Общие особенности суицидального поведения детей
В связи со сказанным вряд ли оправданно, как это делается при анализе суицидального поведения взрослых, выделять в детском суицидальном поведении истинные покушения и демонстративные поступки. У детей невозможно убедительно отдифференцировать истинные стремления ухода из жизни от демонстративных попыток, нацеленных на получение преимуществ, льгот или желаемых вещей. В то же время суицидальное поведение детей имеет несколько особенностей.
Во-первых, дети, стремящиеся уйти из жизни, отличаются от других детей, как и от взрослых суицидентов, тем, что воспитывались в условиях, которые помешали им сформировать глубокие привязанности к своим родителям. Это, в свою очередь, воспрепятствовало появлению каких-либо серьезных интересов, которые могли бы удерживать их от суицида. Совершая покушения, они без серьезных сожалений оставляют родителей, братьев, сестер, прародителей. Они были лишены опыта переживания глубоких чувств и не могут представить их у других людей.
Во-вторых, детские суициды в отличие от таковых у взрослых и даже подростков провоцируются незначительными событиями в жизни.
В-третьих, применяемые средства для ухода из жизни не соответствуют выраженности их желания и случайно приводят либо к очень серьезным нарушениям здоровья, либо практически не приносят никакого вреда.
В-четвертых, характер суицидального поведения зависит от степени понимания детьми необратимости смерти.
В-пятых, суицидальное поведение детей определяется констелляцией многих неблагоприятных факторов, из которых самыми важными представляются следующие:
1) депривация, отвержение, жестокое обращение в раннем возрасте, приводящие к нарушению формирования привязанности детей к своим родителям;
2) семейное воспитание, препятствующее гармоническому формированию детской личности;
3) наследственная отягощенность самоубийствами, алкоголизмом и психическими заболеваниями, передающими предрасположенность к нервно-психическим расстройствам и чувствительности к неблагоприятным факторам среды;
4) последствия органических поражений головного мозга (черепно-мозговой травмы, менингоэнцефалита);
5) хронические соматические заболевания (ревматизм) или неоднократные истощающие болезни;
6) переживания физической, умственной или другой имеющейся или воображаемой неполноценности;
7) переживание своей незащищенности, бесперспективности, ненужности, опустошенности, являющихся, как правило, эквивалентами депрессивного состояния.
Суицидальное поведение психически больных детей
Для лучшего понимания механизмов суицидального поведения психически здоровых детей нами произведено сравнение их поведения с таким же поведением 50 сверстников, страдающих психическими заболеваниями: шизофренией, умственной отсталостью, эпилепсией, аффективным психозом и др.
Формирование мотива суицидального поведения у больных с психическими расстройствами зависит от еще сохранной психической деятельности, психогенных воздействий или психопатологической сим-томатики (ПепеляеваТ. И., 1989).
У пятой части наблюдавшихся психически больных детей мысли, намерения покончить с собой и покушения появлялись в связи с реальными, трудными для детей обстоятельствами. Они возникали в связи с потерями (смерть матери), неприятием тех обстоятельств, в которых они жили в семье (драки в семье, жестокое обращение с ними) или в связи с фрустрациями, вызванными различными причинами (не справился с программой школы). Это случалось также в связи с уличением в воровстве, из-за того, что мать выкинула хомяка и не купила рыбку, из-за того, что «дразнят нищенкой, безотцовщиной», исключили из школы, хотят отправить в больницу, переводят «в школу для дураков».
У такого же числа больных детей стремление уничтожить себя было обусловлено возникновением болезненных (бредовых или сверхценных) идей: «Бог от меня отвернулся»; «Думала, что ко мне плохо относятся окружающие люди»; «Решила, что родители умерли и мне не надо жить»; «Хотела умереть раньше мамы, чтобы не остаться одной»; «Нет свободы, кругом чудища»; «Хотят убить»; «Не нахожу общего языка».
У некоторых ребят суицидальное поведение можно было объяснить галлюцинаторными переживаниями. Больные утверждали, что голоса им «велели не жить», что приказывали «покончить собой», «съесть таблетку», «прыгнуть с 15 этажа».
Поведение почти трети больных определялось дисфорическимирасстройствами («зла на мать, жить не хочется», «довели до нежелания жить») или депрессиями («так плохо, что жить не хочется», «скучно», «хуже всех»).
