Медицина раннего и развитого средневековья
10.1 Особое внимание уделялось тем областям знаний, которые были тесно связаны с практикой, прежде всего с медициной, сельскохозяйственным производством, строительством, мореплаванием. В то же время в основу всех наук была положена не античная философия, а теология. Утверждаясь на развалинах античного мира, христианство в Византии вытесняло жизнеутверждающую языческую религию греков.
Долгое время язычество существовало наряду с христианством. Многие крупные церковные деятели Византии IV—V вв. учились в языческих школах и впоследствии активно боролись с некоторыми предубеждениями христиан против греко-римской античной литературы.области естествознания основные данные черпались из произведений Аристотеля («Физика», «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О душе» и др.). Все они неоднократно комментировались ранневизантийскими авторами, чтобы сделать их доступными для читающей публики.анимаясь разработкой философско-богословских проблем и полемизируя с древними писателями, они заимствовали из античности разнообразные сведения по естествознанию как реальные (о растениях, птицах, рыбах, пресмыкающихся, сухопутных животных и т. д.), так и фантастические (о священных гусях, о девственном рождении потомства у коршуна и гусеницы шелкопряда — тезис о непорочном зачатии и т. п.).Государственная доктрина прославления христианской монархии и культ византийского императора как главы всего христианского мира имели огромное влияние на всю общественную и идейную жизнь Византии (идеологию, культуру, философию, историю, литературу, искусство и различные области знания, в том числе медицину)
10.2 Одним из самых выдающихся врачей Византии был Орибасий из Пергама. Основные работы Орибасия были написаны по просьбе императора Юлиана. Он составил «Медицинский сборник» (Collectiones medicae), который представлял собой компиляцию из работ античных медиков в 72 книгах. В них он обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорита, Диокла и других античных авторов. Сохранились книги I—XV, отрывки из книги XVI, книги XX—XXV и XLIII-L, а также отдельные фрагменты, которые нельзя с уверенностью отнести к определённым книгам. Этот труд называют первой медицинской энциклопедией в Европе, а его автора -основателем византийской энциклопедистики. Аэций Амидский(греч. Aecios, лат. Aetius Amide-nus, 502—572), который считается первым византийским врачом-христианином VI в., родом из АмидыАэций составил шестнадцатитомную энциклопедию по медицине «Четверокнижие» («Tetrabiblon»), называемую так из-за ее четырех разделов. Энциклопедия изобилует цитатами из многих древних греческих и римских врачей; непонятные мысли Галена и Оривазия в ней часто упрощены.«Четверокнижие» охватывало практически все известные медицинские знания современных автору народов Средиземноморья. Первые восемь книг «Четверокнижия» содержат сжатое изложение основ фармацевтики, диетологии, общей терапии, гигиены, кровопускания, слабительных средств, симптоматики, общей патологии, практические вопросы о показаниях температуры и анализе мочи. Подробно рассматриваются болезни головы, вопросы офтальмологии, косметологии и зубоврачебной практики. Раздел офтальмологии энциклопедии Аэция считался лучшим изложением знаний в этой области медицины вплоть до эпохи европейского Просвещения. Остальные книги «Четверокнижия» содержат изложение основ токсикологии, знания о ядовитых существах, дают сведения о гинекологии и акушерстве. Александр Тралесский-греческий врач; род. в 525 г., жил в Риме, написал сочинение по патологии, в котором выказал себя оригинальным мыслителем; оно имело большое влияние на развитие медицины в Византии и у арабов.Александр Тралесский считал, что задачей врачевания должно быть содействие целебным силам организма. Он советовал тщательно наблюдать за состоянием больного, прибегая вначале к легким, а затем к более сильным средствам, если первые не достигли цели. В этих рекомендациях нетрудно усмотреть влияние учения Гиппократа.. Его сочинение «О внутренних болезнях и их лечении» в 12 книгах написано на основании собственных наблюдений.о патологии и терапии внутренних болезней, трактата о температуре, письма о кишечных глистах, а также трактата о лечении глазных заболеваний. Переведенный на латинский, сирийский, еврейский, арабский языки, этот труд долгое время являлся образцом рационального подхода к врачеванию. В отличие от многих византийских лекарей Александр задумывался о причинах болезни, добиваясь правильного диагноза.
10.3Образование в Византийской империи носило светский характер. В IV— VII вв. основными его центрами оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая функционировала и после завоевания ее арабами (до начала VIII в.). Несмотря на религиозность византийского общества, в основу образования были положены не памятники христианской письменности, а произведения античных авторов, дополненные многочисленными толкованиями.Монастырских школ в Византии было сравнительно мало. Право их посещать имели только будущие монахи. Образование, получаемое в монастырях, было чисто религиозным (скорее духовно-аскетическим, нежели интеллектуальным). Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с четырьмя основными предметами высшей позднеан-тичной школы — математикой, геометрией, астрономией и музыкой, которые объединялись под названием «Quadri-vium» (лат. — четырехпутье). Помимо них полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики (с IX в. их совокупность стали называть «Trivium»). Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих медиков античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств. |
Медицина Киевской Руси
11.1 Истоки культуры и медицины русских земель.
Выделяли 4 этапа: 1-врачевание праславлянского периода(6-9век.н.э.)
2- врачевание и медицина в древней руси(конец 9-сер 13 века)
3- медицина периода нашествия золотой орды и последущее возрождение русской государственности(сер 13-конец15 века)
4-медицина московского государства(15-17)
Праславлянский период:Культура создавалась многочисленными племенами, например такими как кривичи, вятичи и др.
Античные писатели сообщали о скифских врачевателях, эффективности их противоядий и снадобий-разделение целебных растений в специальных огородах, закаливание младенцев, оперативное лечение травм и прочее.
Врачевание в Древней Руси:История
Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине 9 в.
На Руси сформировались раннефеодальные отношения.
Древние славянские города Киев, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Псков, Новгород становились крупными' центрами ремесла и торговли. Важнейшей торговой артерией древней Руси был «великий путь из варяг в греки», который связывал Русь со Скандинавией и Византией.
Важным -принятие христианства в качестве государственной религии в 988. г. при князе Владимире (978—1015). Это было не случайное событие: возникновение социального неравенства и формирование классов явились объективными историческими предпосылками для замены языческого многобожия монотеизмом.
Христианство на Руси было известно с 9 в. Многие приближенные князя Игоря были христианами. Княжившая после Игоря его жена Ольга посетила Константинополь и приняла крещение, став первым христианским монархом на Руси. Большое значение для распространения идей христианства имели давние связи с Болгарией. Принятие христианства Киевской Русью имело важные политические последствия. Оно содействовало укреплению феодализма, централизации государства и сближению его с европейскими христианскими странами (Византией,Францией, Англией и др.), чему способствовали также и династические браки.
Истоки культуры Киевской Руси связаны с традиционной культурой славянских племен.Культура с развитием государственности достигла высокого уровня, была обогащена влиянием византийской культуры.
Через Болгарию и Византию поступали античные средневековые рукописи. Монахи(самые образованные люди того времени;летописцы Никон,Нестор,Силивестр) переводили их на славянский язык и записывали их на пергаменте,эти книги дошли до наших времен.
Первая библиотека была собрана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым (1019—1054).
Ее разместили в Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава Ярослав способствовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их переводу на славянский язык.
Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу.
При Ярославе Мудром Киевская держава достигла широкого международного признания.
Древнерусское государство существовало в течение трех столетий.
После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125— 1132)—сына Владимира Мономаха,наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости русских земель в результате нашествия монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя (1208—1255).