Классификация нарушений сознания (По Коновалову)
Оглушение (сомноленция)(оглушение 1) угнетение сознания с сохранением ограниченного словесного контакта на фоне повышения порога восприятия внешних раздражителей и снижения собственной психической активности. Умеренное оглушение - проявляется сонливостью, при пробуждении - частичной дезориентацией во времени и месте, в собственных внутренних ощущениях, задержка ответа на вопросы или ответе только после повторения вопроса, пауза в выполнении команды врача.
Глубокое оглушение (оглушение 2) характеризуется полной дезориентацией во времени и пространстве при "пробуждении", односложными ответами на вопросы, замедлением выполнения простейших команд, "засыпанием" при прекращении словесного контакта.
Сопор -глубокое угнетение сознания с сохранностью координированных защитных реакций и открывание глаз в ответ на болевые и др. раздражители.
Кома 1 -реакция на болевые раздражители сохранена. В ответ на них сгибательные и разгибательные движения дистонического характера. Защитные двигательные реакции не координированы. На боль не открывает глаза. Зрачковые и роговичные рфлексы сохранены, брюшные угнетены, сухожильные вариабельны. Повышены рефлексы орального автоматизма и возникают патологические стопные знаки.
Кома 2 -отсутствие рефлексов на внешние раздражители, изменения мышечного тонуса, снижение или отсутствие рефлексов без 2-х стороннего мидриаза, сохранением спонтанного дыхания и с-с. деятельности при выраженных их нарушениях.
Кома 3 -2-х сторонний фиксированный мидриаз, диффузная мышечная атония, нарушения витальных функций (нарушение ритма и частоты дыхания, тахикардия, артериальная гипотония).
Приблизительное соотношение оценки по шкале Глазго и качественной оценкой нарушения сознания:
15 баллов - сознание ясное
13-14 баллов - оглушение
9-12 баллов - сопор
4-8 баллов - кома
3 балла - смерть мозга
Кроме того, выделяются следующие синдромы:
Возбуждение (двигательное, речевое).
Нарушение сознания по делириозному типу. (наличие зрительного, слухового галлюциноза, и\или дезориентированности в месте, времени, личности, и\или возбуждения)
Вегетативное состояние.(состояние бодрствования при полной утрате познавательных функций, двигательной активности, речи, выполнения инструкций)
7. Контрольные вопросы для подготовки к занятию:
1) Какие симптомы проявляются у человека с нарушениями ЦНС?
2) Оказание первой медицинской помощи больному с нарушениями ЦНС?
3) Уход за больными с нарушениями ЦНС в больничном стационаре.
4) Особенности кормления больных с поражением ЦНС.
5) Что такое сознание?
6) Когда возникает угнетение сознания?
7) Что такое сопор?
8) Виды комы. Краткая характеристика каждого вида.
9) Какой вид комы характеризуется как катастрофическое состояние жизненных функций?
10) По какой количественной шкале оценивается уровень сознания человека?
11) При каком нарушении сознания наблюдается полная дезориентация во времени и пространстве?
12) Как называется нарушение сознания, если у человека наблюдается глубокое угнетение сознания, но сохраняется координированная защитная реакция?
13) При какой коме происходит нарушение витальных функций?
14) 5)При скольки баллах по шкале Глазго определяется смерть мозга?
8. Содержание самостоятельной работы:
1) осмотр больных в реанимационных отделениях;
2) разбор клинических случаев в учебной комнате;
3) решение ситуационных задач;
4) выполнение тестовых заданий.
5) деловая игра «прими за больного решение»
9) Методическое и наглядное обеспечение занятий:
1) Учебно-методическое пособие: Жданов Г.Г. Реанимация Москва 2005 г.
2) Учебный манекен фирмы Ambu.
10. Литература:
А) Основная:
1) Усенко Л.В, Царев А.В.- Сердечно-легочная и церебральная реанимация
2) Жданов Г.Г., Зильбер А.П.- Реанимация и интенсивная терапия
Б) Дополнительная:
1)Уолкер А.Э.- Смерть мозга
2) «Основы ухода за больными на дому» А.Фогель, Г.Водрашке
3) Домашний и госпитальный уход за больными Проф. Бильрот, 1881 г
4) А.С. Кадыков "Реабилитация после инсульта" - М. "Миклош" 2003 г
В) Учебно-методические материалы, изданные сотрудниками кафедры:
Практическое занятие №11