Суицидальные высказывания и покушения иногда возникали на высоте аффекта. Были также и импульсивные покушения на свою жизнь.
У половины описываемых детей наблюдались различные формы агрессивного и разрушительного поведения. Они были злобными, жестокими, участвовали в драках. Некоторые из них истязали и убивали животных, угрожали расправиться со сверстниками, убить своих родителей, набрасывались на них с ножом.
У многих больных детей возникали страхи смерти, чужих людей, темноты, школы. Часть из них уходили из дома или интерната, бродяжничали, пытаясь сменить свою постылую семейную жизнь на участие в асоциальных компаниях.
Ниже приводится один из примеров представляемых случаев.
ПРИМЕР 35___________________________________Лена, 12 лет
Мать — почтовая служащая, холодная примитивная женщина. Отец — грузчик, дебошир, вор, ушел из семьи полгода тому назад.
От 1-й беременности, протекавшей с токсикозом. Психомоторное развитие без особенностей. При посещении детского сада были трудности в поведении.
В 4 года была сексуально использована отцом, инцестуозные отношения с ним некоторое время продолжались.
В школе с 7 лет, успеваемость посредственная. Были конфликты с соучениками. Уроки просиживала под партой. Никого не любит в школе. Ее также не уважают и не любят. Считают тупой. Девочка лживая, ворует у соседей деньги, вещи, еду. Собирает на помойке вещи. Эмоционально
холодна. Злая, грубая, ненавидит мать, брата, сестру. Жестоко избивает 5-летних двойняшек. Выворачивала руки детям. Молотком убила кошку. Рисунки постоянно на одну и ту же тему — космос.
Впервые мысли о том, чтобы зарезаться, появились в 6 лет. Неоднократно суицидные мысли приходили вновь: «Жить не интересно, умрешь тихо, темно, никто не тревожит».
После поминок умершего деда слышала, как он стучал в окно. Ночью за девочкой гнались мертвецы. Убегала из дома.
За день до 12-летия «в мозгах услышала голос». Он говорил как робот: «Съешь таблетки, чтобы умереть». С голосом пререкалась. Встретив знакомую, сказала ей: «Наверное, умру». В школе на перемене, на глазах у всех приняла таблетки анальгина, эритромицина.
В 12 лет появились menarche.
Заключение. Девочка многократно переносила эмоциональные потрясения в связи постоянными драками и скандалами между родителями. Из-за рождения младших детей не получала должного внимания и заботы. Особенно тяжелым для нее был стресс изнасилования отцом. Депрессивные переживания проявились нарушениями поведения, возникли суицидальные мысли. На потерю деда отреагировала реактивными психотическими симптомами. Появление первых менструаций совпало с возникновением стойкого псевдогаллюцинаторного синдрома. Именно галлюцинации послужили последним толчком к реализации давних мыслей о необходимости уйти из жизни. Психопатологическая оценка девочки — шизофрения.
Психически больные дети, желая покончить с собой, очень часто использовали особенно опасные способы самоубийства. Многие из них, например, стремились отравиться, для чего принимали множество таблеток разных лекарств, выпивали стеклоочиститель или другие технические жидкости. Они нередко пытались выброситься из окна, с балкона, в пролет лестницы. Нередко также происходило удушение колготками, шнурами, подушкой. Некоторые дети совершали порезы острыми предметами, кололи себя иголками, раздирали кожу. Были и такие дети, которые бросались под транспорт, пытались утопиться.
Можно было бы предположить, что для этих детей единственной причиной попыток уйти из жизни является искаженная болезненными переживаниями оценка реальности. Однако подавляющее большинство этих детей воспитывалось в очень неблагополучной психологической обстановке, а часть из них подвергалась к тому же издевательствам и истязаниям. Следовательно, стремление детей уйти из жизни было определено не только психопатологией, но и невыносимыми условиями воспитания. Возможно, что у части детей был другой механизм развития суицидального поведения: семейная среда провоцировала развитие психического заболевания, а оно, в свою очередь, вызывало болезненную реакцию на существование в неблагополучной семье. Следующий пример иллюстрирует суицидальное поведение умственно отсталого ребенка.
