Групповая супружеская терапия
Групповая психотерапия с супружескими парами предоставляет клиентам возможность своими глазами увидеть неадаптивные формы межличностных отношений и обучаться новым навыкам и установкам. Во время занятий важны взаимная поддержка членов группы с аналогичными проблемами и использование опыта других людей. Свое поведение в семье и взаимоотношения с партнером каждый может «проиграть» в психологических сценах, где участники группы играют роли его домашних. Техника обмена ролями помогает лучше понять партнера и объективнее оценить себя, отраженного в «психодраматическом зеркале». С помощью членов группы клиент может исследовать и отрепетировать различные формы поведения и оценить его результаты. Группа оказывает моральную поддержку клиенту, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, необходимое для выхода из катастрофической зависимости от партнера. Помимо этого группа помогает клиенту адаптироваться к семейной ситуации, что позволяет сохранить семью.
Обычно в групповой супружеской терапии участвуют 5–7 супружеских пар (Ohlsen, 1977, 1979; Corey, Corey, 1977). При этом используются принципы и методы обычной групповой психотерапии.
Терапевт ставит себе те же цели, что и при работе с одной супружеской парой, однако здесь существует ценная возможность обучаться на живом примере, на модели отношений других. В условиях группы можно разыгрывать ситуации, раздавая клиентам определенные роли. При этом можно и непосредственно демонстрировать альтернативные модели поведения; например, другой мужчина покажет мужу, как бы он себя повел в конкретной ситуации. Просмотрев несколько возможных вариантов, жена также может выбрать устраивающую ее альтернативу, которую потом муж может несколько раз проиграть. Можно также изменить роли и попытаться выявить скрытые мотивы дисфункционального поведения.
Групповая супружеская терапия позволяет лучше освоить различные виды общения, например научиться тактично говорить с партнером о не слишком приятных для него темах. Кроме того, она дает возможность правильно оценить результаты конструктивной ссоры: каждая пара может испытать это на себе и получить оценку со стороны других. Можно совместно учиться кооперации, а также услышать от других клиентов их мнение по поводу решения конкретных проблем (Кратохвил, 1991).
Динамически ориентированная группа для супружеских пар предполагает атмосферу коммуникационной безопасности, преодоления привычных ограничений, стереотипов и предрассудков. Всего этого часто трудно добиться, поскольку супруги и в группе продолжают сохранять свою оборонительную позицию. Часто отмечаются неблагоприятные последствия занятий в группе, когда партнеры приходят вместе домой. Выработанные на сеансе групповой терапии установки могут привести к эскалации семейного конфликта. Поэтому многие исследователи считают, что наиболее целесообразно при проведении сеансов групповой супружеской терапии ориентироваться не столько на динамическую групповую психотерапию, сколько на разбор вопросов, касающихся жизни супругов (ведение домашнего хозяйства, проведение свободного времени, воспитание детей и др.). Поэтому более популярны бихевиористические методы супружеской терапии, ориентированные на выработку навыков общения и решения проблем.
Liberman et al. (1980) рекомендуют работать с группой, состоящей из 3–5 супружеских пар, подбирая пары приблизительно одного возраста и с одинаковым образовательным уровнем. Предпочтение отдается замкнутым (а не открытым) группам. Цикл психотерапии включает 10–12 сеансов (по 1 сеансу в неделю продолжительностью по 2 часа). С группой работают двое психотерапевтов. Группа помогает придумывать модели и ситуации, которые могут использовать супруги; пары сравнивают свое поведение одна с другой. В группе проигрывают и обсуждают различные формы общения и способы решения проблем, вырабатывают и сравнивают супружеские соглашения и контролируют их выполнение.
Существуют следующие специальные групповые методики для работы с супругами (Кратохвил, 1991).
Диалог супружеской пары.
Из членов группы случайным образом формируют «супружескую пару»; партнеры прогуливаются и беседуют или садятся друг против друга в стороне от остальных и ведут разговор на заданную тему, например: «какие у меня дома трудности», «что мне не нравится в моем партнере», «что мне нравится в партнере», «какой я», «чего я ожидаю от занятий в группе», «какие изменения в поведении партнера я хотел бы увидеть», «что я предполагаю изменить в своем поведении» и др. Темы и пары меняются. Возможна и другая форма проведения подобных бесед-диалогов: пары ходят по кругу и меняются партнерами (как во время танцев) через определенное время (10–15 мин); по знаку психотерапевта все садятся в круг и начинают говорить о том, что каждый из них узнал из этих бесед по вопросам, относящимся к семейной жизни. Темы обсуждения расширяются и углубляются.
