Коммуникативной компетентности

Навыки поведения в жизненных проблемных ситуациях являются показателем коммуникативной компетентности личности. Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Этому часто препятствует неуверенность человека в своих силах, страх быть не принятым и т. д., и тогда любая ситуация общения становится стрессовой. Поэтому для лиц, страдающих наркоманией и прошедших лечение, важно выработать чувство уверенности в себе, которое может быть приобретено им в процессе групповой работы посредством коррекции самооценки и образа «Я» (принятия себя разным).

Цель занятия: развитие навыков социальной ориентации.

Задачи:

¨ развитие способности анализировать ситуации межличностного взаимодействия, их причины и следствия;

¨ обучение транзактному анализу общения;

¨ формирование умения организовать ситуацию и извлечь из нее определенный опыт.

Основные вопросы, которые можно обсудить на занятии:

1. Способность прогнозировать.

2. Способность ошибаться.

3. Способность просить о помощи.

4. Жизнь во времени.

5. Невербальное общение.

6. Отличие реальных отношений от игры.

7. Кто знает про тебя, какой ты на самом деле?

8. Жертва и хищник: кто кого?

На этом занятии важно предоставить реабилитантам все мелкое оборудование сенсорной комнаты. Во время релаксации можно проработать отношения с образами матери и отца. Это занятие может иметь продолжение, так как касается личного прошлого участников группы.

Занятие 9. Трансовые переживания

Способность к рефлексии собственных состояний, причем состояний, близких к трансовым, является очень важной. Это могут быть состояния удовлетворения собственными достижениями, «победой над собой», состояние катарсиса в результате «освобождения» от негативных эмоций (агрессии, раздражительности и т. д.). Как известно, переживание таких состояний является такой же потребностью человека, как и потребность в еде, защите, любви и т. д., и зачастую неудовлетворение этой потребности ведет к росту напряжения, от которого необходимо избавиться. Важно научить подростка рефлексии этих состояний, чтобы не происходило фиксации неудовлетворения потребности в переживании своего «Я».

Цель занятия — рефлексия «особых» состояний.

Задачи:

¨ рефлексия «особых» переживаний;

¨ рефлексия «дурашливых» состояний.

Вопросы, которые стоит обсудить:

1. Распознавание «особых» состояний в реальной жизни.

2. Жизнь в мире фантазий.

Занятие 10. Тренинг чувства юмора

Как известно, чувство юмора — одно из качеств здорового человека, в том числе и наркоустойчивого. Чувство юмора относится к социально приемлемым способам снятия напряжения, имеющим также благоприятный физиологический эффект. Чувство юмора сходно по источнику возникновения со стрессом. У здоровой личности обман ожиданий воспринимается не как угроза, поэтому и не вызывает разрушающей реакции (аффекта, агрессии, ступора и т. д.), а напряжение, которое все-таки появляется в данном случае снимается за счет чувства юмора.

Цель занятия — развитие чувства юмора как защитного механизма.

Задача: трансформация негативных переживаний в личностно развивающие с помощью чувства юмора

Вопросы, которые стоит обсудить на занятии:

1. Трансформация раздражения в удивление и в смех.

2. Отличие здорового смеха от истерики.

3. Зачем смеяться, когда не смешно?

Занятие 11. Работа с конкретными

Личными проблемами

Цель занятия: проработка конкретных проблем в групповом процессе.

Задача: развитие способности актуализировать собственный опыт.

Вопросы, которые можно обсудить на данном занятии:

1. Зачем тебе твои проблемы?

2. Надуманные проблемы.

3. Наркотик выступает способом поиска перспектив.

Пространство сенсорной комнаты может стать прекрасной средой для конкретной и реальной проработки проблем с заведомо успешным их решением, что крайне важно для позитивного опыта.

Занятие 12. Заключение

На заключительном занятии все полученные навыки закрепляются в тренингах общения с помощью различных методов и методик телесной терапии, гештальттерапии, арттерапии и др. Возможно использование уже готовых тренинговых программ, направленных на развитие личностного потенциала

Цель занятия — закрепление навыков.

Задачи:

мотивация на развитие;

мотивация на жизнь;

мотивация на обучение и трудоустройство.

Вопросы, которые стоит обсудить на занятии:

1. Жизнь с собой.

2. Что мне дали тренинги?

3. Доволен ли я тем, что произошло?

4. Доволен ли я собой?

5. Что ценного я получил за время занятий?

коммуникативной компетентности - student2.ru



[1]В книге представлен далеко не полный перечень оборудования для сенсорной комнаты, выпускаемого предприятием «Альма». Его ассортимент значительно шире и может удовлетворить самые притязательные потребности потребителя.

[2]Далее примеры занятий приводятся выборочно. Педагог может сам придумать упражнения, отвечающие целям и задачам занятия и учитывающие индивидуальные особенности детей.

Наши рекомендации