Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами ребенка
Рисунок семьи
Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте его проведения и точности показателей, получаемых в результате работы (Эйдемиллер и др., 2003). Этот тест относится к неструктурированным проективным методикам (Романова, Потемкина, 1991; В. К. Лосева, 1995; Бурлачук, Морозов, 1999; Маховер, 2000; Дилео, 2001). Полученный в результате свободной творческой деятельности продукт раскрывает индивидуально-типологические характеристики личности: представления, настроения, состояния, чувства, отношения.
«Рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем.
Используя выполненное изображение, комментарии и ответы на вопросы психолога, касающиеся рисунка, эта методика раскрывает чувства клиента к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье влияние, как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо.
Для работы испытуемому предлагают лист белой бумаги размером 15 х 20 или 21 х 29 см, ручку или простой карандаш. Ластик использовать не рекомендуется. Если клиент сочтет, что его рисунок испорчен, можно дать еще один лист, а потом сравнить изображения. Взрослые могут зачеркнуть то, что им не нравится, и нарисовать по-другому.
Допустимо использовать различные варианты инструкций:
1. «Нарисуй свою семью». В этом случае не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а в ответ на вопросы следует лишь еще раз повторить инструкцию:
2. «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».
3. «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».
4. «Нарисуй свою семью в виде фантастических (несуществующих) существ».
5. «Нарисуй свою семью в виде метафоры, образа, символа, который выражает ее особенности».
При этом клиентам (особенно детям) необходимо напомнить, что отметок здесь не ставят и художественные способности не оценивают.
При индивидуальной диагностике в протоколе отмечают последовательность появления на листе персонажей и предметов, паузы более 15 с, попытки исправить детали, спонтанные комментарии, эмоциональные реакции и их связь с содержанием изображения.
После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы: «Кто тут нарисован?»; «Где они находятся?»; «Что они делают?»; «Какое у них здесь настроение?»; «О чем они думают?» и т. д. При опросе психолог должен стараться выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи; причины, которые заставили пропустить кого-то из них (если так произошло) или, напротив, нарисовать людей, к семье не принадлежащих. Прямых вопросов следует избегать, на ответах не настаивать, так как это может вызвать тревогу и спровоцировать защитные реакции.
Рисунки оцениваются качественно. Для их интерпретации рекомендуется собрать семейный анамнез: сведения о составе и возрасте членов семьи и об основной проблематике. Практика показывает, что обычно в рисунке семьи не бывает случайностей. Ведь клиент, как ребенок, так и взрослый, рисует не предметы с натуры, а отражает в своих представлениях отношения между близкими ему людьми и свои переживания по их поводу.
На основании таких рисунков можно исследовать:
1. Особенности внутрисемейных отношений и эмоционального самочувствия в семье.
Например, если члены семьи стоят рядом, взялись за руки, делают что-то вместе, улыбаются – это говорит об их сплоченности и положительном настрое. На разобщенность и плохое настроение указывает обратное: члены семьи стоят отвернувшись и далеко друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции.
2. Особенности состояния клиента во время рисования.
Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто говорят о неблагоприятном физическом состоянии, напряженности, скованности. Напротив, большие размеры, использование для изображения всего листа могут свидетельствовать об обратном: о хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.
3. Степень изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится клиент.
Следует обратить внимание на примитивность изображения или, напротив, на четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональную выразительность.
При интерпретации рисунков всегда следует обращать внимание на те случаи, когда изображено больше или меньше членов семьи, чем это есть на самом деле (например, изображен папа, которого нет, или, напротив, не нарисован старший брат).
Приведем основные критерии, по которым можно детальнее оценить особенности внутрисемейных отношений (В. К. Лосева, 1995; Д. Дилео, 2001).
1. Отсутствие на рисунке одного из членов семьи означает:
А. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые клиент воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать» (рис. 2.1, 2.2).
Б. Отсутствие эмоционального контакта с данным человеком – его как бы нет во внутреннем мире клиента.
2. Отсутствие на рисунке самого автора:
А. Трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место».
Б. Безразличие к близким (отсутствие вовлеченности): «Я не стремлюсь найти здесь свое место», «Меня здесь ничто не волнует».
3. Пространство листа – это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.
4. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, мне не дается». Если маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».
5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов.
6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом на данный момент. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.
7. Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову.
8. Большой по размеру или заштрихованный рот – символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, значит, тот не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других.
9. Чем более могущественным кажется персонаж, тем большие у него руки. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев указывает на склонность к агрессии.
10. Появление на рисунке человека, который к семье формально не принадлежит (родственника, друга семьи и пр.), говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому человеку. Эти желания клиент реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.
11. Если клиент расположил себя напротив другого человека, это говорит о хороших (близких) отношениях с последним.
12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению клиента, наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по линейному размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.