Письменный диалог.
Партнеры получают бумагу и карандаши. Им дается задание: «Представьте себе, что вы вернулись домой в час ночи. Жена вас встречает словами „ты пришел очень рано“. Партнер записывает эти слова на листе бумаги и передает его „мужу“, который, в свою очередь, пишет ответ и возвращает листок партнеру. В ходе работы над диалогом партнеры не разговаривают. Через 5 минут партнеры меняются ролями, разыгрывая ситуацию позднего возвращения жены. В конце сеанса диалоги некоторых пар зачитываются, группа оценивает уровень их общения.
Психогимнастика и «свидание».
Пользуясь средствами пантомимы, один из супругов играет роль обиженного, а другой без слов пытается с ним помириться. Затем супруги меняются ролями. Подобные сцены разыгрываются всеми парами наедине, потом отдельные пары повторяют их перед всей группой. Тематика сцен обсуждается в группе, причем обсуждение касается в первую очередь общения и способа решения проблем в конкретных супружеских парах, что позволяет сравнить эффективность разных тактик.
Разбор проблем супружеской пары.
Разбор проводится сразу после разыгрывания сценки (иногда – после ее обсуждения). Партнеры садятся перед остальными членами группы таким образом, чтобы все видели выражение их лиц и хорошо их слышали. Партнеры должны изложить свою проблему. Как только разговор коснется определенной ситуации, терапевт просит их сразу же ее разыграть. Сцена режиссируется в соответствии с требованиями психодраматической методики и замечаниями других участников. Все члены группы обеспечивают обратную связь, сообщая паре, какие чувства вызывает их поведение, как они воспринимают их общение и видят их проблемы.
Corey, Corey (1977) использовали на групповых занятиях для супружеских пар, желающих улучшить свои отношения, некоторые методы, заслуживающие внимания.
Внешний и внутренний круг.
Мужчины образуют внутренний круг, женщины – внешний. Мужчины обсуждают между собой свои семейные проблемы, как если бы здесь не было их жен. Затем обсуждается то, что, по их мнению, сказали бы по этому поводу жены. После этого мужчины и женщины меняются местами и процедура обмена мнениями повторяется.
Мужская и женская подгруппы.
Мужчины и женщины разделяются на подгруппы, занятия с которыми проводит другой психотерапевт, что позволяет более открыто обсуждать некоторые вопросы.
Тематические дискуссии о браке родителей.
В ходе обсуждения сравниваются собственные семьи и семьи родителей; отмечаются как сходство, так и различия между ними.
Сравнительная оценка супругов.
Участники обсуждают следующие вопросы: что они считают наиболее важным в жизни, что считают успехом, как они относятся к работе, к деньгам, сексу и др.
Обратная связь.
Обратная связь является обычным методическим приемом групповой практики. В качестве специального приема данная методика применяется в конце сеанса или цикла психотерапии, когда все члены группы уже хорошо знают друг друга. Все участники последовательно оценивают каждую супружескую пару, отмечая, в чем они видят ее слабости и преимущества.
Групповые занятия с супружескими парами начинаются с упражнений на знакомство. Это побуждает участников взаимодействовать друг с другом, запоминать информацию друг о друге, чтобы затем использовать ее в общении, и представить группе собственное «Я». Упражнения на знакомство – пробный камень для всей групповой работы. Тут можно понять: насколько группа готова сотрудничать, насколько участники встречи контактны, возникает ли между группой и терапевтом общий язык, какие границы самораскрытия установлены каждым из участников.
Этот этап групповых занятий задает тон всей встрече. Цели данного этапа:
• собственно знакомство;
• «ломка льда отчуждения»;
• снятие беспокойства от незнакомой среды;
• физический, мышечный «разогрев» участников, повышение уровня адреналина, стартовый разбег;
• создание атмосферы спонтанности, сотворчества, соревнования, игры.