Отношение детей и подростков к смерти родителей и родственников
Информация, полученная от психически больных, показывает, что среди них больше потерявших родителей, чем среди остального населения.
В детском психиатрическом отделении из числа находившихся там больных только 41% воспитывался обоими родителями, причем у 18% пациентов один или оба родителя умерли. По мнению И. Лангмейера (1963), наихудшее влияние на судьбу детей оказывает отсутствие материнской любви, так как именно мать создает основу для отношений к людям, для доверия к окружающему миру.
Многие специалисты обнаруживают достоверно более высокий процент (от 7 до 60%) сирот среди психически больных в сравнении с воспитывавшимися в полной семье. Так, например, среди депрессивных больных сирот оказывается в 4 раза больше, чем в группе психически здоровых. Ранняя утрата одного или обоих родителей достоверно чаще встречается у совершивших те или иные преступления (Буянов М. И., 1970).
Проблемы, переживаемые во время умирания близкого, очень различаются в зависимости от возраста. Имеют значение различия в основах (ядре) личности и эмоциональных привязанностях у детей и взрослых. Младенец целиком зависим от одного лица — матери или замещающего ее человека, обеспечивающего физические и психические потребности. В связи с этим потеря столь значимой фигуры ставит под вопрос его существование, так как без ее поддержки он не может выжить. По своим проявлениям и продолжительности очень разнятся переживания потери родителя в детстве или в подростковом возрасте. Однако во всех случаях такая потеря ставит под сомнение не только возможность благополучного приспособления, но и саму жизнь ребенка. Когда кто-то оказывается перед лицом собственной смерти, такую ситуацию называют тотальной утратой. Это переживание одинаково тяжело для всех, безотносительно возраста. Тотальная потеря лежит за пределами нашего понимания. 3. Фрейд(1912) выразил эту мысль следующим образом: «В бессознательном каждого из нас существует убеждение в собственном бессмертии. Существовать, не будучи живым, не имея объекта любви немыслимо для человеческого сознания, хотя это может быть понято посредством исключения невозможного и принятием неизбежности смерти».
Реакция маленьких детей на потерю родителя является «анаклити-ческой», т. е. связанной с потерей источника пищи, тепла и защиты. Длительно существовавшее предположение о том, что дети не способны переживать смерть близких людей, было опровергнуто. Переживания детей определяются потерей объекта любви и идентификации, а потому эти чувства утраты оказываются очень глубоким, серьезно травмирующими их психику (Фрейд А. и Бурлингем Д., 1973).
Тяжесть психотравмы, возникшей из-за утраты родителя, объясняется также потерей материнской защиты. В связи с этим первоначально ребенок протестует против случившегося, что определяется его страхом одиночества, затем горюет и отчаивается, уже понимая происшедшее и, наконец, пытается приспособиться к жизни без близкого человека (БоулбиДж., 1960).
Более поздний подход к пониманию детского горя складывается из представлений о том, что на первой стадии переживаний дети осознают случившееся. На второй — у них исчезает привязанность к любимому человеку, на третьей — появляются воспоминания об умершем родителе и страстное желание вернуть его. В дальнейшем наступает стадия идентификации с умершим. Трудности приспособления после утраты у детей возникают, если они не имеют реалистического представления о смерти родителя или тогда, когда в последней стадии они сознательно противятся идентификации, тем самым препятствуя нормальному протеканию процесса горя (Фурман Е. А., 1974).
Кажется, что невозможно смягчить младенцу стресс утраты матери, как это происходит позже, когда с потерей объекта любви более старшие постепенно свыкаются. Смерть матери в младенчестве — тяжелое тотальное переживание, слишком близкое к страху собственной смерти, а потому и воспринимается как окончательная потеря. Когда в детстве умирает мать, ребенок пытается отвергнуть этот факт посредством фантазии своего всемогущества. Фактически, это сродни с тем, что происходит у взрослых, отвергающих смерть как тотальную потерю.
К. Р. Эйсслер( 1969) различает два страха, связанных с угрожающей смертью: страх лишиться будущего, сопровождающийся боязнью разрушения психики, души или личности, и страх, относящийся к разрушению тела и исчезновению без опасения потерять личность, т. е. менее тотальное переживание. Эти две формы страха смерти очень близки к основным источникам тревоги в детстве, страху потери матери, которая удовлетворяет важные потребности, или позже — потери ее любви и заботы и страху кастрации или уродования.
