Физические упражнения и массаж
В занятиях лечебной физической культурой при заболеваниях органов дыхания применяются общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения.
Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, оказывают активизирующее влияние и на дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используются упражнения умеренной и большой интенсивности. В случаях, когда эта стимуляция не показана, применяются упражнения малой интенсивности. Следует учесть, что выполнение необычных по координации физических упражнений может вызвать нарушение ритмичности дыхания; правильное сочетание ритма движений и дыхания при этом установится лишь после многократных повторений движений. Выполнение упражнений в быстром темпе приводит к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гипокапнией) и отрицательно влияет на работоспособность.
Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и. координации дыхания и движений.
При лечебном применении дыхательных упражнений необходимо учитывать ряд закономерностей. Обычный выдох осуществляется при расслаблении мышц, производящих вдох, под действием силы тяжести грудной клетки. Замедленный выдох происходит при динамической уступающей работе этих мышц. Выведение воздуха из легких в обоих случаях обеспечивается в основном за счет эластических сил легочной ткани. Форсированный выдох происходит при сокращении мышц, производящих выдох. Усиление выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, сгибанием туловища, подъемом ног вперед и т. п. При помощи дыхательных упражнений можно произвольно изменять частоту дыхания.
В настоящее время в нашей стране для профилактики и лечения ряда заболеваний, в том числе и органов дыхания, применяется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Гимнастика А.Н. Стрельниковой − единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.
Стрельниковская дыхательная гимнастика, тренируя вдох «в спину», посылает его на предельную глубину и тем самым заполняет воздухом все легкие снизу доверху. А, так как, вдохи идут на наклонах, приседаниях и поворотах, полностью включается в работу диафрагма. Из всех мышц, участвующих и в дыхании, и в звукообразовании, она самая сильная.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой показана всем как метод лечения, и как метод профилактики. Как метод лечения: ее нужно делать два раза в день: утром и вечером по 1200 вдохов-движений до еды или через час-полтора после еды. Как метод профилактики: по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.
При различных заболеваниях внутренних органов очень часто прибегают к использованию массажа. Это связано с тем, что он является прекрасным средством для уменьшения боли, снятия напряжения в мышцах, поднятия тонуса организма и его общего оздоровления. Все эти свойства очень важны при лечении различных заболеваний. При лечении заболеваний органов дыхания используются разные виды массажа: классический, интенсивный, сегментарно-рефлекторный, перкуссионный, периостальный. Каждый из них преследует определенные цели. Например, воздействие на какую-то конкретную асимметричную зону (интенсивный массаж), увеличение вентилирования (перкуссионный) и т. д. Применяя все эти виды массажа, можно добиться хорошего результата в лечении легочных заболеваний.
Закаливание
Закаливание является одним из эффективных средств профилактики простудных заболеваний. Метод систематической тренировки термоадаптационных механизмов направлен на повышение защитных резервов организма. Для получения максимального результата существует ряд принципов и правил закаливания:
1)основной принцип закаливания − постепенное увеличение интенсивности закаливающих мероприятий. Недостаточные нагрузки снижают результат закаливания, а передозировки ему препятствуют.
2)регулярность и непрерывность проведения закаливающих процедур на протяжении всей жизни. Непродолжительные, но частые процедуры закаливания более эффективны, чем длительные, но редкие. Если прервать закаливание даже на короткое время, чувствительность организма к неблагоприятным воздействиям природных факторов возрастает, а сопротивляемость организма снижается и через 2-3 месяца исчезает.
3)при подборе закаливающих процедур необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности организма.
4)соответствие нагрузок функциональным возможностям организма.
5)использование нескольких физических факторов (холод, тепло, лучистая энергия, вода и др.) для достижения оптимальных результатов.
6)прерывистость − в течение дня следует делать перерывы между разными закаливающими воздействиями. Последующие процедуры можно начинать лишь после восстановления температурного режима организма.
7)комбинирование общего и местного закаливания.
Начинать закаливать свой организм можно в любом возрасте. Чем раньше начинать закаливание, тем лучше будут результаты.
Заключение.
В XX веке человек активно вторгся в естественные процессы всех оболочек Земли. Главным источником загрязнения воздуха, которым мы дышим, являются промышленные предприятия, ежегодно выбрасывающие в атмосферу огромное количество вредных отходов. В первую очередь повышенное содержание в воздухе химических веществ вызывает заболевания органах дыхания, особенно среди детей. В 2007 году удельный вес болезней органов дыхания в структуре общей первичной заболеваемости детей составил 64,3%, а у подростков – 55,5%. Величины показателей заболеваемости органов дыхания у детей в 4,8 раза больше, чем у взрослых, и в 1,5 раза больше, чем у подростков. Следует уделять данной проблеме значительное внимание, строить очистительные сооружения, заниматься озеленением городов, использовать экологически чистые технологии.
