Особенности физиотерапии при ДЦП

использование физических факторов малой интенсивности. Малые дозы поглощенной энергии физического фактора стимулируют, а большие дозы - угнетают деятельность функциональных систем. Поэтому более выраженный терапевтический эффект наблюдается при слабой интенсивности используемого физического фактора по сравнению с физическим фактором средней и большой интенсивности. Назначая курс процедур, учитывают фактор привыкания организма к повторяющимся однотипным воздействиям, ведущий к снижению их терапевтической эффективности. Поэтому в процессе лечения меняют параметры физического воздействия, используемые методики, сам способ физического воздействия. Это положение особенно актуально при лечении больных ДЦП, которое продолжается годами. При физическом воздействии могут преобладать местные, сегментарные или общие реакции организма.

Для общего воздействия используют лечебные методы, оказывающие влияние на функциональное состояние клеток головного мозга и расположенные в нем жизненно важные центры, и рефлекторно-сегментарные методики. В лечебный комплекс включают также воздействие на мышцы и связочно-суставной аппарат.

Выбор адекватного метода физиотерапии больному ДЦП определяется особенностями физического фактора, клинической симптоматикой, общим состоянием больного, сопутствующими заболеваниями.

Перед проведением физиотерапевтической процедуры необходимо успокоить ребенка (вплоть до назначения седативных препаратов легко возбудимым детям), дать ему отдохнуть. Дозу воздействия постепенно увеличивают как во время процедуры, так и в ходе курса лечения. При использовании аппаратной физиотерапии в ряде случаев первую процедуру следует проводить без включения аппарата с тем, чтобы не испугать ребенка и не вызвать у него негативного отношения к последующим процедурам.

Для лечения детей чаще применяют импульсные режимы физического воздействия, это уменьшает энергетическую нагрузку на растущий организм и позволяет использовать преимущественно специфический компонент действия фактора. Получившие в последнее время распространение процедуры магнито- и лазеротерапии отличаются высокой эффективностью, легко переносятся детьми и поэтому нашли широкое применение в лечебной практике.

Продолжительность физиотерапевтических процедур и общее число их на курс лечения у детей меньше, чем у взрослых, проводят их через день или два дня подряд с отдыхом на третий день. Во время проведения процедуры ребенок должен находиться под постоянным наблюдением персонала. Необходимо следить за его общим состоянием, двигательной и эмоциональной реакцией, цветом кожных покровов, регистрировать частоту пульса, по показаниям — артериальное давление. После процедуры ребенок отдыхает в течение 20-30 мин. При составлении индивидуальных комплексов лечебных мероприятий согласовывают время проведения этих мероприятий с режимом дня, учебно-воспитательной работой, планируют их так, чтобы сохранялась преемственность на разных этапах лечения. Проводят процедуры не ранее чем через час после приема пищи или через 30-45 мин после него.

Выделяют некоторые общие положения, определяющие выбор физических методов лечения больных разными формами ДЦП.

При спастических формах ДЦП (спастическая гемиплегия, спастическая диплегия, двойная гемиплегия) физио- и бальнеологические процедуры назначают с целью направленного воздействия на патологический очаг в головном мозге, на уменьшение спастичности мышц, повышение тонуса ослабленных мышц - антагонистов спастичным, устранение контрактур и деформаций суставов, улучшение речи, координации движений, коррекцию психоэмоциональной сферы. Назначают электрофорез лекарственных веществ, улучшающих кровоснабжение и функциональное состояние клеток головного мозга, способствующих снижению тонуса спастичных мышц, а также магнитотерапию и микроволновую терапию (ДМВ) на область головы (на одно или оба полушария), трансцеребральную импульсную терапию, электростимуляцию ослабленных мышц — антагонистов спастичным и артикуляционных мышц, теплолечение (грязевые, парафиновые, озокеритовые аппликации, облучение инфракрасными лучами), разнообразные водолечебные процедуры.