Д. В. Винникотт (1960) полагает, что тревога на ранних стадиях отношений между матерью и ребенком связана с альтернативой существования или исчезновения. При благоприятных обстоятельствах существование младенца начинает усложняться, что делает возможным появление мыслей о всемогуществе. В этой стадии слово «смерть» не получает соответствующего применения, а термин «смертельный инстинкт» не приемлем для понимания возникающих у ребенка разрушительных тенденций. Смерть для ребенка не имеет смысла до возникновения ненависти к человеческой личности. Смысл понятия «смерть» появляется тогда, когда человеческая личность уже может восприниматься ненавидимой или покалеченной. При этом он понимает, что ненавидимая или любимая личность, кастрированная или иным образом изуродованная, остается живой, а не убитой. Очевидно, что фантазии всемогущества возникают в детстве, чтобы защитить ребенка от возможности разрушения его личности, в то время как кастрация или другие формы калечения представляют для него более приемлемую форму смерти.
При приближении неизбежной смерти близкого человека возникает страх остаться одному. Д. В. Винникотт (1958) пишет, что вдобавок к взаимоотношениям между тремя: отцом, матерью и ребенком (Эдипов комплекс) и двумя (между матерью и ребенком) имеются еще отношения человека к своему одиночеству. Он указывает, что «способность быть действительно одиноким» основана на раннем переживании «быть в одиночестве в присутствии кого-то еще». Это переживание могло возникать на очень ранней стадии развития, когда незрелое «Я» ребенка сбалансировано «Я» матери. С течением времени поддержка матери укрепляет «Я» индивида таким образом, что он становится способным быть самостоятельным без частого обращения за помощью. Быть самим собой рядом с кем-то — это поддерживать взаимоотношения между «Я», среди которых, по крайней мере, один «самостоятелен». В то же время существование каждого важно для другого. Зрелость и способность быть самим собой предполагают, что индивид — благодаря достаточно теплым отношениям матери — имел шанс уверовать в безопасное окружение. Эта вера основана на многократном повторном удовлетворении инстинктов. Таким образом, индивид в приближении угрожающей смерти оказывается перед лицом отрыва от членов семьи и одиночеством в соответствии со способностью быть самостоятельным. Когда этой способности становится недостаточно, индивид начинает нуждаться в поддержке «Я» из внешнего мира, чтобы освободиться от тревоги отделения от близких. Само собой разумеется, что маленький ребенок нуждается в большей поддержке «Я», нежели старший или взрослый, чтобы быть способным остаться в одиночестве без тревоги.
Реакции ребенка на смерть
Задача оплакивания, связанного со смертью, сводится к ослаблению привязанности к родителям. Разрушение эмоциональных связей из-за свершившейся смерти близкого начиналось раньше и продолжалось в процессе развития личности в форме отделения от родителей, зависящего не только от возраста ребенка, но и от природы и интенсивности отношений и взаимодействий между ним и родителями.
Согласно 3. Фрейду (1912), когда жизнь показала, что любимого объекта больше не существует и реальность подсказывает требование подавить все чувства, связанные с объектом, человек нелегко это делает даже в том случае, когда ему предвидится замена... Это сопротивление может быть настолько сильным, что наступает отход от реальности и объект удерживается... При нормальных условиях победу одерживает уважение к реальности... Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых чувство было связано с объектом, приостанавливается, приобретает повышенную активную силу и на нем совершается освобождение либидо... По окончании этой работы печали «Я» становится опять свободным и освобожденным от задержек. Трактовка Фрейда работы печали, вероятно, идеальна и соответствует благоприятным обстоятельствам, которые обычно недостижимы даже у большинства взрослых.
Отмеченное Ц. М. Паркес (1972) появление «фантома мужей» у вдов в форме сильно выраженного чувства присутствия покойного встречается чаще, чем думают. У детей призрак родителя — также нередкое явление, когда переживание печали не приносит облегчения. В связи с этим задаются вопросом, идентичен ли механизм печали у детей и взрослых. В соответствии с мыслями А. Фрейд (1967), ребенок достигает постоянной привязанности к объекту любви в конце первого — начале второго года жизни. Ребенок не привязывается к заместителю объекта любви так же, как ранее, хотя и может принять его заботу. X. Нагера (1970) полагает, что только ко времени, когда отношения с объектом любви достигают прочности, тогда природа и качество энергии, направляемой на объект, может быть (по крайней мере, в неразвернутой форме) сравнено с уровнем, природой и качеством энергии, направляемой здоровым взрослым к своим ближайшим объектам. Именно эта энергия, которая должна быть отнята от бессчетных воспоминаний об объекте любви, и делает возможным появление энергии новых объектов.
По мнению Дж. Боулби (1960), печаль ребенка, начиная с 6 месяцев, сходна с той, что наблюдается у взрослых. А. Фрейд (1967), Р. Фурман (1964) среди других сомневались и утверждали, что лишь ребенок 4—4,5 лет способен к эмоциям горя в ответ на смерть родителя. В то же время А. В. М, Вольф (1958) оценивает возраст начала таких переживаний в 10-11 лет. X. Нагера (1970) и М. Вольфенштейн (1965), со своей стороны, доказывали, что печаль, описанная А. Фрейд, возможна только после отрыва от родителей в подростковом возрасте, хотя некоторые ее проявления могут наблюдаться уже в детстве.