ПРИМЕР 36______________________________________Валя, 10 лет
Мать страдает алкоголизмом, поведение антисоциальное. Ушла из дома, лишена родительских прав. Отец умер в 33 года от туберкулеза, когда девочке был 1 год, брак не был зарегистрирован. Живет с бабушкой. Имеет сестру 14 лет и брата 13 лет от другого отца.
От 3-й беременности, прошедшей на фоне алкоголизации. Роды нормальные. С 6 месяцев больна туберкулезным лимфаденитом внутригрудных желез. Обнаружена туберкулема мозга. Начала ходить после года. Первые слова к 3 годам. До 2,5 лет в туберкулезной больнице. Затем воспитывалась матерью, которая постоянно была в пьяной компании. С 5 лет в течение месяца была в детском саду. В 6 лет собутыльники матери напоили девочку и бросили. С 9 лет в школе. Вскоре заболела, не посещает занятия. Переведена в коррекционную школу 8 вида. Девочка агрессивная, упрямая. Во время аффективной вспышки угрожает бабке и матери убить, хватает нож. Жалуется на боли в груди. Интеллектуальное развитие соответствует легкой степени умственной отсталости. Будучи в дис-фории, с целью самоубийства приняла клофелин. В бессознательном состоянии попала в дезинтоксикационное отделение, а оттуда в психиатрическую больницу.
Заключение. Девочка с раннего детства была лишена возможности сформировать привязанность к матери, так как последняя, случайно забеременев, не обращала на нее внимания и не заботилась о ней. Более того, в связи с болезнью в самый чувствительный период жизни она находилась в больнице, где ее воспитывал многочисленный персонал. В семье на девочку негативное влияние оказал образ жизни матери и ее окружение, которые способствовали формированию у нее заниженной самооценки, подавленной агрессивности и неустойчивого настроения. Разочарования и обиды, перенесенные ребенком, сказались в ее аффективной взрывчатости, злобности и агрессивности. В силу примитивности у нее отсутствовали какие-либо интересы. Обстоятельства сложились так, что у нее не было человека, к которому она была бы серьезно привязана. В связи с эти не вызывает удивления, что в состоянии аффективного возбуждения она присущую ей агрессивность направила на себя. Клинический диагноз: легкая степень умственной отсталости, расстройство личности по возбудимому типу.
В основе суицидального поведения умственно отсталых детей лежат нарушения поведения, связанные с эмоционально-волевой неустойчивостью или аффективной взрывчатостью. Толчком к возникновению суицидального поведения нередко были затруднения в освоении школьной программы, неспособность установить взаимоотношения в интернате и т. д. Условиями для появления суицидального поведения чаще всего были дисфорические или депрессивные состояния. Причиной же были нарушенные семейные отношения, вызвавшие депри-вацию, отвержение и, в конечном итоге, недоразвитие эмоциональных основ личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психология больных детей изучена недостаточно. Еще меньше известно об отношении детей к своему здоровью и о понимании ими строения и функций собственного тела. В то же время без знаний о том, как относится ребенок к своему здоровью, т. е. без понимания его внутренней картины здоровья, невозможно понять психологию больного ребенка, его внутреннюю картину болезни (ВКБ). Таким образом, необходимость изучения психологии здоровья диктуется тем, что без проникновения в ее суть невозможно сформировать адекватное представление о реакциях личности ребенка на болезнь, а потому и не удается создавать больному необходимую психотерапевтическую поддержку. Кроме того, знания об отношении детей к своему здоровью помогут построить всеобъемлющую концепцию укрепления их здоровья, проводить эффективную профилактику.
Для понимания отношения индивида к здоровью необходимо учитывать, что переживание чувства здоровья связано не только с отсутствием болезни и инвалидности, но и с наличием полноценного гармонически развитого физического, психического и нравственного состояния, которое позволяет оптимально, без всяких ограничений осуществлять общественную и, прежде всего, трудовую деятельность (Петровский Б. В., 1973). В понятие здоровья входит не только оптимальное функционирование органов и систем организма, его физическое благополучие, но и субъективное психологическое ощущение своего здоровья, возможность активной общественно-трудовой деятельности.
Здоровье одновременно и субъективно, и объективно, поскольку при плохом самочувствии могут отсутствовать объективные данные, с другой стороны, при их наличии самочувствие может оставаться до определенного времени хорошим (Брусиловский Л. С., 1959).