Важной социальной проблемой, влекущей за собой заболевания органов дыхания, является курение. Среди молодежи необходимо вести активную пропаганду здорового образа жизни. Медицинскому персоналу следует проводить в школах и других учебных заведениях беседы об успешности человека во всех сферах деятельности, если он откажется от вредных привычек.
Большее внимание следует уделять профилактическим мероприятиям. «Болезнь легче предупредить, чем победить!» Поскольку в нашей стране профилактике не уделяется внимания, данный лозунг должен чаще звучать на различных общественных мероприятиях и активно внедряться в общество. На предприятиях следует проводить ежегодные медосмотры и вести грамотную диагностику для выявления заболеваний на ранних стадиях.
По мере возможности необходимо оздоравливать свой организм, проходя санаторно-курортное лечение.
7. Контрольные вопросы для подготовки к занятию
1. Какие из перечисленных методов исследования дыхательной системы относятся к рентгенологическим?
А) бронхография
Б) бронхоскопия
В) флюорография
Г) томография
Д) спирография
2. Какие признаки характерны для боли в грудной клетке, связанные с поражением плевры?
А) усиление болей при глубоком дыхании и кашле
Б) колющий характер болей
В) сжимающий характер болей
Г) усиление болей при положении на больном боку
Д) уменьшение болей при положении на больном боку
3. Какие процедуры целесообразно назначить больному для уменьшения упорного сухого кашля?
А) дренаж бронхов с изменением положения тела
Б) тёплое щелочное питьё
В) банки, горчичники
Г) отхаркивающие и противокашлевые средства
Д) ингаляции кислорода
4. Для какого исследования необходимо накапливать мокроту в течение 1-3 суток?
А) исследование на наличие атипичных клеток
Б) исследование на наличие микобактерий туберкулёза
В) посев мокроты с целью выявления микрофлоры и её чувствительности к антибиотикам.
5. Какие заболевания лёгких могут сопровождаться кровохарканьем?
А) острый бронхит
Б) крупозная пневмония
В) бронхиальная астма
Г) бронхоэктатическая болезнь
Д) рак лёгкого
6. Какие признаки кровотечения указывают на его лёгочное происхождение?
А) кровь алая, пенистая
Б) кровь тёмная, сгустками типа «кофейной гущи»
В) выделяющаяся кровь имеет щелочную реакцию
Г) выделяющаяся кровь имеет кислую реакцию
Д) выделение крови с кашлевыми толчками
7. Какие меры следует принять при возникновении у больного лёгочного кровотечения?
А) назначить полный покой
Б) положить пузырь со льдом на область грудной клетки
В) ввести викасол и хлористый кальций
Г) поставить банки или горчичники
Д) применить ингаляции кислорода
8. Какие заболевания характеризуются острой дыхательной недостаточностью?
А) острый бронхит
Б) эмфизема лёгких
В) закупорка трахеи и крупных бронхов инородным телом
Г) тромбоэмболия лёгочной артерии
Д) отравления наркотическими веществами
9. Какие признаки характерны для экспираторной одышки?
А) затруднение выдоха
Б) затруднение вдоха
В) затруднение выдоха и вдоха
10. Какова наиболее оптимальная концентрация кислорода во вдыхаемой смеси?
А) 15-20%
Б) 40-60%
В) 75-80%
Г) 95%
11. С какой целью при оксигенотерапии проводят увлажнение кислорода?
А) предотвращение его излишней потери
Б) соблюдение правил техники безопасности
Г) предупреждение токсического действия кислорода на организм
12. Каково назначение плевральной пункции?
А) удаление жидкости из плевральной полости с диагностической целью.
Б) удаление жидкости из плевральной полости с лечебной целью
В) введение в плевральную полость лекарственных средств
Г) разъединение плевральных сращений
Д) отсасывание мокроты из бронхов и их промывание
8. Содержание самостоятельной работы:
1) осмотр больных в реанимационных отделениях;
2) разбор клинических случаев в учебной комнате;
3) решение ситуационных задач;
4) выполнение тестовых заданий.
Литература
1) Гребнев А.Л., Шептулин А.А. «Основы общего ухода за больными»
2) Садикова Н.Б «10000 Советов медсестре по уходу за больными»
3) Мурашко В.В. «Общий уход за больными»
4) Клинический справочник среднего медицинского работника. Под ред. О.А.Кудинова.
5) Фомина И.Г.Общий уход за больными
6) Найтингейль Ф. Как нужно ухаживать за больными.
7) Киселенко Т.Е., Назина Ю.В., Могилева И.А. Болезни органов дыхания. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 288 с.
Практическое занятие №13