При гиперкинетической форме ДЦП задачей физиотерапии и бальнеотерапии является подавление усиленной деятельности подкорковых систем, уменьшение выраженности гиперкинезов, генерализованных двигательных реакций, тонического напряжения мышц, улучшение речевых функций на фоне достижения седативного эффекта. Применяют электрофорез транквилизаторов по центральным методикам, атропина сульфата, сернокислого магния и др. на область воротниковой зоны, электросон, дарсонвализацию головы и шейно-воротниковой зоны, электростимуляцию ослабленных мышц, теплолечение, йодобромные, хвойные, гидрогальванические ванны, ванны из сенной трухи, корня валерианы.

При атонически-астатической форме ДЦП лечение должно быть направлено на уменьшение диффузной мышечной гипотонии, восстановление нарушенной координации движений, устранение туловищной атаксии, расстройств речи и интеллекта. Назначают процедуры магнитотерапии и ДМВ-терапии на лобную и затылочную области головы, УФ-облучение воротниковой и трусико-вой зон эритемными дозами, дарсонвализацию головы и воротниковой зоны, воздействие синусоидальными модулированными токами на нижнегрудную-верхнепоясничную область, сухие углекислые, общие и камерные контрастные ванны. В лечебный комплекс включают электрофорез галантамина, прозерина, фосфорнокислого натрия по методике Вермеля, глутаминовой кислоты по лобно-затылочной методике.

Важное значение имеет ранняя стимуляция развития двигательных навыков. Каждому ребенку назначается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры в зависимости от возраста и формы заболевания. При развитии двигательных функций важно соблюдать возрастную закономерность их развития, поэтапно тренировать все виды двигательной активности: повороты, сидение с последующим вставанием на колени, а затем на ноги, положение на животе с последующим ползаньем. Привлекая ребенка к активному выполнению движений, следует избегать его чрезмерных усилий, что приводит обычно к резкому повышению мышечного тонуса.

На начальном этапе работы по развитию движений у детей с церебральным параличом используют серию упражнений для стимуляции подъема и удержания головы, разгибания верхней части туловища. Позже проводят упражнения для тренировки опоры на предплечья и на кисти, стимулируют ползанье на животе, проводят специальные упражнения для тренировки поворотов туловища. В дальнейшем ребенка обучают стоянию на четвереньках и развивают функцию равновесия в этом положении, стимулируют ползанье на четвереньках, проводят специальные упражнения по тренировке функции сидения, развивают способность самостоятельно садиться, вставать на колени, затем на ноги, развивают возможность вертикальной позы и ходьбы.

Важное значение в физическом воспитании ребенка с церебральным параличом имеют специальные упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук. Развитие функции рук тесно связано с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что ранней стадией общения является язык жестов. Тренировка функции руки имеет важное значение для развития психических и речевых навыков. Ребенка учат захвату и произвольному отпусканию предмета. При этом важно, чтобы в захвате участвовали, в первую очередь, большой, указательный и средний пальцы, а не только мизинец и безымянный. Для этого полезно проводить специальные упражнения, например, учить ребенка подносить ложку ко рту.

Упражнения для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнение на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Для подготовки ребенка к самостоятельному передвижению широко используются различные виды массажа. Цель массажа: понизить рефлекторную возбудимость мышц, предупредить развитие контрактур, уменьшить синкинезии, стимулировать функцию паретических мышц, улучшить лимфо- и кровообращение, уменьшить трофические расстройства. Перед массажем необходимо обеспечить максимальное расслабление мышц, подобрав исходное положение и упражнения на расслабление. Массаж проводится дифференцированно. Поглаживание, растирание, разминание сокращенных мышц с повышенным тонусом проводится нежно, плавно, в медленном темпе. Более глубокий массаж с приёмами вибрации (стегание, поколачивание) применяют для растянутых мышц. Обязателен массаж паравертебральных спинномозговых сегментов. Методика и техника массажа такие же, как при инсультах. Однако массажист должен учитывать, что перед ним ребёнок, что этот больной не только не может выполнить движения, но и никогда его не выполнял и поэтому не имеет представления, как его выполнить. Кроме того, ребёнок не понимает необходимости лечения, у него менее концентрируется внимание, чем у взрослого.