Внутренняя картина здоровья, по существу, — это составная часть самосознания, которое под влиянием интеро- и экстерорецепторов формирует представление о физическом состоянии, сопровождающемся эмоциональным своеобразным фоном. Представление о своем соматическом состоянии с определенными переживаниями отражается в различных формах отношения человека к своему здоровью. В одних случаях — это пренебрежение, в других — повышенное внимание, в-третьих, — адекватное отношение (Квасенко А. В., Зубарев Ю. Г., 1980).
Оценивая детей, С. М. Тромбах (1981) к их характеристикам здоровья относит отсутствие заболеваний, нормальное развитие организма и благоприятное функциональное состояние. Оценка психологии здоровья складывается из наблюдений за настроением, поведением, реакциями ребенка на те или иные изменения окружающей среды и из его рассказов о своем самочувствии. При этом очень существенно различать состояние и самочувствие. Состояние отражает истинное положение дел в организме и его функциях. Оно может быть выражено в показателях, установленных в результате измерений, анализов, проб и др. Самочувствие — субъективно и не всегда точно. Оно выражает испытываемые ребенком чувства, настроение и иногда очень не соответствует истинному положению дел (Долецкий С. Я., 1983).
Работы, специально посвященные изучению психологии больного ребенка, показывают, что большое значение для понимания его переживаний имеют исследования самосознания, схемы тела, внутренней картины здоровья и других проблем, связанных с формированием психических состояний здорового и больного ребенка. В процессе становления личности происходит осознание ею особенностей своего тела, внешности, формирование его схемы и половой принадлежности. Этот процесс опосредуется потребностями развивающейся личности и ее отношениями с окружением. Таким образом, самосознание является единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного (Соколова Е. Т., 1989). Образ физического «Я» формируется в зависимости от развития аффективных и когнитивных процессов, от индивидуальных особенностей созревающей личности. Повышенная чувствительность к любой относящейся к «Я» информации, обусловленной зависимостью и недостаточной когнитивной дифференцированнос-тью, приводит к большей значимости для «Я» аффективных процессов. Понимание этого личностью влечет за собой устранение нарушенного равновесия. В процессе сохранения целостности «Я» развиваются защитные механизмы, искажающие истинное его значение, но позволяющие сохранить позитивное отношение к себе. Психологическая защита — это не только действия на понятийном уровне, но и результат преобразования таких аффективных процессов, как тревога (Соколова Е. Т., 1989).
По мнению некоторых авторов, в основе психосоматических невротических симптомов, а также структуры реагирования на заболевание может лежать нарушение отношения к своему телесному и духовному «Я», изменение самосознания.
Реакция же на заболевание ребенка формируется иначе, чем у взрослого человека. Это зависит, в частности, от того, что дети долго не разделяют телесное и психическое. Они также думают, что повреждение тела, физическая боль не влияют на мыслительную деятельность — состояние «Я» (Субботский Е. В., 1985). Это, в свою очередь, создает искаженную картину болезни.
На возможность возникновения реакций личности ребенка и подростка на болезнь обратили внимание лишь в последнее время, хотя уже давно А. А. Киселю (1940), например, было известно, что при соматических заболеваниях в детской психике наступают изменения. При этом оказывается, что формирующееся у маленьких пациентов отношение к заболеванию зависит от многих обстоятельств. В первую очередь — от возникающих у них ощущений боли, тяжести болезни, глубины поражений, необратимости, инкурабельности или успехов лечения заболевания (Еренков В. А., 1976; Яковлева А. А., 1977; Игнатьева Н. Д. и др., 1978). В значительной степени на личности сказывается помещение детей в больницу, соседство с больными, ограничение их активности, отрыв от сверстников и членов семьи, изменения режима питания и состава диеты (Еренков В. А., 1976; Forman M. A. et al., 1983).
На отношение к болезни оказывают влияние возраст, предболез-ненное состояние, темперамент, акцентуация личности, наличие или отсутствие психопатизации, незрелость самосознания и личностной самооценки, половая принадлежность, психосексуальное развитие (Игнатьева Н. Д. и др., 1978; Сидельников В. Я., 1982). Также имеют значение своеобразие интерперсональных отношений в семье, семейная обстановка, тип воспитания, родительская реакция на болезнь ребенка (Захаров А. И., 1971; Игнатьева Н. Д. и др., 1978). Наконец, отношение к болезни детей определяется степенью осознания дефекта, кататимной психологической защитой, представлениями о болезни (Сидельников В. Я., 1982; Яковлева А. А., 1977).
