Покушения детей на свою жизнь
Более половины наблюдавшихся нами детей совершили покушения на свою жизнь. Только случайное постороннее вмешательство или стечение обстоятельств не позволили им завершить задуманное. Более четверти этих детей пытались выброситься из окна, спрыгнуть с крыши или с дерева. Примерно такое же число детей принимали десятки таблеток различных лекарственных средств. Многие душили себя шарфами, полотенцами, подушками или вешались (так, один ребенок повесился на дверной ручке). Остальные бились головой об стенку или резались ножом, бритвой и другими острыми предметами, а также бросались под автомобиль.
Иллюстрацией является нижеследующий случай.
ПРИМЕР 34 __________________________________Паша, 9 лет
Двоюродный дядя со стороны отца совершил суицид. Мать была заботлива, чрезмерно опекала ребенка. Развод с отцом ребенка — 4 года назад. Паша очень переживал уход отца, был заторможен, суетлив, были необычные высказывания. Лечился около 1,5 мес. Мальчик встречался с отцом. Отчим относился к ребенку безразлично. В семье живет тетка с дочерью. У мальчика — отдельная комната.
От 6-й беременности, протекавшей с пиэлонефритом, и 2-х родов. От 1-й беременности — старшая, уже взрослая сестра. Родился на 26-й неделе, масса — 930 г. 2,5 месяца выхаживали. Затем развивался быстрее. В 1 год 4 месяца начал ходить. Диагностирована перинатальная энцефалопатия.
Обнаружен врожденный двойной порок сердца. В 8 лет — черепно-мозговая травма.
В детском саду удержался недолго, плакал, не отпускал мать. Кусал детей, которые хотели с ним играть. В 5 лет в связи с эмоциональной неустойчивостью обращались к психиатру.
С 7 лет школе, справлялся с программой. Во 2-м классе на домашнем обучении, так как был неусидчив, срывал занятия, не подчинялся школьному распорядку. За последний год стал угрюмым, агрессивным к кузине. Появились неистовство, озлобленность, негативизм. Обнаруживал необычную жадность. Постоянно возникали аффективные разряды, психомоторное возбуждение. Под ковром держал бритву и шприц. Ссорился с кузиной, когда она брала его вещи. Появились суицидальные высказывания: «Перестало хотеться жить». Заявил, что утопится в пруду. Бился головой о стенку, хотел умереть. Обещал: «Сброшусь с дерева, чтобы убить себя». Душил себя теннисной сеткой.
Заключение. Родился от неблагополучной беременности, маловесным недоношенным ребенком с серьезным пороком сердца. Эмоциональное созревание протекало с отклонениями. Был очень ранимым, сформировалась аффективная вспыльчивость. В дошкольном возрасте появившаяся агрессия и недисциплинированность стали препятствием для нормального общения и посещения детского учреждения. В 5-летнем возрасте пережил посттравматическое стрессовое расстройство в связи с расставанием с отцом из-за развода. Так как с отцом иногда встречается, то не может полностью изжить обиду.
В школе удержаться во 2-м классе не смог из-за неуправляемого поведения.
Ухудшение, по-видимому, связано с развившимся соперничеством между ним и кузиной, получавшей, по его мнению, несправедливо больше внимания и любви. Аффективная взрывчатость у ребенка с органическим повреждением головного мозга.
Суицидальные мысли и намерения у наблюдавшихся детей появлялись на фоне продолжительно сниженного настроения, были стойкими и серьезными. Суицидальные поступки в связи с их настойчивостью, повторением вне зависимости от ситуации, вероятно, можно рассматривать как покушения. Качество и опасность этих покушений отличаются от того, что наблюдается у подростков, своей кажущейся несерьезностью и «демонстративностью».
Толчком, последней каплей, провоцировавшей покушения на свою жизнь, у этих детей были различные и иногда не слишком серьезные, с точки зрения взрослого, события. Среди провоцирующих ситуаций отмечались плохие оценки, исключение из учебного заведения, оскорбление, ссора с любимым человеком, разбитое окно, замечание или избиение родителями.
Только у двух мотив для самоубийства казался недостаточно ясным, у подавляющего большинства детей он вытекал из их трудной, а у многих и невозможной для нормального существования жизни.
Причин для покушений у них было более чем достаточно. Практически все воспитывались в семьях с очень неблагоприятным психологическим климатом. В одних случаях они чувствовали себя отверженными из-за большего внимания, которое доставалось другим членам семьи, а иногда даже из-за отказа от них. В других оказывались под жестким давлением безразличных воспитателей, требовавших от детей невыносимого эмоционального напряжения и / или непосильного физического усилия. Часть из них к тому же подвергалась истязаниям и издевательствам, главным образом со стороны пьющих отцов или психически нездоровых родителей обоего пола. Некоторых детей то воспитывали дома, то отдавали, нанося детям душевную травму, в закрытые детские учреждения. Однако и там, и там они чувствовали себя чужими. И даже немногие дети из «благополучных» семей либо в начале своей жизни оказывались в ситуации депривации, либо никогда не чувствовали, что родители заинтересованы в их судьбе.
Почти все дети, совершившие покушение на свою жизнь, были аффективно вспыльчивыми, агрессивными. Почти половина из них вместе другими бродяжничали, воровали, вдыхали ингалянты, пробовали алкогольные напитки. Многие дети в связи с антисоциальным поведением и непосещением школы наказывались родителями, были на учете в милиции. Если одни крайне бурно реагировали на неблагоприятные обстоятельства, то другие были очень чувствительными, впечатлительными, постоянно испытывавшими различные страхи. Они глубоко и долго переживали неприятие, обиды или разочарования.
Таким образом, у большей части детей уже наблюдались признаки расстройства личности. С полным основанием можно сказать, что в их формировании принимала участие отягощенная алкоголизмом, самоубийствами и психическими заболеваниями наследственность.
У половины детей, совершивших описанные покушения, было реактивное состояние, у трети — распознана декомпенсация расстройств личности, а у пятой части — ситуативная реакция. У одного сенситив-ного, ответственного и соматически ослабленного ребенка из семьи, отягощенной психическими и неврологическими заболеваниями, под влиянием школьных неудач развился психогенный психоз. Еще у одной девочки, страдавшей ревматизмом, суицидальное поведение возникло по механизму реакции короткого замыкания. Мать и старшая сестра постоянно ее избивали. На фоне жестокого с ней обращения замечание матери из-за случайно разбитого окна привело ее к повешению.
У большей части детей задолго до того, как совершить покушение, появлялись мысли о нежелании жить, они думали о том, как уйти из жизни. Некоторые прямо высказывали свои претензии о том, что их не любят, что они никому не нужны, что они чужие, что их родители не родные или жаловались на усталость от жизни, обиду на близких. Угрозы большинства детей расстаться с жизнью на фоне переживаемых обстоятельств трудно было рассматривать как шантаж. Обещания что-то сделать с собой скорее были криком души, взывающей о помощи, чем выторговыванием себе преимуществ.