Следует учитывать и то, что больные ДЦП часто замкнуты, раздражительны. Поэтому массажист должен быть выдержанным, терпеливым, ласковым с ребенком, расположить его к себе. В кабинете должны быть игрушки, соответствующие возрасту ребёнка. Во время массажа необходимо поддерживать контакт с ребёнком разговором, игрой, создавая положительный эмоциональный фон.

В настоящее время имеется целый ряд методик массажа. Каждая из них целесообразна в конкретном случае. Знание большего количества методик необходимо и для умелого подбора приёмов в случаях, когда какая-либо система приёмов оказывается неэффективной. При использовании любой методики необходимо добиться расслабления мышц. С этой целью проводят подготовительный массаж, используя специальные укладки и упражнения на расслабление. Например, нисходящий массаж с втиранием анестезиновой мази. Рекомендуется втирать мазь охватывающим поглаживанием сверху вниз, не затрагивая сухожилий, до появления ощущения тепла. Для расслабления крупных мышечных групп применяют валяние (разминание), при котором мышечная масса больных как бы переваливается с одной руки массажиста на другую. Для расслабления мышц плечевого и тазобедренного суставов предлагается катание, при котором как бы «катают» двумя руками в направлении от себя к себе, как скалку на тесте.

Для расслабления мышц с успехом применяют точечный (тормозной) массаж. Так при атонически - астатической форме ДЦП назначают стимулирующий (возбуждающий) точечный массаж в виде пунктации коротких, резких, быстрых надавливаний одним или несколькими пальцами аналогичных точек, находящихся на коже над мышцами, участвующими в движении. Палец не задерживают на точке, а быстро отнимают. Повторяют несколько раз в каждой точке.

В некоторых случаях рекомендуется на одни и те же точки оказывать тормозное или возбуждающее действие в зависимости от цели массажа - расслабить мышцы или стимулировать их.

Упражнения для формирования вертикального положения головы.

1. И. п. лежа на спине: при помощи погремушки, яркой игрушки или щелканья пальцами стимулировать повороты глазами и головой влево-вправо, круговые движения почасовой стрелке и против, сгибание и разгибание головы.

2. То же, но с подложенным под плечевой пояс валиком.

3. И. п. лежа на спине в позе «эмбриона» (ноги согнуты и прижаты к животу, руки скрещены на груди или вокруг коленей): плечевой пояс ребенка приподнимается руками методиста и выносится вперед - стимулируется подъем ребенком головы.

4. И. п. лежа на спине: ребенка слегка подтягивают за плечи - создаются условия для подъема головы.

5. То же, но тягу производить за предплечья или кисти - это способствует подъему головы, и затем туловища.

6. И. п. лежа на спине, ноги согнуты и разведены, кисти ребенка прижаты (прихвачены) к одноименным лодыжкам - вызывается подъем головы.

7. То же, но с покачиванием ребенка в данном положении вперед - назад (типа качалки).

8. И. п. лежа на спине, ноги ребенка прижаты ладонью методиста в районе коленного сустава, другой рукой захватывается кисть ребенка и выполняется тяга вперед - вверх - стимулируется подьем - поворот головы.

9. И. п. лежа на спине, ноги ребенка прижаты предплечьями методиста, а ладони располагаются с обеих сторон под головой ребенка - вызывается подъем головы.

10. И. п. лежа на спине, ребенку протягивается игрушка (палочка, трубочка, веревочка) для захвата пальцами рук, после чего выполняется легкая тяга ребенка за удерживаемый предмет до положения выпрямления рук и их натяжения - стимулируется подъем головы.

11. И.п. лежа на спине, держать ребенка за кисти выпрямленных и поднятых вперед рук: поочередное поднимание ребенка за каждую руку с поворотом на бок - вызывается поворот головы.

12. И. п. лежа на спине, руки методиста обхватывают голову ребенка слева и справа и выполняют пассивные движения ею влево-вправо, вперед-назад (для этого ребенок кладется на край кушетки, матрасика или топчана).

