Методическое и наглядное обеспечение занятия
Таб.1 Размеры назогастральных зондов
Размер по шкале Шарьера Сh/Fr | Внутренний диаметр I.D. (мм) | Внешний диаметр O.D. (мм) | Цвет | Длина, мм | Количество штук в упаковке / коробке | Кат. № |
0,8 | 1,4 | красный | 50/500 | 0203-00-04 | ||
0,9 | 1,7 | желтый | 50/500 | 0203-00-05 | ||
1,1 | 2,0 | синий | 50/500 | 0203-00-06 | ||
1,7 | 2,7 | голубой | 50/500 | 0203-00-08 | ||
2,3 | 3,3 | черный | 50/800 | 0203-00-10 | ||
2,8 | 4,0 | бесцветный | 40/640 | 0203-00-12 | ||
3,3 | 4,7 | бесцветный | 30/480 | 0203-00-14 | ||
3,8 | 5,3 | бесцветный | 25/400 | 0203-00-16 | ||
4,5 | 6,0 | бесцветный | 25/400 | 0203-00-18 | ||
Рис.1 Зонд Блэкмора
Рис.2 Назогастральный зонд
Рис.3 Промывание желудка
Рис.4 Промывание желудка
10. ЛИТЕРАТУРА:
Искусственноепитание. Аллан Л. Бахман. Издательство: Бином, Невский Диалект. Год изадния: 2001 г.
Костюченко А.Л., Костин Э.Д., Курыгин А.А. Энтеральное искусственное питание в интенсивной медицине. Санкт-Петербург, "Специальная литература" (1996).
Курапов Е.П., Ворхлик М.И. Современные проблемы энтерального питания. http://www.medicusamicus.com
Высоцкий В.Г. Медико-биологические аспекты разработки и применения продуктов энтерального питания. Вопросы питания, № 4 (1990).
Боровик Т.Э., Ерпулева Ю.В., Рославцева Е.А. и др. Энтеральное питание специализированными смесями при операциях на тонкой и толстой кишке у детей. Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии, № 5 (2003).
Луфт В.М. Нутриционная поддержка больных при критических состояниях как базисный метод коррекции метаболических нарушений. Вестник интенсивной терапии. № 3 (2002).
Барышев Б.А. Принципы парентерального и энтерального питания у взрослых. Мир медицины, № 1-2 (2001).
Практическое занятие № 10
Тема: Уход за больными с нарушением функции центральной нервной системы. Наблюдение и уход за больными с нарушением сознания.
1. Место проведения:кафедра СНиАРП
2. Продолжительность:___часов (из них самостоятельная аудиторная работа ____часов)
3. Цель занятия: сформировать у студентов системные знания об уходе за больными с нарушениями ЦНС.
4. Мотивационная характеристика занятия:Дети с нарушением функций ЦНС занимают значительную часть пациентов, находящихся на лечении в ОРИТ. Особенностью данной категории больных является необходимость тщательного ухода и наблюдения, учитывая частое угнетение сознания или психомоторное возбуждение, длительный постельный режим, нарушение регуляторной функции ЦНС.
В результате занятия
Студент должен знать:
- Виды нарушения сознания
- Причины, степени угнетения сознания, психомоторного возбуждения
- Правила ухода за больным в состоянии психомоторного возбуждения и без сознания
Студент должен уметь:
- Определить вид нарушения сознания, оценивать уровень сознания
- Определять показания для фиксации больного, фиксировать больного при психомоторном возбуждении
- Определять критерии наблюдения за больным без сознания
- Осуществлять уход за пациентами в психомоторном возбуждении и с нарушениями сознания
Студент должен ознакомиться:
1. Юридические аспекты оказания помощи больным с нарушениями сознания
2.
6. Графологические схемы, таблицы по данной теме, учебные элементы по данной теме:
Студент должен знать о симптомах нарушения ЦНС, как оказать первую помощь при нарушении ЦНС, профилактика пролежней и кормление при нарушении ЦНС.
Симптомы
- внезапное онемение или появление слабости в области лица, рук или ног, особенно на одной стороне тела;
- неожиданное возникновение затруднения при выговаривании или понимании речи, при чтении текста;
- резкое ухудшение зрения на один или оба глаза;
- внезапное нарушение координации движений (шаткость походки), головокружение;
- внезапная сильная необъяснимая головная боль.
До приезда врача
Пока вы ждете врача:
- уложите больного в постель; если он упал на пол, перенесите его с чьей-либо помощью в кровать;
- положите больного набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути;
- обеспечьте больному покой;
- измерьте артериальное давление;
Бригада скорой помощи должна провести комплекс лечебных мероприятий, направленных на поддержание сердечной и дыхательной деятельности. Срочная госпитализация в первые часы заболевания в специализированное отделение улучшает прогноз. В первые 6 ч после развития острого нарушения мозгового кровообращения больной должен поступать в палату интенсивной терапии неврологического отделения, независимо от тяжести заболевания, его характера и локализации. При подозрении на ишемический инсульт (наличие тромба в сосуде головного мозга) больной должен быть переведен в нейрохирургическое отделение для оказания срочной нейрохирургической помощи.
Уход за больным
Режим
В первые дни больной находится на строгом постельном режиме. Если состояние больного тяжелое, больному может быть предписан длительный постельный режим.
Профилактика пролежней
При уходе за больными с параличами важное значение имеет профилактика пролежней. Особенно быстро пролежни развиваются у парализованных больных, имеющих нарушения чувствительности.
Наиболее эффективный способ профилактики пролежней - частое (каждые 2-3 ч) изменение положения больного в кровати. На ночь целесообразно укладывать больного на живот, подложив под коленные чашечки ватно-марлевые круги, а под голени - мягкие подушки; стопы при этом должны свисать. В этом положении пролежни обычно не развиваются.
Профилактика контрактур
Больные, перенесшие инсульт, нуждаются и в специальном уходе, направленном, в том числе, и на профилактику контрактур. Контрактура - стойкое ограничение подвижности в суставе - возникает у больного после инсульта из-за резкого повышения мышечного тонуса. Стойкие контрактуры препятствуют дальнейшему восстановлению двигательных функций.
Профилактика контрактур включает: придание телу особого положения, ЛФК, массаж).
Все указанные меры просты и доступны для выполнения лицами, ухаживающими за больным. Необходимы лишь консультация с врачом и краткое обучение.