Задачи и организационная структура специализированной противоэпидемической бригады.
Практика последних десятилетий показала, что наиболее эффективными, мобильными и мощными формированиями, способными к быстрому развертыванию в полевых условиях и к автономной деятельности, является специализированнаые противоэпидемические бригады (СПЭБ) созданные на базе противочумных учреждений страны.
Ведущими показателями при применении СПЭБ могут быть:
· выраженная диспропорция между необходимостью проведения комплекса профилактических или противоэпидемических мероприятий адекватно возникшей обстановке и возможностью его обеспечения силами сохранившейся сети местных лечебных и противоэпидемических учреждений;
· угроза возникновения или возникшие очаги заболеваний особо опасными инфекциями;
· необходимость индикации возбудителей инфекции при актах терроризма и диверсий, а также при их проникновении из-за рубежа.
СПЭБ созданные в ФГУЗ «Научно-исследовательский противочумный институт» (РосНИПЧИ «Микроб», Волгоградский, Иркутский, Ростовского-на-Дону, Ставропольский НИПЧИ) являются мобильными, автономными специализированными формированиями постоянной готовности и экстренного реагирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
СПЭБ предназначена для проведения профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, в том числе обусловленных эпидемиями и проявлениями биотерроризма, а также при угрозе их возникновения.
Состав СПЭБ комплектуется в соответствии со штатно-организационной структурой из числа квалифицированных специалистов протвочумных институтов и прикрепленных противочумных станций, ФГУЗ Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ и прошедших обучение по программе подготовки специалистов СПЭБ. По согласованию с руководителем управления органа здравоохранения субъекта РФ в состав СПЭБ включаются специалисты ЛПУ.
Штатно-организационная структура СПЭБ следующая:
· Начальник (врач-эпидемиолог), помощник начальника;
· Индикационное отделение – врач - бактериолог (2), врач - вирусолог (2), лаборант;
· Эпидемиологическое отделение - начальник отделения (врач - эпидемиолог, заместитель начальника СПЭБ), врач - эпидемиолог (2), паразитолог (зоолог), врач - инфекционист, санитарный врач;
· Бактериологическое отделение - начальник отделения, врач - бактериолог, врачи - бактериологи (6), токсиколог, лаборант (5), дезинфектор (автоклавщик) (2), лаборант с совмещением обязанностей дезинфектора (3);
· Инженерно-хозяйственное отделение - инженер (1), водители с совмещением обязанностей автомеханика и электрика (3), водители с совмещением обязанностей автомеханика и дезинфектора (3). Всего 38 чел.
Специалисты СПЭБ приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации.
Оснащение СПЭБ приборами, оборудованием, техническими средствами, автотранспортом и другим имуществом осуществляется на основании модульного принципа функционирования СПЭБ в зоне ЧС, в том числе международного значения.
Выезд СПЭБ в зарубежные государства осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
На имуществе СПЭБ, транспортных средствах, производственной одежде размещается эмблема Роспотребнадзора.
Основные задачи и функции СПЭБ:
· участие в организации и проведении в зоне ЧС профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение инфекционной заболеваемости населения;
· оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки при ликвидации последствий ЧС;
· временное, в условиях кризиса, выполнение функций учреждений здравоохранения;
· участие в организации и проведении экстренных противоэпидемических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации очагов инфекционных болезней, возникших вследствие их завоза из-за рубежа, активизации природных очагов или актов биотерроризма;
· участие в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации ЧС на территории зарубежного государства;
· лабораторная диагностика возбудителей заболеваний неясной этиологии и индикация ПБА в объектах окружающей среды;
· лабораторная диагностика возбудителей инфекционных болезней в материале от людей;
· оценка санитарно-гигиенической (токсикологической) обстановки и проведение в случае необходимости санитарно- гигиенических, токсикологических, радиологических исследований;
· оказание консультативно-методической и практической помощи органам и учреждениям службы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и лечебно- профилактическим учреждениям в субъектах РФ в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС или при угрозе их возникновения.