13. И. п. лежа на спине: самостоятельные повороты головы влево-вправо на звук (щелчок пальцами, потряхивание погремушкой и др.).

14. То же, но голова ребенка должна несколько выступать за край матраса или топчана.

15. И. п. лежа на спине, голова наполовину выступает за край матраса или топчана. Со стороны живота внимание ребенка привлекается игрушкой - это способствует попыткам самостоятельного подъема головы.

16. И. п. лежа на спине, на наклонной поверхности (10--30°) головой вниз, руки в районе локтей прижаты методистом. Ассистент методиста (мать ребенка и т. д.), манипулируя игрушкой со словесным сопровождением, привлекает его внимание и стимулирует самостоятельный вывод головы в вертикальное положение.

17. То же, но с покачиванием вверх-вниз наклонной доски во время выполнения упражнения.

18. И. п. лежа на боку: стимулирование поворотов головы за погремушкой, яркой игрушкой, пощелкиванием пальцами.

19. И. п. лежа на боку: потянуть ребенка за руку, слегка приподнять для формирования устойчивого вертикального положения головы.

Вопрос 31

ЛФК при ожирении

Существует два вида ожирения: 1) первичное (алиментарное) ожирение - чаще всего возникает при избыточном питании высококалорийной пищей, 2) вторичное ожирение- проявляется при заболеваниях желез внутренней секреции и ЦНС.

Ожирение служит фактором риска для возникновения атеросклероза, диабета, гипертонической болезни.

При первичном ожирении различают четыре степени:

· I степень — масса тела на 15-29 % выше нормального,

· II степень — на 30-49 %,

· III степень — на 50-100 %,

· IV степень — более 100 %.

Для вычисления нормальной массы пользуются чаще всего весо-ростовым показателем Кетле (высота роста минус 100 соответствует нормальной массе). При этом принимают во внимание, что в возрасте свыше 30 лет масса тела может быть больше у мужчин на 2,5-6 кг, у женщин — на 2,5-5 кг, особенно с учетом объема грудной клетки (узкая, широкая, нормальная).

Задачи ЛФК:

  • стимулировать обмен веществ, повышая окислительно-восстановительные процессы и энергозатраты;
  • способствовать улучшению нарушенного функционального состояния сердечно-сосудистой системы и дыхания;
  • снизить массу тела больного в сочетании с диетотерапией;
  • повысить физическую работоспособность;
  • способствовать нормализации жирового и углевидного обмена.

Показания к назначению лечебной физкультуры: первичное и вторичное ожирение I, II, III, IV степеней.

Применяют:утреннюю гигиеническую гимнастику, лечебную гимнастику, упражнения на тренажерах, дозированные прогулки по ровной местности и с восхождениями (терренкур), специальные упражнения в бассейне, плавание в открытых водоемах, бег, туризм, греблю, катание на велосипеде, лыжах, коньках, подвижные и спортивные игры.

Противопоказания к занятиям на тренажерах: ожирение любой этиологии IV степени; сопутствующие заболевания, сопровождающиеся недостаточностью кровообращения II и III стадии; гипертензионные и диэнцефальные кризы; обострения калькулезного холецистита; повышение АД выше 200/120 мм рт. ст.; урежение пульса до 60 ударов в минуту.

Для достижения наибольшего эффекта различные формы лечебной физкультуры должны чередоваться в течение дня. Продолжительность каждой процедуры лечебной гимнастики — от 5 до 45-60 мин. В лечебной гимнастике следует использовать предметы и снаряды— медицинболы (1-4 кг), гантели (1-3 кг), эспандеры и т. д.

Наибольший эффект снижения массы тела и улучшения функционального состояния сердечно-сосудистой системы у больных первичной формы — I степени вызывают упражнения на тренажерах (велотренажер, гребной велоэргометр, тредмил — беговая дорожка).