13. Расстояние между фигурами (линейная дистанция) связано с дистанцией психологической. Кто психологически ближе всех для клиента, того он изображает ближе к себе на листе. То же относится и к другим фигурам: кого клиент воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.
14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом (например, руками), пребывают в тесном психологическом контакте.
15. Персонажи, которые не соприкасаются, не контактируют так тесно.
16. Персонаж или предмет, вызывающий у клиента наибольшую тревогу, изображается либо с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях его фигура обведена очень тоненькой, дрожащей линией. Автор как бы не решается его изобразить.
17. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами-точечками, «щелочками» несут в себе внутренний «запрет на плач», то есть боятся просить о помощи.
18. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже стоит на земле человек в восприятии клиента. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги – признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.
19. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые «стоят» на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению клиента, самостоятельной опоры в жизни не имеют.
Методика «Рисунок семьи» удобна в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта, подходит и для клиентов со сниженным интеллектом. Особенно продуктивно ее использование в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда у детей затруднена вербализация. Вместе с тем эту технику и правила ее интерпретации можно с успехом применять и в работе со взрослыми. Методика позволяет не только исследовать межличностные отношения в семье, но также и выбрать тактику психологической коррекции и психотерапии нарушенных семейных отношений.
Методика Рене Жиля
Проективная методика Р. Жиля широко известна, с ее помощью исследуют межличностные отношения ребенка и как они их воспринимают (Райгородский, 1999). Цель методики состоит в изучении социальной адаптированности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной. Используются 42 картинки с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовые задания. Методика направлена на исследование особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагают выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого-ребенка, но и дают возможность в большей мере стандартизировать и просчитать результаты. Помимо качественной оценки, эта проективная методика отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:
1) переменные, характеризующие конкретные взаимоотношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр;
2) переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных параметрах, таких как общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:
– отношение к матери;
– отношение к отцу;
– отношение к матери и отцу как семейной чете;
– отношение к братьям и сестрам;
– отношение к бабушке и дедушке;
– отношение к другу;
– отношение к учителю;
– любознательность, стремление к доминированию;
– общительность, отгороженность, адекватность.
Отношение к определенному человеку выражается количеством выборов последнего, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.
Ключ
Материал к методике Рене Жиля
1. Вот стол, за которым сидят разные люди.
Обозначь крестиком, где сядешь ты.
2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные (папа, мама, брат, сестра) или дружественные отношения (друг, товарищ, одноклассник).
5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал(а) ты.
8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
9. Одному человеку решили преподнести сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть, тебе все равно? Напиши ниже. ____________________
10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно – для тебя, второе – для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже. ____________________
11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже. ____________________
12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.
Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши ниже. ____________________
13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже. ____________________
14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
16. Где ты на этот раз?
17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
18. Тебе и некоторым другим дали подарки.
– Кто-то получил подарок гораздо лучше других.
– Кого бы ты хотел видеть на его месте?
– А может быть, тебе все равно?
Напиши. ____________________
19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных.
По кому бы ты тосковал сильнее всего?
Напиши ниже. ____________________
20. С кем ты любишь играть?
– С товарищами твоего возраста
– Младше тебя
– Старше тебя
Подчеркни один из возможных ответов.
21. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты?
22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты?
23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:
– Будешь плакать?
– Пожалуешься учителю?
– Ударишь его?
– Сделаешь ему замечание?
– Не скажешь ничего?
Подчеркни один из ответов.
26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
27. Ты много помогаешь маме?
– Мало
– Редко
Подчеркни один из ответов.
28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет.
Ты находишься среди тех, кто слушает.
Обозначь, где ты.
29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль.
Обозначь крестиком, где ты.
32. Учитель что-то показывает на доске. Обозначь крестиком, где ты.
33. Один из товарищей смеется над тобой? Что будешь делать:
– Будешь плакать?
– Пожмешь плечами?
– Сам будешь смеяться над ним?
– Будешь обзывать его, бить?
Подчеркни один из ответов.
34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь:
– Будешь плакать?
– Пожмешь плечами?
– Сам будешь смеяться над ним?
– Будешь обзывать его, бить?
Подчеркни один из ответов.
35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать:
– Плакать?
– Жаловаться?
– Кричать?
– Попытаешься отобрать?
– Начнешь его бить?
Подчеркни один из ответов.
36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать:
– Плакать?
– Продолжать играть дальше?
– Ничего не скажешь?
– Начнешь злиться?
Подчеркни один из ответов.
37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
– Ничего не ответишь?
– Надуешься?
– Начнешь плакать?
– Запротестуешь?
– Попробуешь пойти вопреки запрещению?
Подчеркни один из ответов.
38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
– Ничего не ответишь?
– Надуешься?
– Начнешь плакать?
– Запротестуешь?
– Попробуешь пойти вопреки запрещению?
