С детьми дошкольного возраста

В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды тренингов, но довольно редко — специально разработанные программы развивающих занятий в сенсорной комнате.

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, эмоциональной истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями характера, с задержками психического и речевого развития, а также страдающими психосоматическими заболеваниями.

На таких занятиях дети изучают различные приемы саморегуляции, что помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять эмоциональное напряжение, дает возможность выразить свое «Я».

Основная цель данных занятий — развитие ребенка как субъекта общения, как субъекта отношения к самому себе и к другим людям.

Актуальность занятий состоит в том, что сокращается адаптационный период к условиям детского сада у детей с вышеперечисленными особенностями психического состояния. Занятия способствуют полноценному развитию личности ребенка, профилактике отклоняющегося поведения. Они представляют собой современные технологии воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Упражнения, включаемые в каждое занятие, являются важным элементом, позволяющим улучшить самочувствие и тем самым создать основу для усвоения больших объемов информации.

Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания.

Стимулирующие упражнения не только повышают энергетический потенциал, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают.

Оптимизация тонуса — одна из самых важных задач занятий. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной, так и следствием изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказаться на общем ходе его развития.

Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка. Оно сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.

Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоционально лабильности, нарушении сна. Для детей с гипертонусом характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что ведет к неравномерному психомоторному развитию.

На занятиях ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

Основные задачи комплексных занятий:

· обеспечить успешную адаптацию детей в ДОУ;

· формировать у них представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

· развивать умение чувствовать и понимать других;

· повысить уровень их самооценки, уверенности в себе;

· развивать творческие способности и воображение детей;

· развивать любознательность, наблюдательность;

Методические приемы, используемые на занятиях:

· беседы;

· подвижные игры, игры в круге;

· релаксационные упражнения;

· рисование, стеновая аппликация;

· психогимнастические упражнения;

· психологические этюды;

· активное слушание музыкальных произведений.

До проведения занятий необходимо иметь диагностические сведения об особенностях каждого ребенка, а также его медицинских показаниях и противопоказаниях.

Сравнение результатов занятий с диагностическими сведениями позволит определить эффективность работы, а также наметить дальнейший ход комплекса занятий в сенсорной комнате.

Эффективность занятий определяется по следующим показателям:

· общее оздоровление, укрепление организма;

· развитие двигательных способностей, сознательного управления движениями;

· развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений и пр.);

· развитие организованности, дисциплины;

· развитие памяти, внимания;

· развитие активного словаря.

Курс комплексных занятий состоит из трех циклов, каждый из которых включает 8 занятий продолжительностью 25–30 мин. Количество детей в группе не должно превышать 5–7 человек. Возраст детей от 4–5 до 6–7 лет. В пособии мы приводим не все занятия, а выборочно. Важно помнить, что каждое занятие начинается этюдом-приветствием, а заканчивается этюдом-прощанием. Основная часть каждого занятия включает упражнения, игры, музыкальные этюды по теме занятия и может варьироваться в зависимости от творческой задумки педагога.

ПЕРВЫЙ ЦИКЛ состоит из занятий, направленных на регуляцию эмоционального состояния и поведения. (Используются методы антистрессового дыхания, музыкотерапии и традиционного тренинга личностного роста адаптированного для детей дошкольного возраста).

Оборудование сенсорной комнаты:

¨ Мягкие модули.

¨ Мячи.

¨ Панно «Бесконечность».

¨ Проектор «Жар-птица» (демонстрация на стене).

¨ Музыкальный центр.

¨ Фонограммы классической музыки.

Наши рекомендации