Середина консультативной беседы
В этой фазе консультации психолог приступает к аргументации. Используются техники те же, что и на первом этапе и новые: прояснение и отражение чувств, интерпретация, конфронтация, сократовский диалог и т.д.
Аргументирование консультантом должно осуществляться не напрямую путем указания на то, что женщина поступает неправильно, плохо (она и сама об этом знает и, тем не менее, решается на аборт). Задача психолога – вскрыть основной болевой момент, ту причину, которая подводит женщину к этому решению.
В процессе консультации целесообразно подвести женщину к осознанию того, что вопрос о «незапланированной» или как еще выражаются нежеланной беременности в действительности поднимает другой вопрос, о котором женщина старается не задумываться. Этот вопрос заключается в следующем: а так ли она живет. Так – в смысле качества, истинного качества жизни. Эту мысль очень емко выразил митрополит Антоний Сурожский[3], и в том или ином объеме целесообразно довести ее до сознания женщины, так как это достаточно действенное средство. Суть этой мысли заключается в следующем.
Философ Григорий Сковорода в одном из своих трудов сказал, что в жизни замечательно устроено: вещи нужные несложны, а вещи сложные не нужны. Эти слова, безусловно, можно развить в карикатуру. Но если принять их с трезвостью, то можно увидеть в них указание на то, как можно жить.
Мы очень часто не живем действительной жизнью, полноценно, потому что чрезмерно усложняем жизнь. Мы стараемся делать невозможное, проходя мимо возможного. И если применить этот принцип к евангельским заповедям, то можно найти в Евангелии, в словах Христа заповедь, достаточно простое с виду указание, с которого мы можем начать. Это заповедь о том, что мы должны любить ближнего, как самого себя (Мк. 12, 31). Это подразумевает, что мы себя самих должны любить.
Жизнь, опыт показывают, что мы можем одарить других только тем, что у нас есть. И если у нас нет определенного отношения к себе, то мы не можем иметь этого отношения к другим. Без уважения к себе мы других не уважаем, без любви к себе – правильно понятой – мы не можем любить других. Жизнь, отношения между людьми – взаимосвязанный процесс и здесь есть и другая сторона. Не имея к себе достойного уважения, любви, мы и другим «передаем» право не любить и не уважать нас.
Правильно понятая любовь – это «не любовь хищного зверя, который считает, что все вокруг существует для него, который рассматривает всякого человека как возможную добычу, который все обстоятельства жизни рассматривает с точки зрения самого себя: своей выгоды, своего удовольствия и т.д. Любовь к себе – что-то гораздо большее. Когда кого-нибудь любишь, желаешь ему добра; чем больше любишь, тем большее добро ему желаешь. Речь идет о большем добре, а не о большем количестве добра. Мы желаем любимым самого высокого, самого светлого, самого радостного. Мы не желаем им большего количества тусклой, мелкой радости. Вот с этой точки зрения надо уметь и себя любить.»[4]
Ребенок – это из большей радости. А желание избавиться от него – это стремление не упустить те мелочные радости, которые сейчас имеешь (относительно беззаботная жизнь, карьера, «полуотношения» и т.д., у каждого – свое).
Психолог должен помочь женщине осознать первопричину того, почему, она готова пойти на аборт. Эти причины – «классические» трудности в жизни женщины, которые целесообразно прорабатывать как в обычном консультативном процессе.
В середине консультации целесообразно использовать наглядные методы убеждения.
В процессе консультации с психологом фактически решается вопрос о жизни еще не рожденного ребенка. И, как часто бывает, это решение может быть принято женщиной на основе эмоций, а не логических умозаключений.
Женщина, собирающаяся сделать аборт, уже обдумала все доводы «за» и «против» и сформировала в своем сознании прочную психологическую защиту от «уговоров». Любой довод: аморальности, безнравственности, жестокости аборта может разбиться об эту стену защиты.
В процессе консультативной работы с женщинами хорошо зарекомендовали себя некоторые косвенные приемы убеждения.
Социальными психологами доказано, что жестокость усиливается при эмоциональном удалении от жертв: легче проявлять жестокость по отношению к тому, кто находится на расстоянии или деперсонализирован. Тогда люди могут быть безразличны даже к большим трагедиям. Палачи деперсонализируют казнимых, надевая им на головы мешки. Когда в бою можно воочию увидеть своих врагов, многие солдаты или не стреляют вообще или стреляют не целясь.
Люди больше сочувствуют тем, кто персонализирован. По этой причине призывы к спасению еще не рожденных детей, о помощи кому-либо почти всегда персонализируются, для чего сопровождаются наглядными фотографиями или описаниями. Еще более убедительное воздействие оказывает изображение эмбриона, полученное с помощью ультразвукового исследования. Опрос, проведенный Джоном Лайдоном и Кристиной Дункель-Шеттер (1994) показал, что женщины демонстрируют большую решимость не прерывать свою беременность, если перед этим видят ультразвуковое изображение эмбриона с ясно различимыми частями тела.
В процессе консультативной беседы большое воздействие оказывает использование макетов плода, а также возможность непосредственной демонстрации во время консультации фильмов о внутриутробном развитии ребенка и об абортах.
Причем большое значение оказывает то, какой именно фильм будет представлен вниманию женщины первым. Если это будет «Безмолвный крик», то, как правило, и как это ни парадоксально, усиливается действие психологической защиты и женщина старается «отбросить сомнения», не думать об этом, не смотреть, поскорее уйти.
В практике консультации можно использовать следующий прием: во время беседы с женщиной подвести ее к осознанию настоящего момента не с точки зрения ее самой, а с точки зрения ребенка; и проекции на будущее: «Как Вы думаете, какой сейчас ребенок, движется ли он, что он может делать».
Женщина, идущая на аборт, не думает о ребенке как о личности, она воспринимает его (за редким исключением) как временную помеху, еще более грубо – больной зуб, который необходимо выдернуть. Это также проявление психологической защиты – иначе женщина не смогла бы решиться на этот шаг, на убийство живого ребенка.
Поэтому когда в консультативной беседе женщина затрудняется ответить на вышеприведенные вопросы, можно продемонстрировать ей отрывки из фильма «Первые дни жизни» начиная с того момента, который соответствует возрасту ее плода и далее – по мере временной возможности.
Само содержание фильма интересно и оптимистично – не вызывает внутреннего сопротивления у женщины и порождает интерес (в принципе, каждому интересно, что у него внутри, под сердцем).
Просмотр также снижает уровень эмоционального напряжения во время консультации, но самое главное - позволяет заронить в сознании женщины мысль о ребенке как человеке, как личности.
Далее можно предложить женщине кассету с несколькими фильмами для просмотра дома, характеризуя кратко содержание каждого из них. После просмотра женщина может возвратить кассету лично психологу или передать через персонал консультации. Этот организационный момент является в то же время и диагностическим: если женщина решает рожать, то она, как правило, возвращает кассету психологу (таким образом, восстанавливая свой образ «Я» в своих глазах и глазах другого).
Таким образом, возможность демонстрации макетов, показа фильмов и, в целом, использование наглядных средств значительно повышает эффективность консультативной работы психолога.