Подчеркни один из ответов.
39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?
Безусловно, список методик и тестов, приведенный в данной главе, не может продемонстрировать все существующие стандартизованные подходы к диагностике различных аспектов семейных отношений. Желающим ознакомиться с другими структурированными методиками и тестами можно порекомендовать вышедшую недавно книгу: Семейная диагностика/ Ред. – сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2004; а также сайт в Интернете http://azps.ru.
ГЛАВА 5 ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).
Можно выделить по крайней мере пять принципиальных мотивов вступления в брак: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения (Ковалев, 1988). Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди пар, вступивших в супружеский союз по любви и общности взглядов, наблюдается максимальное число удовлетворенных браком и минимальное – неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком вероятнее у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без духовной общности супругов.
По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев романтическая любовь препятствует сохранению семейного союза (Ковалев, 1988). Когда ожидание любви становится главным мотивом брака, семейная жизнь с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми воспринимается как гибель этих иллюзий, разрушение волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера.
Существуют так называемые ловушки любви. Ловушки любви – это то, что человеком интерпретируется как любовное чувство, но на самом деле к любви не имеет отношения. Вот некоторые из них.
Ловушка неполноценности. Неуверенный в себе человек, неудачник в сфере межличностных отношений может интерпретировать чувство, возникшее к тому, кто хорошо к нему относится, проявляет внимание и заботу, как любовь. Но это скорее благодарность, а не любовь.
Ловушка жалости. На эту ловушку чаще всего попадают женщины и мужчины покровительствующего типа.
Сексуальный комфорт. Эта ловушка уготована тем, кто считает, что сексуальная гармония – основной детерминант супружеской гармонии. Они ошибочно принимают сексуальную гармонию за любовь.
Общность интересов, особенно в значимых видах деятельности, очень часто также принимают за любовь.
Другого взгляда на соотношение любви и брака придерживаются известные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкиc, излагая его при описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье, помогают адаптироваться к особенностям характера супруга (Эйдемиллер, Юстицкис, 1990).
Существуют различные теории выбора брачного партнера.
Исследования, основанные на классическом психоанализе З. Фрейда, объясняют выбор брачного партнера идентификацией. Представители этого направления полагают, что выбор партнера определяется представлениями о родителе противоположного пола как идеале супруга, т. е. основан на идентификации ребенка с родителем. По этой теории удовлетворенность браком зависит от соответствия супруга образу родителя.
Некоторые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальный статус, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность) (Melville, 1977).
Американский социальный психолог Д. Адамс, который изучал стабильные студенческие пары, просуществовавшие не менее шести месяцев, выделяет несколько стадий выбора партнера. По его мнению, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких, как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляют такие факторы, как реакция окружающих, обретение статуса пары, ощущение уюта и спокойствия в присутствии друг друга и т. п. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше связывает партнеров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара нередко готова принять решение о вступлении в брак (Adams, 1979).
Представители ролевой теории полагают, что удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению (Parsons, Bales, 1955).
Сторонники теории гомогамии утверждают, что «обмен» может произойти лишь в том случае, когда партнеры обладают одинаковой «социальной ценностью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими первостепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероисповедание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, близость проживания) (Nye, Berardo, 1973).
Наибольшее распространение в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных потребностей Р. Уинча, теория «стимул – ценность – роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса.
Теория комплементарных (дополняющих) потребностей Р. Уинча заключается в идее, что принцип гомогамии можно применять только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных характеристик происходит притяжение противоположностей (Winch, 1954). Это означает, что властного мужчину привлекает кроткая женщина, а спокойного и мягкого – энергичная и прямая (Крайг, 2002). При выборе партнера каждый человек ищет того, от кого ожидает максимального удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством в социальных свойствах и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребностям. Она помогает разобраться, почему каждый считает привлекательными лишь некоторых из всего «поля избранников».
Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом (Centers, 1975), также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, сексуальная и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что приоритеты потребностей у мужчин и женщин отличны. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.
Теория «стимул – ценность – роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших посылках:
1) на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого партнера, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);
2) брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлекательность партнера) – ценность (сходство взглядов) – роль (соответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям) (Murstein, 1970).
Первую стадию Мурстейн назвал «стимулом».
Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение о внешности другого человека, его уме, умении держаться в обществе, а также происходит оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательными для партнера. Если между партнерами возникла аттракция – первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй стадии – сравнению ценностей.
Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, на брак, на мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т. п. Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, разрывают отношения. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию – ролевую.
На ролевой стадии партнеры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого.
Стадии в процессе выбора брачного партнера описывает и теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса. Схематично выбор партнера можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают потенциальных партнеров и сужают круг для выбора. Первый фильтр – место жительства – отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными.
На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий.
Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак.
«Круговая теория любви»
А. Рейса описывает процесс выбора партнера как реализацию четырех последовательных процессов.
