Вопрос 2. Принципы организации и ведения гражданской обороны.
Гражданская оборона Российской Федерации является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из самых важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.
Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории субъектов Российской Федерации согласно административному делению нашей страны.
В соответствии с этим принципом ответственность за состояние гражданской обороны на территории республик, краев, городов, поселков и т.д. несут главы администраций исполнительной власти субъектов и муниципальных образований Российской Федерации.
Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Подготовка Российского государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Само же ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Введение военного положения в Российской Федерации предусмотрено Федеральным конституционным законом №1 от 30 января 2002 года «О военном положении».
Согласно этому закону под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Законодатель четко определил полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны.
Так, Президент Российской Федерации:
1. Утверждает план гражданской обороны Российской Федерации.
2. Вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично.
3. Утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны.
4. Осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обязано:
1. Обеспечивать проведение единой государственной политики в области гражданской обороны.
2. Руководить организацией и ведением гражданской обороны.
3. Издавать нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организовывать разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны.
4. Определять порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенно важную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций – к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.
Отнесение же территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от:
- их оборонного и экономического значения;
- численности населения;
- нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй, или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.
К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга.
К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
- численность населения превышает 1 млн. человек;
- численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1 млн. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
- более 50% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
- численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1 млн. человек;
- численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
- более 30% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
- численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек;
- численность населения составляет от 50 тыс. человек до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
- менее 30% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.
Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Отнесению к категории по гражданской обороне подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и перевооружаемые организации:
- имеющие мобилизационное задание (заказ);
- представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
- являющиеся уникальными культурными ценностями;
Законом «О военном положении» устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой категории, второй категории.
Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в зависимости от показателей, определяющих их роль в экономике государства, а также особых условий, характеризующих:
- степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- месторасположение организации;
- значимость организации как объекта культуры.
Основными показателями для отнесения организации к категориям по гражданской обороне являются:
- численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;
- объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.
К задачам Федеральных органов исполнительной власти относятся:
1. Утверждение по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов и объединений, или находящихся в сфере их ведения.
2. Определение порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядка накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств изложен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года №379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».
Согласно данному постановлению эти запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также для оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны.
Запасы продовольственных средств (крупы, мука, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты), медицинских средств (медикаменты, дезинфицирующие и перевязочные средства, медицинские препараты, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другое медицинское имущество), а также иных средств (вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и др.) накапливаются заблаговременно в мирное время. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.