Медицина народов американского континента до и после конкисты

Характеристика эпохи

Майя(исп. mayas) — самая древняя среди великих цивилизаций континен­та — процветала уже в период Древнего мира. Первые города майя появились в VI —IV вв. до н.э.; они отличались четкой планировкой улиц и монументаль­ностью построек.Известно более ста городов майя. На основе ольмекского письма майя создали иероглифи­ческую письменность — единственную на континенте к началу конкисты; она включала около 400 знаков. Майя пришли к принципу нуля в ма­тематике, изобрели календарь, охвативший миллионы лет и породивший не­обычайно сложную философию. Календарь майя, так же как и число л, были значительно точнее тех, которыми пользовалась вся просвещенная Европа вплоть до эры космических полетов.

В целом, значение цивилизации майя для развития Американского конти­нента сопоставимо с ролью Древней Греции в истории античного мира Сре­диземноморья.

Ацтеки(исп. aztecas), государство которых существовало немногим более ста лет, восприняли и обобщили до­стижения многих покоренных ими на­родов. Достигнув долины Мехико в 1325 г., ацтеки основали там поселение Теночтитлан (Tenochtitlan, ныне на его месте распола­гается г. Мехико), который стал столицей Государства ацтеков. Город создавали в цен­тре озера, на искусственных насыпях, шаг за шагом превращая в сушу пространства водной глади. Улицы пла­нировали под прямым углом. По крупным улицам перемещались на лодках. Кольцо водной глади вокруг города служило надежной защитой от врагов.

Инки1— коренные жители Южной Америки, появились в долине Куско в начале XII в. Не имея письменности, инки вели учет и сохраняли информацию (о коли­

честве трудоспособного населения, зерна, картофеля, лам) посредством системы кипу — разноцветных шнурков, подвешенных к единой веревке; шнурки а' завязывались в узелки разной конфигурации.

Источники по истории и медицине

Письменные памятники. Возможность изучения древних текстов аборигенов Америки появилась лишь в середине XX века, когда советский ученый Ю.В. Кнорозов расшифровал иероглифическую письменность майя на осно­вании разработанного им метода позиционной статистики (пиктографические рукописи изучались с XVII в.). Среди чудом сохранившихся средневековых ру­кописей Нового Света — «Кодекс Пополь Вух» («PopolVuh», об эпидемиях), «Кодекс Мальабечи, о врачевании), «Кодекс Борджиа», ритуальный календарь), «Кодекс Бадиано»), продиктованный ацтекским врачевателем Мартином Де ла Крусом (DelaCruz) в 1552 г., и др. Важное значение имеют письменные свидетельства участников и очевидцев событий конкисты: епископов и монахов — «Кодекс Саагуна», о врачевании; ок. 1565 г.), записки Диего де Ланда «Сооб­щение о делах в Юкатане» (1566) и Лас Касаса «История Государства инков» (1609), а также местного населения (инка Гарсиласо де ла Вега), солдат (Бер­наль Диас).

Археологические данные. Целенаправленные археологические исследования на Американском континенте начались около 100 лет назад. Пирамиды майя,мумии инков, клады Чичен-Ицы, произведения искусства и орудия труда подтверждают сообщения письменных источников о высоком уровне разви­тия древних цивилизаций Мезоамерики и Империи инков.

Данные этнографии.Важное значе­ние для восстановления знаний або­ригенов в области врачевания имеет изучение культурных традиций и быта

племен, сохранившихся на территории Америки после конкисты. Во многих случаях это единственный путь воскрешения (и сохранения) приемов и средств доколумбового врачевания.

Развитие медицинских знаний

Строение человеческого телабыло наиболее изучено ацтеками. В их языке было несколько сотен терминов для обозначения частей человеческого тела, тогда как в языке майя было около 150, а у инков — около 60 анатомических терминов1. Инки знали химические методы сохранения трупов, которые использова­лись при мумификации умерших правителей и знатных людей. Техника вскры­тия у инков напоминает древнеегипетскую. После извлечения внутренностей и мозга (часто через большое затылочное отверстие) тело обрабатывалось баль­замом толу, состав которого определен благодаря успехам современной химии. В него входили: перуанский бальзам, древесная смола, соли, алкалоиды, мен­тол, таннин, многие другие местные природные вещества.

Знахари.Лечением болезней занимались на­родные врачеватели — знахари. Назывались они по-разному: у карибов — пиаче, у алгон- кинцев — буоин , в Империи инков — кайяуайа и макса и т.д. Врачеватели майя — ax-мен) принадлежали к жреческому сословию и сохраняли тайну своего искусства внутри рода, а в Государстве ацтеков, наоборот, су­ществовала врачебная специализация: тисиотль и тепатиани были врачевателями-травниками (рис. 155), тетеки оперировали, науали составляли горос­копы и предсказывали судьбу, тезок делали кровопускания, а тла- матки принимали роды.Лекарственное врачевание на континенте основывалось на многовековом эмпирическом опыте аборигенов и в то же время было тесно связано с маги­ческими ритуалами и верованиями.

