Набор специалистов для консультативной работы
Здесь возможны две стратегии. В крупных городах это целесообразно делать путем тестирования и собеседования с кандидатом. В небольших городах более ценную информацию можно получить из отзывов людей, знающих кандидата. Дело в том, что для эффективной работы в данном случае не важны регалии и звания, а должна быть или истинная вера в правоту и необходимость проводимой работы, которая и подскажет, какие пути и методы выбрать для ее осуществления; или хорошие профессиональные навыки консультативной работы.
Консультирование женщин, собирающихся прервать беременность, может осуществлять не только специалист – психолог. Профессиональные знания в данном случае немаловажны, но они не являются основными. Многие практикующие консультанты и психотерапевты отмечают, что огромную роль в эффективности их работы играет сама личность консультанта. Ее вклад в успех – 70 – 75 %; и только 20 – 25% вклада – это знание техник и приемов консультирования. Такое распределение, безусловно, субъективно. Тем не менее, в работе с женщинами, идущими на аборт, эта закономерность (большая роль личности консультанта) проявляется четко.
В первую очередь – в плане простроенной системы ценностей. Если консультант даже немного сомневается в том, что аборт – это зло, большее зло, нежели другой выход из ситуации клиента, то никакие техники не помогут. Мы впитываем от другого человека именно его взгляды и убеждения, а не то, что он нам говорит. К тому, женщина, идя на аборт, находится в неустойчивом эмоциональном состоянии, при котором слова имеют не столько значения, сколько убеждения консультанта, которые порой передаются без слов.
Само консультирование в данном случае имеет большее отношение к социальной работе, то есть к тому виду деятельности, качество которого трудно повысить внешними стимулами: заработной платой, престижностью. Во все времена эффективность этой работы напрямую зависела от уровня нравственного развития тех, кто ее осуществлял. Проблема только в том, что намного легче осуществить отбор квалифицированных психологов, «просто хороших» людей.
Поэтому приемы и методы нужны и важны, но не в первую очередь. Неслучайно один из основателей такого вида психологической помощи как телефон доверия, Чад Вара отбирал для работы именно добровольцев, независимо от их профессиональной принадлежности. И затем обучал их «терапии выслушивания». Работа, организованная Чад Варой (пердупреждение самоубийств) достаточно близка к той деятельности, которую осуществляют консультанты по предупреждению абортов. Ведь с психоаналитической точки зрения аборт – это самоубийство себя в будущем.
И в том и в другом случае человек находится в острой критической жизненной ситуации (точнее, субъективно воспринимает ее таковой). И, хотя клиенты телефона доверия, как правило, сами принимают решение об обращении к психологу, в отличие от женщин, которые собираются прервать беременность, тем не менее, приемы «терапии выслушивания» достаточно действенны и в этом случае. Рассмотрим их подробнее.
Представляет интерес основные направления социально-психологической деятельности по предотвращению самоубийств (практики «дружеского участия»), которая предусматривает:
- создание широкой сети центров помощи (телефонных, очных, работающих с корреспонденцией);
- реализацию образовательных и обучающих программ для добровольцев, супервизию их деятельности;
- формирование позитивного социального образа служб;
- проведение благотворительных мероприятий;
- сотрудничество с другими центрами помощи (социальными, медицинскими, психологическими, юридическими и т.д.).
Основными принципами работы служб являются конфиденциальность, анонимность обращающихся, максимальная доступность.
Цель встречи клиента и консультанта - взаимопонимание, открытость между собеседниками, особая атмосфера доверия, способствующая диалогу двух уважающих и принимающих друг друга людей; возникновение очищающей исповеди. Довольно редкое явление в обычной жизни, которое предполагает полную погруженность в собеседника, максимальную искренность и честность. Установление атмосферы понимания, принятия и поддержки помогает клиенту почувствовать себя более значимым, придает уверенность, дает возможность спокойно оценить свои и чужие поступки, избавиться от ощущения заброшенности и изоляции, которое лишает силы и делает проблемы субъективно неразрешимыми.
Данные принципы организации и методы оказания психологической поддержки хорошо зарекомендовали себя и могут быть весьма полезны при организации деятельности центров и служб по предотвращению абортов.
В отношении эффективности деятельности консультанта есть, с одной стороны, четкий, с другой – субъективный критерий: если психолог может помочь себе самому, хорошо осознает свои достоинства и недостатки, то он, в той или иной мере, может помочь и другому. Не научным, но «работающим» критерием «профпригодности» консультанта является восстановление им личного благочестия, то есть, направление своей жизни в добрую сторону. Если внутренняя и даже личная жизнь самого психолога несостоятельна, то велика вероятность того, что «оба упадет в яму».
Большое влияние на результат консультативных встреч будет оказывать установка, общее отношение к женщине, собирающейся прерывать беременность. В христианской психологии есть такое понятие, как благоговение в отношении к другому человеку, с которым происходит встреча, даже к самому «последнему» человеку. Один святой сказал, что благоговение состоит из двух начал: страха и радости. Страха, опасения, как бы не навредить душе человека, ведь он имеет свой жизненный путь. Поэтому сначала «не навреди», а потом «помоги». Причем, в случае консультации по проблеме абортов, «не навреди» относится к двум человеческим душам. Действительно нужно уметь любить их обоих. Радость оттого, что у консультанта есть шанс, пусть небольшой, помочь родиться новому малышу, и вырасти как личности, как человеку его маме.
В процессе работы консультативных пунктов по предупреждению абортов целесообразно организовывать регулярные совместные встречи всех консультантов. Цели этих встреч –
- получение руководителем обратной связи о проводимой работе,
- уточнение стратегии и тактики работы,
- обучение начинающих консультантов,
- отреагирование консультантами чувств и эмоций, связанных с проводимой работой.
Дело в том, что такая работа необычна даже для практикующих психологов. Тем более для человека, который не имеет специальной профессиональной подготовки. В ходе консультативных бесед у самого консультанта возникают сильные отрицательный чувства вины (если не удается отговорить), бессилия (когда клиент оказывает просто более сильным оппонентом), агрессии (например, при агрессивной позиции клиента) и т.д. Если эти чувства не прорабатываются, то постепенно они будут накапливаться, переходить в депрессивное состояние и снижать качество работы консультанта. Кто будет прорабатывать чувства – или приглашенный специалист, или сама группа консультантов решает организатор работы. Необходимо только учитывать, что без ведущего эти встречи будут менее эффективны в лучшем случае, а в худшем атмосфера между самими консультантами будет все более накаляться.
Организатор должен отслеживать, какой позиции придерживается каждый консультант. Ведь можно отговаривать от абортов, рекламируя контрацепцию. На этих же встречах обсуждаются сложные моменты консультаций, например, что отвечать на вопрос женщины: «Я не могу иметь 5 детей, но как же быть, если и контрацепция вредна?».
В процессе совместных встреч начинающие консультанты получают для себя много информации, непосредственно помогающей им в данной работе.