Приведение СПЭБ в повышенную готовность, направление в заданный район в полном, ограниченном или усиленном составе, передислокация, замена личного состава и возвращение к месту постоянного базирования осуществляется по распоряжению руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Количество расходного имущества рассчитывается на автономную работу СПЭБ в течение не менее двух недель.
Взаимодействие СПЭБ с органами исполнительной власти в зонах ЧС заключается в:
· обмене оперативной информацией;
· участии специалистов СПЭБ в заседаниях различных комиссий, штабов;
· решении вопроса по оказанию содействия муниципальными органами исполнительной власти в пополнении запасов расходных материалов, продуктов питания, ГСМ и других расходных материалов СПЭБ;
· обеспечении охраны места их дислокации.
Служба медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации.
Служба медицины катастроф Министерства обороны РФ (СМК МО РФ) входит в состав ВСМК. Она в основном ориентирована на ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС в районах размещения войск и военно-стратегических объектов, но может привлекаться к работе при возникновении ЧС и в других районах.
Организует и руководит ее деятельностью Главное военно-медицинское управление МО РФ. При нем постоянно функционирует и является штатным органом военного управления Всеармейский центр медицины катастроф.
СМК МО РФ на федеральном уровне в своем составе имеет:
· медицинский отряд специального назначения центрального подчинения (МОСН);
· нештатные бригады специализированной медицинской помощи;
· врачебно-сестринские бригады;
· подвижные группы специалистов лечебно-профилактических учреждений центрального подчинения, военных учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы;
· резервные койки клиник Военно-медицинской академии, Главного и центральных военных клинических госпиталей;
· запасы текущего медицинского имущества центральных медицинских складов;
· воздушные (операционно-реанимационные самолеты и вертолеты), наземные (санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учреждений центрального подчинения), эвакуационные средства, используемые в интересах службы.
На региональном и территориальном уровнях (на уровне округа) служба представлена:
· медицинскими отрядами специального назначения (военных округов) (МОСН);
· отдельными автомобильными санитарными взводами округов;
· нештатными бригадами специализированной медицинской помощи;
· врачебно-сестринскими бригадами;
· подвижными группами специалистов лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений округов, медицинских военных учебных заведений;
· военными госпиталями округов;
· запасами медицинского имущества округов;
· наземными, воздушными, морскими медицинскими эвакуационными средствами.
На местном уровне (на уровне гарнизона):
· дежурными силами и средствами медицинской службы;
· нештатными бригадами специализированной медицинской помощи;
· подвижными группами специалистов лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений, военно-учебных заведений медицинской службы;
· запасами медицинского имущества;
· медицинскими эвакуационными средствами, имеющимися в гарнизоне.
Силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций Министерства путей сообщения Российской Федерации.
В системе Министерства путей сообщенияРФ в решении общеотраслевых задач по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС важная роль отводится отраслевому (железнодорожному) здравоохранению, силы и средства которого являются составной частью железнодорожной транспортной системы предупреждения и ликвидации ЧС и одновременно функциональной подсистемой ВСМК.
Для медицинской службы МПС РФ приоритетной является организация своевременной медицинской помощи пораженным на месте происшествия.
На каждой железной дороге в особых условиях предусмотрены развертывание и работа в очагах санитарных потерь соответствующих формирований, комплектуемых на базе центральных, дорожных и отделенческих лечебно-профилактических учреждений.
К ним относятся:
· выездные врачебные бригады постоянной готовности (медицинская аварийная, хирургическая, реанимационная) формируются на базе лечебно-профилактических учреждений железных дорог. Профиль бригад обусловлен характером и особенностями железнодорожной травмы;
· бригады специализированной медицинской помощи (хирургические, травматологические, реанимационные, нейрохирургические, токсико-терапевтические, терапевтические, акушерско-гинекологические, урологические) комплектуются из числа ведущих специалистов центральных и дорожных клинических больниц. Профиль бригад и их количество определяются мощностью и возможностями медицинских учреждений.
