С детьми дошкольного возраста
В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды тренингов, но довольно редко — специально разработанные программы развивающих занятий в сенсорной комнате.
Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, эмоциональной истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями характера, с задержками психического и речевого развития, а также страдающими психосоматическими заболеваниями.
На таких занятиях дети изучают различные приемы саморегуляции, что помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять эмоциональное напряжение, дает возможность выразить свое «Я».
Основная цель данных занятий — развитие ребенка как субъекта общения, как субъекта отношения к самому себе и к другим людям.
Актуальность занятий состоит в том, что сокращается адаптационный период к условиям детского сада у детей с вышеперечисленными особенностями психического состояния. Занятия способствуют полноценному развитию личности ребенка, профилактике отклоняющегося поведения. Они представляют собой современные технологии воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Упражнения, включаемые в каждое занятие, являются важным элементом, позволяющим улучшить самочувствие и тем самым создать основу для усвоения больших объемов информации.
Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания.
Стимулирующие упражнения не только повышают энергетический потенциал, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают.
Оптимизация тонуса — одна из самых важных задач занятий. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной, так и следствием изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказаться на общем ходе его развития.
Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка. Оно сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.
Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоционально лабильности, нарушении сна. Для детей с гипертонусом характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что ведет к неравномерному психомоторному развитию.
На занятиях ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
Основные задачи комплексных занятий:
· обеспечить успешную адаптацию детей в ДОУ;
· формировать у них представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
· развивать умение чувствовать и понимать других;
· повысить уровень их самооценки, уверенности в себе;
· развивать творческие способности и воображение детей;
· развивать любознательность, наблюдательность;
Методические приемы, используемые на занятиях:
· беседы;
· подвижные игры, игры в круге;
· релаксационные упражнения;
· рисование, стеновая аппликация;
· психогимнастические упражнения;
· психологические этюды;
· активное слушание музыкальных произведений.
До проведения занятий необходимо иметь диагностические сведения об особенностях каждого ребенка, а также его медицинских показаниях и противопоказаниях.
Сравнение результатов занятий с диагностическими сведениями позволит определить эффективность работы, а также наметить дальнейший ход комплекса занятий в сенсорной комнате.
Эффективность занятий определяется по следующим показателям:
· общее оздоровление, укрепление организма;
· развитие двигательных способностей, сознательного управления движениями;
· развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений и пр.);
· развитие организованности, дисциплины;
· развитие памяти, внимания;
· развитие активного словаря.
Курс комплексных занятий состоит из трех циклов, каждый из которых включает 8 занятий продолжительностью 25–30 мин. Количество детей в группе не должно превышать 5–7 человек. Возраст детей от 4–5 до 6–7 лет. В пособии мы приводим не все занятия, а выборочно. Важно помнить, что каждое занятие начинается этюдом-приветствием, а заканчивается этюдом-прощанием. Основная часть каждого занятия включает упражнения, игры, музыкальные этюды по теме занятия и может варьироваться в зависимости от творческой задумки педагога.
ПЕРВЫЙ ЦИКЛ состоит из занятий, направленных на регуляцию эмоционального состояния и поведения. (Используются методы антистрессового дыхания, музыкотерапии и традиционного тренинга личностного роста адаптированного для детей дошкольного возраста).
Оборудование сенсорной комнаты:
¨ Мягкие модули.
¨ Мячи.
¨ Панно «Бесконечность».
¨ Проектор «Жар-птица» (демонстрация на стене).
¨ Музыкальный центр.
¨ Фонограммы классической музыки.