Опыт отечественных и зарубежных исследователей показывает, что всеобъемлющую оценку состояния больного в детской клинике трудно сделать, если используются только такие понятия, как отношение или реакция на заболевание. Разобраться в переживаниях заболевшего ребенка или подростка, как нам кажется, возможно, лишь изучая ВКБ. Такой подход расширяет представление о психологии больного. Он позволяет уяснить, что испытывает и переживает заболевший, каковы его ощущения, самочувствие, какой представляет свою болезнь, ее причины. Более того, мы можем узнать, чего ждет пациент от терапевтических вмешательств, понимает ли их необходимость, полезность и верит ли в их эффективность.
Многолетнее изучение психологии больных детей привело нас (Исаев Д. Н., 1984,2000) к выводу, что к основным факторам, влияющим на формирование внутренней картины болезни (ВКБ) у детей, относятся: 1) объективные проявления болезни; 2) особенности эмоционального реагирования; 3) половая принадлежность; 4) уровень интеллектуального функционирования; 5) опыт жизни и перенесенных болезней; 6) информация о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении; 7) понимание универсальности и необратимости-смерти; 8) отношение родителей к заболеванию; 9) влияние медперсонала; 10) другие стрессоры.
У детей ВКБ формируется в основном на эмоционально-чувственном (неосознаваемом), а не на логическом (сознательном) уровне. «Расшифровав» ВКБ, врач или психолог смогут реконструировать те ее элементы, которые частично не осознаются, и использовать их в процессе медикаментозного лечения и психотерапии, что поможет больному создать адекватную ВКБ.
Дети и подростки, находящиеся на лечении в стационаре или обращающиеся за помощью в поликлинику, очень часто наряду с соматическими жалобами имеют отдельные, а иногда и многие симптомы нервно-психических расстройств. С другой стороны, детский невролог или психиатр нередко замечают у своих пациентов не только отклонения со стороны нервно-психической сферы, но и соматические нарушения. Из этого факта можно сделать заключение, что многие, если не большинство, больные страдают как физически, так и психически.
Приняв это положение, необходимо осмыслить, в каких именно взаимоотношениях могут находиться психические расстройства, с одной стороны, и соматические — с другой. Ответ на этот вопрос не только улучшит диагностику, позволит сделать лечение более эффективным, используя, в частности, психотерапевтические средства, но и создаст перспективы для предупреждения душевных и телесных нарушений.
Постоянное накопление у детей негативных переживаний или кратковременные и тяжелые стрессы, ослабив психологическую защиту и разрушив механизм гомеостаза в организме, могут сделать детей беззащитными перед лицом внешних вредностей. Это, в конечном итоге, может привести к психосоматическим расстройствам (болезням адаптации). Педиатр, знающий возрастные особенности психики детей и умеющий управлять их психологией, использует этот важный терапевтический инструмент в борьбе с болевым синдромом, в процессе лечения соматических заболеваний, нарушений поведения и нервных расстройств. Клинический психолог, работающий с «трудными больными» детьми, также может много сделать для их лечения.
Педиатр и клинический психолог чаще всего оказываются первыми, кто должен заподозрить и распознать наиболее часто встречающиеся психические отклонения (астению, нарушения восприятия мышления и эмоциональные расстройства и др.) при различных заболеваниях детского возраста. Именно им предстоит решать, приглашать ли для консультации детского психиатра и где (в больнице, в санатории или дома) при необходимости продолжать лечение ребенка (подростка).
Психические расстройства, возникающие на неполноценной почве (у умственно отсталых детей, у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у детей с хроническими заболеваниями и т. д.), как правило, приобретают атипичные черты. Это затрудняет их диагностику и требует от врачей и психологов специального терапевтического подхода.
Особенно серьезные психологические трудности возникают в семьях, где дети болеют тяжелыми хроническими или неизлечимыми заболеваниями (лейкозом, муковисцидозом, новообразованиями и т. д.). В этих случаях в психологической поддержке нуждаются не только дети, но и их родители.
Специального внимания заслуживает суицидальное поведение детей и подростков. В некоторых случаях педиатрам и клиническим психологам придется выявлять детей и подростков с повышенным риском и психологически их поддерживать. Не менее важной заботой детских врачей может стать сохранение жизни детям или подросткам, не завершившим самоубийство, и предупреждение последующих попыток.
