Проблемы хранения и уничтожения запасов ОВ.
В 1997 году Российская федерация ратифицировала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. В течение 10 лет, т.е. в 2007 году, Россия должна была завершить его полную ликвидацию. Стоимость работ оценивалась в 7 миллиардов долларов. Государства Запада обещали солидную финансовую поддержку уничтожения химического оружия в России. Для реализации конвенционных обязательств в 1996 году Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (У X О).
В соответствии с Программой предусматривается ликвидация имеющихся запасов химического оружия при условии обеспечения безопасности этого процесса для персонала объектов, населения и окружающей среды, осуществления конверсии или уничтожения объектов по производству химического оружия и ликвидации последствий их деятельности, обеспечения международного и национального контроля выполнения конвенции. Для реализации программы в России к 2000 году должно было быть построено 7 заводов по уничтожению химического оружия. Эта программа была разработана без учета иностранной помощи.
Первые годы осуществления программы химического разоружения совпали с экономическими и политическими преобразованиями в России, что, безусловно, отразилось на ходе ее выполнения и привело к отставанию от намеченных сроков как минимум на 4 года. Сегодня остается констатировать, что с 1997 по 2000 год из бюджета было выделено финансовых средств меньше тех, что требовалось, к тому же расходовались они не всегда оптимальным образом. Бюджетное финансирование в период с 1996 года по 1999 годы осуществлялось на уровне 4-5% от потребности, и таким образом, на подготовительном этапе, принципиально важном с точки зрения выполнения предстоящих обязательств по уничтожению, не удалось создать материально-техническую базу для ликвидации химического оружия.
Справедливости ради надо сказать, что и Запад не оказал нам той финансовой помощи, которая была обещана. Хотя и тогда было ясно (до принятия программы Глобального партнерства), что существование ХО является угрозой глобального характера, и ликвидироваться должно общими усилиями.
В итоге Россия не смогла построить в срок ни одного из 7 промышленных объектов по уничтожению боевых отравляющих веществ. А это, в свою очередь, дало повод недругам России начать компанию по замораживанию всей оговоренной ранее финансовой помощи для уничтожения ХО. В 2000-2001 году Президент и Правительство России предприняли ряд кардинальных мер, в результате которых эта негативная тенденция была преодолена. Был определен федеральный орган исполнительной власти - Российское агентство по боеприпасам, ставшее государственным заказчиком работ по УХО, и получившее функции Национального органа РФ по выполнению Конвенции о запрещении ХО.
В кратчайший срок была разработана более реалистичная государственная программа, которая шла как дополнительная к существующей (ФЦП - федеральная целевая программав новой редакции была принята в июне 2001 года Постановлением Правительства РФ №510).
Стратегия новой программы строилась исходя из учета позиций регионов, мнения населения, а также мнения международного сообщества. В программе были четко расписаны обязанности 20 министерств и ведомств, участвующих в реализации программы.
В развитие ФЦП Российским агентством по боеприпасам было разработано 14 проектов постановлений Правительства РФ по данной проблематике. Был принят закон, который разрешал перевозку химического оружия по территории России. И главное, было значительно увеличено ежегодное бюджетное финансирование, что позволило выполнить комплекс сложнейших работ по проектированию, строительству объектов, выбору и корректировке технологий, усилению мер безопасности, охраны окружающей среды и др. Программа была ориентирована во многом на иностранную помощь. К важнейшим результатам в плане выполнения федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» за последние годы можно отнести:
- завершение уничтожения в 2001 году химического оружия категории 3 (неснаряженные боеприпасы и устройства, а также оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением химического оружия);
- завершение уничтожения в 2002 году химического оружия категории 2 (боеприпасы, снаряженные фосгеном);
- ввод в эксплуатацию в декабре 2002 года объекта по уничтожению химического оружия в п. Горный Саратовской области.
Нельзя забывать и о работах по ликвидации и конверсии бывших производств химического оружия. В рамках Конвенции было объявлено 24 бывших объекта по производству химического оружия. Из них, 6 объектов уже уничтожено, 2 объекта должны быть уничтожены до 29 апреля 2007 года, а 16 объектов конвертируются под выпуск гражданской продукции со сроком завершения работ в 2004 году.
Так что говорить о том, что «программы так и не заработали» неправильно. В области химического разоружения за последние годы в России проделана огромная работа, которая на каждом этапе ее выполнения оценивается и признается Международной организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО) и все параметры этой работы полностью соответствуют требованиям Конвенции.
А главным принципом программ является их направленность на полное и безусловное выполнения своих обязательств перед своим народом и международным сообществом по уничтожению химического оружия, а также решение всех социальных проблем населения (в рамках выделенных бюджетных средств), проживающего в районах хранения и уничтожения боевых отравляющих веществ.
Что касается проекта уточненной программы, подготовленного в 2004 году, то он прошел экологическую экспертизу в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации для дальнейшего представления в Правительстве РФ.
Исходя из опыта выполнения предыдущих программ, финансирование мероприятий проекта данной программы носит сбалансированный характер и включает федеральные средства и иностранную помощь, в том числе с учетом реализации программы Глобального партнерства. Реализация разработанных предложений предполагает создание системы, состоящей из 7 объектов УХО.