На большинстве железных дорог вопросы госпитализации пораженных решаются в порядке взаимодействия с территориальными учреждениями здравоохранения.
На сети железных дорог созданы и функционируют около 90 подвижных формирований (вагон-амбулатория, вагон-перевязочная, санитарная летучка, блок скорой помощи, вагон-радиологическая лаборатория и т.д.).
Силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В медицинской службе Министерства внутренних дел эРФ на базе главного клинического госпиталя внутренних войск создан медицинский отряд специального назначения, предназначенный для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
В клиническом госпитале ГУВД г. Москвы организовано отделение экстренной медицинской помощи.
В лечебных учреждениях системы здравоохранения МВД РФ (в 15 субъектах РФ) развернуты отделения экстренной медицинской помощи, которые в случае необходимости могут быть задействованы и включены в общую систему медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на конкретной территории.
На базе 4 окружных госпиталей внутренних войск организованы и функционируют отделения неотложной медицинской помощи.
Материально-технические возможности отделений медицинской помощи, созданных в госпиталях и больницах МВД РФ, ГУВД, УВД, позволяют оказывать первую врачебную и квалифицированную медицинскую помощь личному составу органов внутренних дел как непосредственно в пределах территорий субъектов РФ, так и за их пределами.
В г.г. Москва, Санкт-Петербург и административных центрах субъектов РФ предусмотрены мобильные врачебно-сестринские бригады хирургического, терапевтического, педиатрического профиля, для оказания первой врачебной помощи пораженным.
Оказание экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи осуществляется в больнично-поликлинических объединениях и госпиталях МВД РФ, ГУВД, УВД.
Контрольные вопросы
1. Этапы становления ВСМК?
2. Определение медицины катастроф, задачи ВСМК?
3. Принципы организации ВСМК?
4. Организация ВСМК на федеральном уровне?
5. Организация ВСМК на региональном уровне?
6. Организация ВСМК на территориальном уровне?
7. Организация ВСМК на местном и объектовом уровнях?
8. Принципы управления ВСМК?
9. Требования, предъявляемые к управлению ВСМК?
10. Элементы управления ВСМК?
11. Операции управления ВСМК?
12. Содержание управления ВСМК?
13. Последовательность управления ВСМК?
14. Руководящие органы ВСМК на разных уровнях?
15. Штабы ВСМК?
16. Принципы взаимодействия ВСМК?
17. Участники взаимодействия ВСМК?
18. Типовые варианты в управлении ВСМК при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС?
19. Что включает система управления ВСМК при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС?
20. Служба медицины катастроф МЗСР РФ на федеральном уровне?
21. Служба медицины катастроф МЗСР РФ на региональном уровне?
22. Служба медицины катастроф МЗСР РФ на территориальном уровне?
23. Служба медицины катастроф МЗСР РФ на местном и объектовом уровнях?
24. Формирования службы МК МЗСР РФ: штатные и нештатны на всех уровнях?
25. Подвижные штатные формирования службы МК МЗСР РФ?
26. Подвижные нештатные формирования службы МК МЗСР РФ?
27. Полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК «Защита»?
28. Бригады специализированной медицинской помощи?
29. Врачебно-сестринские бригады и врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи?
30. Бригады доврачебной помощи и фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи?
31. Организация структуры надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой на уровнях: федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом?
32. Перечень сил постоянной готовности Роспотребнадзора РФ?
33. Перечислите задачи специализированных формирований Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека?
34. Организация специализированных формирований Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека?
35. Санитарно-эпидемиологические отряды: задачи, основные направления деятельности?
36. Задачи и организационная структура специализированной противоэпидемической бригады?
37. Служба медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации на федеральном уровне?
38. Служба медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации на региональном и территориальном уровнях?
39. Служба медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации на местном уровне?
40. Формирования, комплектуемые на базе центральных, дорожных и отделенческих ЛПУ МПС РФ?
41. Силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий ЧС МВД РФ?