровается первой с женщиной старше себя, а также с одиноко идущей женщиной, если она сама находится в обществе мужчин.
Что касается рукопожатий, то здесь принято следующее: женщина первой протягивает руку мужчине; старший первым протягивает руку младшему; начальник первым протягивает руку подчиненному.
Многие не знают, когда кому следует представитьсяи кому представлять человека. Общепринятыми считаются следующие правила.
1. Представляться всегда должен мужчина женщине, старшему – младший, подчиненный – начальнику. Только молодая женщина может представляться или быть представленной пожилому мужчине.
2. Одного человека представляют двум или нескольким лицам. Это относится и к женщине, которую представляют супружеской чете. Молодожены первые представляются пожилым людям, будь то мужчины или женщины.
3. Если из двух лиц, которых вы знакомите, один человек приходится вам родственником, то представьте его первым. Так, например, муж сначала называет имя своей жены.
4. Представляя одного человека нескольким, следует громко и отчетливо произнести его имя. Подводить его к каждому присутствующему нет необходимости.
5. Когда собравшееся общество уже разбилось на небольшие группы, представляются только людям, находящимся ближе всего от вас.
Предложение перейти на «ты» должно исходить всегда от более старшего человека или того, кто занимает более высокое служебное положение. Молодые люди могут попросить старших говорить им «ты», но сами они продолжают обращаться на «вы».