Больным со II степенью ожирения следует рекомендовать во время занятий на тренажерах физическую нагрузку, вызывающую прирост частоты сердечных сокращений на 75 % от исходной частоты сердечного ритма (в покое), при этом следует 5 мин нагрузки чередовать с 3-минутными паузами для отдыха. Продолжительность одного занятия — от 30 до 90 мин, на курс — 18-20 процедур.

У больных с ожирением III степени и недостаточностью кровообращения не выше I стадии), физически не подготовленных во время занятий на тренажерах рекомендуют физическую нагрузку, вызывающую прирост частоты сердечных сокращений на 50 % от исходной частоты сердечного ритма (в покое). При этом следует чередовать 8-минутные нагрузки с 5-минутными паузами для отдыха. Продолжительность занятия — от 20 до 60 мин. На курс — 18-20 процедур.

Занятия на тренажерах целесообразно сочетать с лечебной гимнастикой, специальными физическими упражнениями в бассейне для воздействия на мышцы брюшного пресса и другими формами лечебной физкультуры.

Бег в течение 1-2 мин следует чередовать с ходьбой и дыхательными упражнениями. Прогулки следует проводить 2-3 раза в течение дня, начиная с 2-3 км и достигая постепенно 10 км в день (дробно).

Во время прогулок можно чередовать медленную ходьбу с ускоренной (50-100 м), после чего рекомендуются дыхательные упражнения и спокойная ходьба. Постепенно ускоренную ходьбу увеличивают до 200—500 м. После тренировки в течение 2-3 мес. показан бег трусцой, начиная с 25-50 м и постепенно увеличивая до 300-500 м за счет нескольких пробежек в течение дня. Бег разрешается в любое время дня, а также вечером. Рекомендуется самомассаж как самостоятельное воздействие, а также в процедурах лечебной гимнастики. Самомассаж увеличивает энерготраты и снижает массу тела.

Вопрос 31

Лечебная гимнастика при ожирении

Вводный период:

1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.

2. Ходьба по залу, руки перед грудью. Рывки руками в стороны.

3. Ходьба, левая рука внизу, правая вверху. На каждый шаг смена положения рук.

4. Ходьба, руки прямые перед грудью. На каждый шаг махи руками скрестно.

5. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе.

6. Ходьба в полуприседе, руки на поясе.

7. Ускоренная ходьба с переходом в бег.

8. Ходьба, руки в замок перед грудью. Поднять руки вверх, подняться на носки - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

9. Ходьба, руки на поясе. Поворот туловища влево с отведением левой руки назад (под левую ногу), то же в другую сторону.

10. Ходьба, руки к плечам. На каждый шаг круговые движения в плечевых суставах (4 вперед, 4 назад).

1. Подскоки, приставными шагами правым боком вперед (10-20 сек), тс же левым боком (10-20 сек).

2. Легкий бег, ускорение, 3-4 раза на 15-20 м.

3. Ходьба, руки на поясе. Руки в стороны - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

Основная часть:

И.И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища в стороны, скользя руками вдоль туловища.

15. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки в стороны. Вращения в плечевых суставах (4 раза - вперед, 4 раза - назад).

16. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты туловища в стороны с полу приседом.

17. И.п. - то же. Шаг правой ногой в сторону, руки в стороны, затем наклон вперед, прогнувшись. Вернуться в и.п. То же в другую сторону (рис. 35).

18. И.п. - то же. Присесть, руками коснуться пола. Вернуться в и.п.

19. И.п. - то же. Упор присев, левую ногу в сторону. Приставить ногу, вернуться в и.п. (рис. 36).

20. И.п. - то же. Круговые движения таза (10 раз в каждую сторону).

21. Быстрая ходьба (20-30 сек), легкий бег (15-20 сек).

22. Ходьба скрестным шагом (20-30 сек).

23. Бег с захлестыванием голени назад (рис. 37).

24. Ходьба на месте.

25. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Ноги согнуть в коленях, вернуться в и.п.

26. И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища. Опираясь на локти и стопы, поднять таз - вдох, вернуться в и.п. - выдох (рис. 38).