Работа педиатра, клинического психолога, занимающихся предупреждением возникновения заболеваний, практикующих и передающих свой опыт другим, является в самом лучшем смысле слова общественным делом. Воспитание будущих специалистов и повышение квалификации уже имеющих некоторый опыт требует постоянного и строгого этического ориентира. Общие и частные проблемы деонтологии и медицинской психологии, касающиеся уважения к личности ребенка, к его правам в семье и обществе, предупреждения злоупотреблений в отношении ребенка, улучшения качества жизни, взаимоотношений между медицинским персоналом и родителями и т. д. должны быть всегда в поле зрения как педиатров, так и клинических психологов.
Еще не существует отдельной дисциплины, которая бы обобщала опыт работы с психологическими проблемами больных детей. Достаточно давно (в 1930 г.) Дж. Андерсен указал на необходимость созда-
ния такой специальности, отражающей потребности врачей к пониманию психологии маленьких пациентов. Однако только в 1967 г. Л. Райт очертил предмет этой новой ветви науки — «психологической педиатрии». Он полагал, что психологическая педиатрия будет междисциплинарным образованием, адресующимся к полному спектру проблем физического и психического развития, проблем здоровья и болезни, затрагивающих детей, подростков и их семьи. Таким образом, психологическая педиатрия должна возникнуть на стыке психологии развития, психологии здоровья и детской психопатологии. Ее содержание, по мнению Л. Райта, могло бы охватить психологическую оценку детей и подростков, помощь в следовании предложениям врача, управление болью, лечение психогенных заболеваний, этику и защиту интересов ребенка.
Автор надеется, что эту книгу можно рассматривать как первую в нашей стране попытку создать отечественную психологическую педиатрию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г. С., Юдиц Ю. А. Психология в медицине. М : Кафедра-М, 1998. 272 с.
2. Авдеева Е. Г. Психоневрологические и психологические особенности детей с патологией органов пищеварения // Педиатрия. 1993. № 1. С. 99-102.
3. Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб.: СПбПМИ, 1994.
4. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. М.: ИИП, 1999.
5. Астапов В. М. Тревожность у детей. М., 2001.
6. Боль Л. В. От 8 до 17 или что думают о здоровье наши дети. М.: ТЦ СФЕРА, 1999. 224с.
7. Баркан А. И. Динамика функциональных параметров при адаптации детей к школьному учреждению, школе и больнице: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. М., 1988. 45с.
8. Батанова Н. А., Исаев Д. Н., Юрьев В. В. Психопатологические особенности детей с вегетососудистой дистонией по гипотоническому и гипертоническому типу // Психопатология, психология эмоций и патология сердца. М., 1988. С. 38-39.
9. Белоконь Н. А. Состояние церебральных структур и мозговой гемодинамики у здоровых детей и детей с вегетососудистой дистонией // Журн. невропатол. и психиатр. 1987. Вып. 10. С. 1479-1483.
10. Белоусов Ю. В., Скумин В. А. Психотерапевтические аспекты реабилитации детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы // Педиатрия. 1986. № 8. С. 46-49.
11. Бехтерев В. М. Об отношении между психическими и нервными болезнями // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1908. № 1. С. 12-13.
12. Брязгунов И. П. Между здоровьем и болезнью. М., 1995. 224 с.
13. БурлачукЛ. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998. 262 с.
14. Буторина Н. Е. и др. Особенности нервно-психических расстройств при ожоговой болезни у детей и подростков //Актуальные проблемы соматопсихиатрии и психо-соматики. М., 1990 С. 38-40.
15. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999.
16. Буянов М. И. Недержание мочи и кала. М.: Медицина, 1985.
17. Вассерман Л. И. и др. О психологической диагностике типов отношения к болезни // Психологическая диагностика отношения к болезни. Л., 1990. С. 8-16.
18. Велыпищев Ю. Е., Белоконь Н. А., Шварков С. Б. и др. Роль психологических и сре-довых факторов в генезе психосоматических сердечно-сосудистых заболеваний у подростков // Психопатология, психология эмоций и патология сердца. М., 1988. С. 18-19.
19. Веселое Н. Г. Социальная педиатрия. СПб., 1996. 396 с.