В Кодексе Бадиано (записанном со слов ацтекского тиситля Мартина де ла Круса) описано 285 лечебных растений, из них 185 изображены в цвете. Все они расположены в строгом порядке с указанием правил сбора, приготов­ления лекарств и их использования при всевозможных болезнях.

Попав в высокогорные районы Анд (на высоты более 4000 м), конкистадоры стол­кнулись с непонятным явлением: «тонкий» высокогорный воздух причинял европей­цам ужасные страдания — так они впервые столкнулись с острой горной болезнью, ко­торую местные жители называли «soroche». В течение столетий инки знали средство ее профилактики — листья коки, которые они жевали, поднимаясь в горы.

Родовспоможение. В этой области ацтекская медицина не уступала современной ей европейской. Принимали роды женщины, кото­рые уже рожали. Они пользовались всеобщим уважением и приглашались в семью сразу же после заключения брака, чтобы дать необходимые советы по гигиене и правилам поведения во время предстоящей беременности. В то же зремя аборигены Америки знали специальные растения, которые использова­лись в качестве абортивных средств.

Рожали в положении на корточках. Как правило, роженице помогали две женщины: одна поддерживала ее сзади, а другая принимала новорожденного ребенка .

Оперативное врачеваниеВ то же время наи­большее число «узких специалистов» было у ацтеков. Это костоправы, крово- пускатели, зубоврачеватели, врачеватели глаз.

При лечении ран и переломов при­меняли «шины» из перьев крупных птиц, пластыри из растений, которые обладали заживляющими и антибио­тическими свойствами, а также иглы из шипов, колючек агавы или костей.

Инки и ацтеки использовали нити из волос и волокон агавы, а аборигены Бразилии — больших муравьев с силь­ными челюстями, которых подносили к сближенным краям раны.

Следы трепанации сохранили 2 % ископаемых черепов, обнаруженных в районах Куско и Паракаса. Около 65 % оперированных выздорав­ливало, о чем свидетельствует образование ко­стной мозоли по краям операционного отвер­стия.

Обезболивание, как полагают, было общим и достигалось применением настоя трав, обла­дающих наркотическим, опьяняющим или гал­люциногенным эффектом.

Организация медицинского делаВ Государстве ацтеков существовал специальный орган, который занимался регулированием деятельности врачевателей. В ацтекском войске, которое, по свидетельству Э. Кортеса, состояло из 150 тыс. человек и по численности пре­вышало любую из европейских армий того времени, были специальные люди для выноса раненых с поля боя. В Теночтитлане, Тескоко и других городах создавались военные госпитали, а также специальные помещения для изоля­ции уродов, альбиносов, больных неизлечимыми и неизвестными болезнями. Во время массовых заболеваний предпринимались эффективные меры по ог­раничению очага опасной болезни, а семьи правителя и знати срочно покида­ли район бедствия.В Империи инков также существовали строгие правила, которые можно определить как элементы государственной регламентации. Это организация при­ютов для больных, запрет тяжелобольным жить в городах, а увечным и боль­ным от рождения вступать в брак и т. д. Так, в столице ацтеков Те­ночтитлане (с населением свыше 200 тыс. человек) за чистотой следили спе­циальные команды общей численностью около 1000 человек. На улицах этого города было так чисто, что, по свидетельству конкистадоров, «не обо что было споткнуться»1. Чистая питьевая вода поступала в Теночтитлан с гор по двум каменным водопроводам', сточные воды отводились по каналам за пределы города. Центральная площадь Теночтитлана превосходила по размерам все из­вестные конкистадорам площади Рима или Константинополя, а его пирамида высотой 45 м была выше европейских христианских храмов.

­19. Медицина в Московском государстве

19.1 Характеристика эпохи

После изгнания Золотой Орды Московское княжество стало крупным и могущественным государством Европы. Были проведены реформы: созван Земский собор (1549), Судебник (1550), постановили создавать училища для наставления детей грамоте, а также обустраивать в городах богадельни для больных, престарелых, увечных.

19.2 Народная медицина

В Московском княжестве основным средством поддержания здоровья оставалось народное врачевание. Опыт русской народной медицины передавался в устной традиции и сохранялся в многочисленных травниках и лечебниках, отражался в летописях, законодательных актах, историко-бытовых повестях.

