Коммуникативной компетентности
Навыки поведения в жизненных проблемных ситуациях являются показателем коммуникативной компетентности личности. Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Этому часто препятствует неуверенность человека в своих силах, страх быть не принятым и т. д., и тогда любая ситуация общения становится стрессовой. Поэтому для лиц, страдающих наркоманией и прошедших лечение, важно выработать чувство уверенности в себе, которое может быть приобретено им в процессе групповой работы посредством коррекции самооценки и образа «Я» (принятия себя разным).
Цель занятия: развитие навыков социальной ориентации.
Задачи:
¨ развитие способности анализировать ситуации межличностного взаимодействия, их причины и следствия;
¨ обучение транзактному анализу общения;
¨ формирование умения организовать ситуацию и извлечь из нее определенный опыт.
Основные вопросы, которые можно обсудить на занятии:
1. Способность прогнозировать.
2. Способность ошибаться.
3. Способность просить о помощи.
4. Жизнь во времени.
5. Невербальное общение.
6. Отличие реальных отношений от игры.
7. Кто знает про тебя, какой ты на самом деле?
8. Жертва и хищник: кто кого?
На этом занятии важно предоставить реабилитантам все мелкое оборудование сенсорной комнаты. Во время релаксации можно проработать отношения с образами матери и отца. Это занятие может иметь продолжение, так как касается личного прошлого участников группы.
Занятие 9. Трансовые переживания
Способность к рефлексии собственных состояний, причем состояний, близких к трансовым, является очень важной. Это могут быть состояния удовлетворения собственными достижениями, «победой над собой», состояние катарсиса в результате «освобождения» от негативных эмоций (агрессии, раздражительности и т. д.). Как известно, переживание таких состояний является такой же потребностью человека, как и потребность в еде, защите, любви и т. д., и зачастую неудовлетворение этой потребности ведет к росту напряжения, от которого необходимо избавиться. Важно научить подростка рефлексии этих состояний, чтобы не происходило фиксации неудовлетворения потребности в переживании своего «Я».
Цель занятия — рефлексия «особых» состояний.
Задачи:
¨ рефлексия «особых» переживаний;
¨ рефлексия «дурашливых» состояний.
Вопросы, которые стоит обсудить:
1. Распознавание «особых» состояний в реальной жизни.
2. Жизнь в мире фантазий.
Занятие 10. Тренинг чувства юмора
Как известно, чувство юмора — одно из качеств здорового человека, в том числе и наркоустойчивого. Чувство юмора относится к социально приемлемым способам снятия напряжения, имеющим также благоприятный физиологический эффект. Чувство юмора сходно по источнику возникновения со стрессом. У здоровой личности обман ожиданий воспринимается не как угроза, поэтому и не вызывает разрушающей реакции (аффекта, агрессии, ступора и т. д.), а напряжение, которое все-таки появляется в данном случае снимается за счет чувства юмора.
Цель занятия — развитие чувства юмора как защитного механизма.
Задача: трансформация негативных переживаний в личностно развивающие с помощью чувства юмора
Вопросы, которые стоит обсудить на занятии:
1. Трансформация раздражения в удивление и в смех.
2. Отличие здорового смеха от истерики.
3. Зачем смеяться, когда не смешно?
Занятие 11. Работа с конкретными
Личными проблемами
Цель занятия: проработка конкретных проблем в групповом процессе.
Задача: развитие способности актуализировать собственный опыт.
Вопросы, которые можно обсудить на данном занятии:
1. Зачем тебе твои проблемы?
2. Надуманные проблемы.
3. Наркотик выступает способом поиска перспектив.
Пространство сенсорной комнаты может стать прекрасной средой для конкретной и реальной проработки проблем с заведомо успешным их решением, что крайне важно для позитивного опыта.
Занятие 12. Заключение
На заключительном занятии все полученные навыки закрепляются в тренингах общения с помощью различных методов и методик телесной терапии, гештальттерапии, арттерапии и др. Возможно использование уже готовых тренинговых программ, направленных на развитие личностного потенциала
Цель занятия — закрепление навыков.
Задачи:
мотивация на развитие;
мотивация на жизнь;
мотивация на обучение и трудоустройство.
Вопросы, которые стоит обсудить на занятии:
1. Жизнь с собой.
2. Что мне дали тренинги?
3. Доволен ли я тем, что произошло?
4. Доволен ли я собой?
5. Что ценного я получил за время занятий?
[1]В книге представлен далеко не полный перечень оборудования для сенсорной комнаты, выпускаемого предприятием «Альма». Его ассортимент значительно шире и может удовлетворить самые притязательные потребности потребителя.
[2]Далее примеры занятий приводятся выборочно. Педагог может сам придумать упражнения, отвечающие целям и задачам занятия и учитывающие индивидуальные особенности детей.