1. Установление взаимосвязи.
Имеется в виду легкость общения двоих людей, иными словами – насколько «в своей тарелке» они чувствуют себя в обществе друг друга. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, стиля, воспитания), так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми.
2. Самораскрытие.
Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказывают социально-культурные факторы.
3. Формирование взаимной зависимости.
Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство, что они нужны друг другу.
4. Реализация основных потребностей
личности, какими, по мнению А. Рейса, являются потребности в любви, доверии, стимуляции и др. Любовь развивается по описанным четырем стадиям. Безусловно, что пропуск одной из них негативно сказывается на развитии или стабильности отношений (Reiss, 1976).
Немецкий ученый Р. Зидлер также считает, что намерению вступить в брак у большинства людей в европейских промышленно развитых странах предшествует длительный процесс ориентации и социокультурной настройки на брак и семью. Выбор брачного партнера можно представить, по его мнению, как процесс фильтрации. Сначала определяется категория социально подходящих партнеров. Это происходит почти «незаметно» для человека в социальной среде, где он вращается. Затем осуществляется специфический выбор из «совокупности» возможных партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими механизмами. При этом большое значение имеют впечатления, вынесенные из родной семьи, образование и ранняя профессиональная карьера молодых людей.
В отечественной психологии проблема выбора партнера, как и специфика добрачного и предбрачного периодов, крайне редко являлась предметом теоретического и практического исследований. Отдельные ее аспекты освещались в работах Б. Ю. Шапиро, А. Н. Волковой, В. И. Штильбанс, Л. Я. Гозмана, Л. П. Панковой, В. А. Сысенко, М. А. Абалакиной.
Зарубежные и отечественные теории выбора брачного партнера в целом сходятся на двух идеях. Во-первых, почти все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии. Во-вторых, механизм выбора партнера представлен как система фильтров (стадий), которые последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. Таким образом, на заключительном этапе остаются лишь те пары, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супружеские партнеры.
Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими факторами являются:
• место и ситуация знакомства молодых людей;
• первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);
• социально-демографические характеристики вступающих в брак;
• продолжительность периода ухаживания;
• инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие;
• время обдумывания брачного предложения;
• ситуация оформления брака (например, втайне от родителей);
• возраст будущей пары;
• родители и отношение последних к браку своих детей;
• динамические и характерологические особенности супругов;
• отношение в семье с братьями и сестрами.
Вот некоторые особенности добрачных отношений, при которых паре может понадобиться помощь.
Случайный характер знакомства.
Исследования показали, что более 60 % благополучных супругов познакомились на работе или по месту учебы.
Отрицательное, амбивалентное и индифферентное первое впечатление.
Короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания.
За непродолжительное время, как правило, молодые люди не могут глубоко узнать друг друга и проверить правильность своего решения, а когда период ухаживания затягивается, часто возникают монотонность общения, стереотипность в поведении, что может привести к охлаждению в отношениях – такая пара либо не создает семью, либо распадается.
Проявление прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь речь идет о беременности.
Продолжительное обдумывание брачного предложения (более двух недель).
Возраст будущей пары. Эмпирически доказано, что как слишком ранний, так и слишком поздний возраст вступления в брак также является добрачным фактором риска.
Иногда помощь или поддержка требуется и при психологической (темперамент) или социокультурной (различие в ценностных ориентациях, мировоззрении, установках, религии и др.) несовместимости, а также при отрицательном отношении родителей и других значимых людей к данному браку, при серьезных ссорах во время ухаживания.
Анализируя специфику добрачного периода, необходимо отметить такое явление, как идеализация партнера, которое также может негативно сказаться на межличностном общении до брака и после. Существуют различные точки зрения на роль идеализации партнера в добрачном периоде:
1. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие, не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом реального образа партнера приводит к распаду отношений;
2. По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т. е. достигших самого высокого уровня развития и реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Идеализация не свойственна им вовсе;
3. Идеализация партнера является стимулом для развития его личности, определяет для него некоторую «зону ближайшего развития», т. е. как бы указывая, каким он может стать.
Анализ специфики добрачного периода позволяет сформулировать его функции (Ковалев, 1988):
•накопление совместных впечатлений и переживаний. На этом этапе создается своеобразный эмоциональный потенциал будущей семейной жизни, запас чувств, которые позволят более успешно и менее болезненно адаптироваться к ней;
• более глубокое узнавание друг друга и параллельно уточнение и проверка принятого решения о возможности семейной жизни;
• проектирование семейной жизни. Этот момент, как правило, не рассматривается будущими супругами или не осознается ими. Большинство психологов справедливо отмечают, что партнерам необходимо обсуждать такие вопросы, как ценностные ориентации и жизненные планы; детали биографии; представления о супружестве; ролевые ожидания и притязания; установки относительно детей и др.