Приоритетным направлением при создании системы объектов УХО выделено строительство первоочередных объектов в г. Камбарка и п. Марадыковский.
2.3. Бактериологическое (биологическое) оружие (БО).
БО - это специальные боеприпасы и боевые приборы со средствами доставки, снаряженные биологическими средствами.
БО является оружием массового поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности - токсинов. Оно является наиболее одиозным из всех средств ведения вооруженной борьбы. В 1972 году была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов биологического (бактериологического) оружия и токсического оружия и об их уничтожении. Однако декларативный характер биологической конвенции, отсутствие в ее тексте положения о международном контроле над выполнением обязательств государствами - участниками конвенции оставляют лазейки для стран, продолжающих разработку и накопление БО, и угроза его применения в современных войнах и вооруженных конфликтах продолжает сохраняться. Основу поражающего действия БО составляют специально отобранные для боевого действия биологические средства - бактерии, вирусы, риккетсии, грибы и токсины.
В качестве БО могут быть использованы возбудители чумы, холеры, сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза, сапа и натуральной оспы, желтой лихорадки, ящура, венесуэльского, западного и восточного американских энцефаломиелитов, эпидемического сыпного тифа, лихорадки КУ, пятнистой лихорадки скалистых гор и лихорадки цуцугамуши, кокцидиоидомикоза, нокардиоза, гистоплазмоза и др. Среди микробных токсинов наиболее вероятно применение для введения биологической войны ботулинического токсина и стафилококкового энтеротоксина.
Пути проникновения болезнетворных микробов и токсинов в организм человека могут быть следующими:
- аэрогенный - с воздухом через органы дыхания;
- алиментарный - с пищей и водой через органы пищеварения;
- трансмиссивный путь - через укусы зараженных переносчиков;
- контактный путь - через слизистые оболочки рта, носа, глаз, а также поврежденные кожные покровы.
Основными способами применения БО являются:
1. аэрозольный - заражение приземного воздуха путем распыления жидких и сухих биологических рецептур;
2. трансмиссивный - рассеивание в районе цели искусственно зараженных переносчиков;
3. диверсионный способ - заражение воздуха, воды, продуктов питания с помощью диверсионного снаряжения.
Наиболее эффективным способом применения БО считается аэрозольный, позволяющий осуществлять заражение воздуха и местности на больших территориях, вызывая массовые заболевания людей, животных и растений. В настоящее время вероятный противник располагает современной системой технических средств применения биологических рецептур и их доставки к цели на всех театрах военных действий.
Особенности БО.
Высокая потенциальная эффективность, т.е. способность заражать людей или животных ничтожно малыми дозами.
Наличие скрытого (инкубационного) периода, специфического для каждого инфекционного заболевания.
Контагиозность - способность инфекционных болезней передаваться от больного к здоровому.
Продолжительность действия, обусловленная способностью некоторых (спорообразующих) микроорганизмов длительное время сохраняться в окружающей среде (споры сибирской язвы, столбняка, газовой гангрены).
Трудность обнаружения обусловлена отсутствием приборов. Исследование проб классическими методами занимает значительное время, требует специального оборудования и подготовленного персонала.
Избирательность (целенаправленность) действия связана с наличием большого количества возбудителей инфекционных заболеваний, опасных для человека, животных и растений, и возможностью осуществлять их выбор.
Сильное психологическое воздействие, относительная дешевизна производства.
Развитие эпидемического процесса в естественных условиях возможно лишь при наличии одновременно 3-х факторов: источника инфекции, механизма передачи, восприимчивого населения. При применении противником бактериологического (биологического) оружия возникает зона заражения, которая образуется в результате заражения местностипатогенными микроорганизмами. В пределах этой зоны возникает очагбактериологического поражения (ОБП) - территория с населенными пунктами и объектами народного хозяйства, в пределах которой в результате воздействия бак. оружия противника возникли массовые поражения людей, животных и растений. Особую эпидемическую значимость имеют города, населенные пункты, отдельно стоящие объекты народного хозяйства, т.е. та территория, где живут и работают люди. Своевременная профилактика и использование средств индивидуальной защиты резко снижают заболеваемость даже при применении возбудителей наиболее опасных заболеваний. Первичная заболеваемость составляет 25-50%; вторичная – 25%.
Ликвидация последствий применения противником бактериологического оружия потребует привлечения всех служб ГО. Однако противоэпидемическая направленность мероприятий, проводимых в ОБП, говорит о том, что в их выполнении основная методическая и организующая роль отводится МС ГО.
Вопрос 3. Обычные и перспективные виды оружия.
Обычное оружие.
Следует подчеркнуть относительность термина «обычное оружие», так как при применении этого вида оружия возможны массовые потери среди населения. Об этом свидетельствует опыт войн и вооруженных конфликтов XX столетия. Например, по данным Российского государственного военного архива, за годы Великой Отечественной войны среди гражданского населения от воздействия авиации противника санитарные потери составили 73%, безвозвратные - 27%. Причем 60% из них были поражены осколками, 15% взрывной волной, 25% повреждений получены в завалах.Огнестрельное оружие подразделяется на стрелковое, артиллерийское, авиационные бомбы, мины, гранаты.