27. И.п. - лежа на спине, руки за голову. Поднять голову и плечи от пола - выдох, вернуться в и.п. - вдох.

28.И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и выполнить упражнение «велосипед».

29.И.п. - лежа на спине, руки за голову. Поднять голову и плечи на два счета вверх, затем на два счет и вернуться в и.п.

30.И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и выполнить упражнение «ножницы».

31.И.П. - то же. Сесть, потянувшись руками вперед - выдох, вернуться в и.п. - вдох.

32.И.п. - то же. Поднять обе ноги от пола на 30=45°, задержать 3-5 сек, вернуться в и.п.

33.И.п. - лежа на животе, руки вытянуты вперед. Поднять руки, голову вверх - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

34.И.п. - то же. Поочередные махи ногами на 30-45°.

35.И.п. - то же. Одновременно поднять прямые ноги и руки, упражнение «рыбка» (рис. 39).

36.И.п. - стоя на коленях. Сесть на пол слева, затем справа.

37.И.п. - то же. Сесть на пятки, вернуться в и.п.

Упражнения с медболом (масса от 1 до 3 кг).

38.Броски медбола двумя руками от груди.

39.Броски медбола двумя руками из-за головы.

40.Броски медбола двумя руками снизу.

41.Броски медбола вверх с хлопком.

42.И.п. - стоя, руки с медболом за головой. Выпрямить руки вверх и потянуться - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

43.И.п. - стоя, руки с медболом внизу. Наклониться и перекатить мяч.

Заключительная часть:

44.Ходьба по залу в медленном темпе.

45.Ходьба, руки в стороны - вдох, обхватить руками грудную клетку - выдох.

46.Ходьба, руки на поясе. Руки к плечам, выпрямить вверх - вдох, вернуться в и.п. - выдох.

47.Ходьба по гимнастической скамейке.

48.Ходьба на месте.

Вопрос 32

ЛФК при сахарном диабете

Сахарный диабет — распространенное эндокринное заболевание, в основе которого лежат причины, вызывающие нарушения содержания инсулина в организме. B одних случаях это обусловлено поражением клеток поджелудочной железы, в других — увеличением в организме антагонистов инсулина. В числе причин увеличения заболеваемости диабетом отмечена недостаточная двигательная активность.

Задачи (ЛФК):
- способствовать снижению гипергликемии, а у инсулинозависимых больных содействовать его действию;
- улучшить функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- повысить работоспособность;
- нормализовать психоэмоциональный тонус больных.

Показания к назначению средств физической реабилитации:
- компенсированность процесса у больных сахарным диабетом легкой и средней тяжести;
- отсутствие резких колебаний гликемии в процессе физической нагрузки (велоэргометрии);
- физиологическая реакция на физическую нагрузку.
Противопоказания:

  • сахарный диабет декомпенсированного и тяжелого течения,
  • низкий уровень физической работоспособности,
  • резкие колебания гликемии во время велоэргометрической нагрузки,
  • недостаточность кровообращения II Б степени и выше,
  • гипергликемия — 16,6 ммоль/л (300 мг%) и выше, наличие в моче ацетона, признаки прекоматозного состояния.

Лечебная гимнастика у больных после ликвидации декомпенсации, но находящихся на постельном режиме, проводится в положении лежа, в дальнейшем — в положении сидя и стоя. Начинают лечебную гимнастику с элементарных упражнений для мышц рук, ног и туловища без отягощения. В дальнейшем включают упражнения с сопротивлением и отягощением, применяя эспандеры, гантели. Широко используют дыхательные упражнения. Помимо лечебной гимнастики показаны дозированная ходьба, велосипед, физические упражнения в бассейне, лыжи.

Важно, чтобы больной, занимаясь самостоятельно различными формами ЛФК, знал, что при появлении чувства голода, слабости, дрожания рук необходимо съесть 1-2 куска сахара и прекратить занятия. После исчезновения состояния гипогликемии на следующий день можно возобновить занятия, но уменьшить их дозировку.

Наши рекомендации