Значительное место в лечебниках отводилось хирургии. Среди резальников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. Проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мака или вина. Инструменты проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими нитями кишок животных. Для извлечения металлических осколков применяли магнитный железняк.

19.3 Эпидемии повальных болезней

Заморская торговля имела обратную сторону, она открывала путь страшным эпидемиям, которые легко возникали и приносили огромную смертность. Частые эпидемии повальных болезней, привели к введению предохранительных мер на Руси. Изоляция больных и оцепление неблагополучных мест, умерших погребали в тех же дворах, и в той одежде, в которых кто умрет. Когда эпидемия охватывала весь город на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы. Для уничтожения заразы в домах применяли вымораживание, сжигание и окуривание дымом, проветривание ,мытье.

Царские указы были направлены на изоляцию зараженных мест. Во время чумы устанавливали заставы и засеки, через которые не разрешали никого пропускать. Умирающих во время мора стали хоронить за чертой города.

Медицина того вреени была еще бессильна перед эпидемиями и карантины имели большое значение.

19.4 первые аптеки. Аптекарский приказ.

Аптекарский приказ — первое государственное медицинское учреждение в России — был основан около 1620 г. В первые годы своего существования он располагался на территории Московского Кремля .в каменном здании напротив Чудова монастыря (рис. 101). Сначала это было придворное лечебное учреждение, попытки создания которого восходят ко' временам Ивана Грозного (1547—1584), когда в 1581 г. при царском дворе была учреждена первая на Руси Государева (или «царева») аптека, т. к. обслуживала она только царя и членов царской семьи. Располагалась аптека в Кремле и длительное время (почти в течение века) была единственной аптекой в Московском государстве. - В том же 1581 г. поприглашению Ивана Грозного прибыл в Москву на царскую службу придворный врач английской королевы Елизаветы Роберт Якоб (Jacobus, Robertus); в его свите были лекари и аптекари (один из них по имени Яков), которые и служили в Государевой аптеке. Таким образом, первоначально в придворной аптеке работали исключительно иноземцы (англичане, голландцы, немцы); аптекари-профессионалы из прирожденных россиян появились позднее. Первоначальной задачей Аптекарского приказа являлось обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных. Выписывание лекарства и его приготовление были сопряже-_ны с большими строгостями. Предназначенное для дворца лекарство отве-дывалось докторами, его прописавшими, аптекарями, его приготовившими, и, наконец, лицом, которому оно сдавалось для передачи «наверх». Предназначенные для царя «отборные врачебные средства» хранились в аптеке в особой комнате — «казенке» за печатью дьяка Аптекарского приказа. Аптекарский приказ не только управлял аптеками. Уже к середине XVII в. из придворного заведения он вырос в крупное общегосударственное учреждение, функции которого значительно расширились. В его ведение входило: приглашение на службу врачей (отечественных, а совместно с Посольским приказом и иноземных), контроль за их работой и ее оплатой, подготовка и распределение врачей по должностям, проверка «докторских сказок» (историй болезней), снабжение войск медикаментами и организация карантинных мер, судебно-медицинское освидетельствование, собирание и хранение книг, руководство аптеками, аптекарскими огородами . и сбором лекарственного сырья.

19.5 Подготовка лекарей в Московском государстве

Подготовка русских лекарей в то время носила ремесленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лекарей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощника. Иногда Аптекарский приказ назначал проверочное испытание (экзамен), после чего произведенному в звание русского лекаря выдавали набор хирургических инструментов.

Первая государственная Лекарская школа в России была открыта в 1654 г. при Аптекарском приказе на средства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме того, ученики изучали анатомию, фармацию, латинский язык, диагностику болезней и способы их лечения. В качестве учебников служили .народные травники и лечебники, а также «докторские сказки» (истории болезней). Во время военных действий функционировали костоправные школы. Преподавание велось у постели больного — в России не было той схоластики, которая господствовала в то время в Западной Европе.

Анатомия в лекарской школе преподавалась наглядно: по костным препаратам и анатомическим рисункам, учебных пособий еще не было.

19.6 Первые доктора медицины. Георгий из Драгобыча, Франциск Скорина, П.В. Посников

Георгий из Драгобыча - средневековый философ, астроном, астролог из Червоной Руси, первый доктор медицины (украинский) Ректор Болонского университета. Профессор Краковского университета.

Первый украинский автор печатного произведения (на латыни)

Франциск Скорина – белорусский первопечатник и просветитель, доктор медицины.

Петр Васильевич Посников – первый российский доктор медицины, вернувшийся с иноземным дипломом на родину. Был зачислен в апекарский приказ, но по профессии так и не работал, а служил российским дипломатом в Голландии, Франции и Англии. Контролировал обучение российских студентов за границей.

Наши рекомендации