20. Волков В. Т. и др. Личность пациента и болезнь. Томск, 1995. 328 с.
21. Воронков Б. В. Инициальные нервно-психические расстройства при гепатитах у детей и влияние микросоциально-психологических факторов на их возникновение //Журн. невропатол. и психиатр. 1984. Вып. 10. С. 1523-1526.
22. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб., 1997.
23. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации//Школьная дезадаптация. М., 1995. С. 8-11.
24. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1994.
25. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб.: Сфера, 1994.
26. Горемыкин В. И. Бронхиальная астма, патология билиарного тракта у детей. Автор, дисс. докт. СПб., 1999. 44 с.
27. Гурьева В. А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: Крона пресс, 1996. 206с.
28. Детская психоневрология / Под. Ред. Л. А. Булаховой. Кшв: Здоров'я, 2001.
29. Дробинская А. О. Школьные трудности нестандартных детей. М.: Школа-Пресс, 1999.
30. Егоров А. Ю. Основы наркологии. СПб.: ИСПиП, 2000.
31. Дмитриева И. В., Дмитриева Т. Н., Родионов И. А. Нервно-психические изменения при предъязвенном состоянии и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки и желудка в детском и подростковом возрасте // Научно-практическая конференция по неврологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Калуга, 1988. С. 87-88.
32. Ефимов Ю. А. Диагностика предболезненных явлений психосоматических расстройств у детей: Дисс. 1994.
33. Ефремов К. Д. ВКБ и некоторые механизмы психосоматической дестабилизации у детей с ангиодистонией // Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. Л., 1990. С. 44-49.
34. Ефремов К. Д., Резник В. И. О нервно-психических расстройствах у детей с вегето-сосудистой дистонией гипертонического типа с нарушением сердечного ритма. 5-й Всеросс. съезд невропатол. и психиат. М., 1985. Т. 3. С. 46-48.
35. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988.
36. Здоровье. Развитие. Личность / Под ред. Г. Н. Сердюковской. М.: Медицина, 1990.
37. Зелинский С. М. Психические расстройства и ВКБ у детей, страдающих сахарным диабетом: Дисс. 1995.
38. Иванова Н. А. Психоневрологические нарушения у детей, больных бронхиальной астмой: Обзор, лит. // Вопр. охр. мат. и дет. 1989. N° 5. С. 57-60.
39. Игумнов С А. Клиническая психотерапия детей и подростков. Минск: Беларуская навука, 1999.
40. Иовчук Н. М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков. М.: Школа-пресс, 1999.
41. Исаев Д. Д. Подростковая сексология //Подростковая медицина. Л.: Спецлит, 1989. С. 567-585.
42. Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л.: Медицина, 1984.
43. Исаев Д. Н. Медико-психологические аспекты психосоматических заболеваний и внутренняя картина болезни в детском возрасте // Психиатрические аспекты педиатрии. Л., 1985. С. 7-92.
44. Исаев Д. Н. Психосоматический подход к изучению заболеваний у детей и подростков. 8-й Всес. съезд невропатол. и психиат. М., 1988. С. 197-198.
45. Исаев Д. Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. 1992. Вып. 2. С. 17-27.
46. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб.: Специальная литература, 1996. 454 с.
47. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб.: Питер, 2000.
48. Исаев Д. Н., Микиртумов Б. Е., Богданова Е. И. Сексуальные проявления у детей — симптомы нервно-психических расстройств // Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. СПб., 1976. 83 с.
49. Исаев Д. Н., Александрова Н. В. Возрастные особенности инфекционных психозов у детей и подростков // Журн. невропатол. и психиатр. 1983. Вып. 2. С. 267-271.
50. Исаев Д. Н., Ефремов К. Д. Роль психогенных факторов микросоциальной среды в формировании вегето-сосудистой дистонии гипертонического типа у детей // Структурно-функциональные основы нервных и психических заболеваний. М., 1983. С. 90-93.
51. Исаев Д. Н., Шац И, К. Внутренняя картина болезни у детей с острым лейкозом // Педиатрия. 1985. № 7. С. 42-44.
52. Исаев Д. Н., Каган В. Е, Психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1986.
53. Исаев Д. Н., Воронков Б. В., Бельская Л. А., Тульчина Л. И, О факторах риска при психосоматических заболеваниях ЖКТ у детей // Психогенные и психосоматические расстройства. Тарту, 1988. Т. 2. С. 324-326.
54. Исаев Д. Н., Воронков Б. В., Тульчина Л. И. Участие неблагоприятных психосоциальных факторов в генезе хронических заболеваний органов пищеварения, б-й Всероссийский съезд психиатров. 1990.129 с.
55. Исаев Д. И., Зелинский С. М. Внутренняя картина болезни у детей с сахарным диабетом // Педиатрия. 1991. № 2. С. 33-37.
56. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев: Вища школа, 1987.
57. Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей // Неврозы у детей и подростков. М., 1986. С. 74-75.
58. Калитиевская Е. Р. Психологические факторы в развитии гипертонической и язвенной болезни в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. Л., 1985. С. 137-141.
59. Калашников Б. С. Клиника и течение пограничных психических нарушений у детей, страдающих нейродермитом: Автореф. дисс.... канд. мед. наук. Л., 1986. 216 с.
60. Кашникова А. А. и др. Система «мать-дитя» как коррекционный фактор в условиях стационара для детей дошкольного возраста. 12 Съезд психиатров России. М., 1995. С 369-371.
61. Киреева И. П., Осокина Г. Г. Клинико-психопатологическая картина при вегето-сосудистой дистонии у подростков. Научно-практ. Конф. по неврол. и психиат. детского возраста. Калуга, 1988. С. 114-115.
62. Кириченко Е. И. Типология реактивных депрессий у детей младшего возраста // Журн. невропатол. и психиатр. 1988. Вып. 8. С. 64-66.
63. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.
64. Козидубова В, М. Депрессии подростков. Дисс. докт. М., 1992.
65. Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф. Роль факторов среды и индивидуальной реактивности в возникновении и клинике пограничных нервно-психических расстройств детского возраста // Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской. М., 1985. С. 66-91.
66. Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 1981.
67. Кон И. С. Психология старшеклассника. М , 1980.
68. Коркина М. В., Цивилько М. А., Мартов В. В. Нервная анорексия. М., 1986. 176 с.
69. КощавцевА. Г. Психосоматические нарушения пищевого поведения у детей 1-го года жизни. Дисс. канд. СПб., 1996.
70. Крук И. В. Церебрастенические состояния у детей дошкольного возраста. Киев: Здоровья, 1990.
71. Крыжановский и др. Нейроиммунопатология. М., 1997. 283 с.
72. Крылов В. И. Пограничные психические заболевания с нарушениями пищевого поведения. СПб.: Шанс, 1995. 95 с.
73. Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. М.: Медицина, 1984.
74. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984.
75. Левые Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб.: Питер, 1997.
76. Листопад Т. Н. Медико-психологические аспекты контакта «Мать — Ребенок» в не-онатологическом стационаре: Дисс. 1992.
77. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. Л.: Медицина, 1985.
78. Личко А. Е., Иванов Н. Я., Калитиевская Е. Р. Влияние хронических психосоматических расстройств на формирование акцентуаций характера у подростков. 5-й Всерос. съезд невропатол. и психиат. М., 1985. Т. 3. С. 98-100.
79. Лурия Р. А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. Изд. 2-е. М., 1977. 160с.
80. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001.
81. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах слуха и зрения. М.: 1987.
82. Менделевич В. Д. Психиатрическая пропедевтика. М.: Медицина, 1997.
83. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М.: Владос, 1997. 304 с.
84. МикиртумовБ. Е. Нервно-психические нарушения при функциональных расстройствах менструального цикла в пубертатном возрасте: Дисс. докт. мед. наук. Л., 1988.
85. Мнухин С. С. О некоторых общих особенностях картин и течения токсико-инфек-ционных психозов у детей и подростков. 1-й Всерос. съезд невропатологов и психиатров. 1963. Т. 1. 289с.
86. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987. 168 с.
87. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
88. Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1995.
89. Осипенко Т. Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М.: Медицина, 1996.
90. ОсоринаМ. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1998.
91. Попаян А. В. и др. Психотерапия и ее эффективность при бронхиальной астме у детей // Вопр. охр. мат. и дет. 1983. № 5. С. 16-20.
92. Лоренс Г. Агрессия наших детей. М.: Форум, 1997.
93. ПисевичМ. В. Кл<