Психосоматические ситуации, возникающие при хронических болезнях
Понятие ситуация используется в психологии довольно часто; ситуация является результатом активного взаимодействия личности и среды и определяется как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта (Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю., 1998). Применительно к психосоматическим ситуациям к таким элементам следует относить следующие составляющие. Объективные элементы: 1) стимулы (постановка или отмена диагноза); 2) эпизоды (госпитализация, выписка из больницы, болезненная процедура); 3) ситуации (длительный отрыв от родителей); 4) окружение (отсутствие сверстников в палате, круглосуточный уход за больным); 5) среда (домашняя обстановка, палата больницы). Субъективные элементы: 1) межличностные отношения с родными, сверстниками, медперсоналом; 2) социально-психологический климат, возникающий в процессе воспитания, пребывания в стационаре; 3) групповые нормы отношений, установившиеся между детьми в палате; 4) ценности больного (вера во врачей, надежда на выздоровление); 5) стереотипы сознания (подчиняться взрослым, всего остерегаться).
Ситуация всегда субъективна, так как она всегда «чья-то», при этом она, в отличие от «среды», относительно кратковременна. Определение ситуации происходит посредством придания значения объективной ситуации (Shibutani Т., 1969). Таким образом она становится субъективной. Фактически поведение человека определяется не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения. Влияние ситуации опосредуется личностным смыслом, являющимся оценкой ребенком значения объективных обстоятельств, связанных с болезнью (состоянием) и его действий в них. Чтобы обозначить уязвимость личности по отношению к определенным факторам среды, предложено понятие значимой ситуации (Мясищев В. Н.). Введение понятия жизненной ситуации обусловлено желанием осмыслить сущность поведения человека, зависимого от особенностей своей личности и существующих обстоятельств (болезнь, инвалидность). Поведение больных можно объяснить, лишь анализируя ситуационно-поведенческие связи, поскольку оно зависит как от того, находится ли больной дома или в больнице, так и от особенностей ухаживающих за ним людей. Драматические, а иногда и трагические обстоятельства складываются у больных и инвалидов. Их значимые личностные отношения, сталкиваясь с неблагоприятной жизненной ситуацией, возникшей в связи с заболеванием или инвалидизирующим состоянием, приводят к развитию психологического конфликта. Больной воспринимает свою болезнь или инвалидность, как потрясение, потому что расстроенные телесные функции изменяют восприятие и оценку им своего тела. Переживания настолько концентрируют пациента на его страданиях, что могут возникнуть эмоциональная реактивная сдержанность и ограничение рефлексии. Защищаясь от заболевания (инвалидности), больной становится раздражительным, враждебным. Он пытается подавлять эти фрустрационно-агрессивные стремления, так как они могут изменить отношение к нему семьи и медперсонала, от которых он зависит. Страх и депрессия у больных — не только следствие подавления фрустрационной агрессии, но и проявление эмоционального потрясения в связи с болезнью или стойкой утратой здоровья. У них отмечается желание зависимости, своеобразной формы социальной адаптации. Иногда они отрицают реальность своего состояния, что является механизмом самосохранения. Особенно выраженные вторичные психические изменения при заболеваниях наблюдаются при экстремальных ситуациях: интенсивной терапии, лечении диализом, лечении онкологических больных и при нарушениях развития. Взаимодействие личности больного (инвалида) с теми обстоятельствами, которые создаются во время болезни, называются психосоматической ситуацией. Больной может считать свое заболевание препятствием, которое следует преодолеть; наказанием за плохое поведение; проявлением слабости организма; облегчением, позволяющим уйти от социальных требований; инструментом для приспособления к жизни; невозвратимой потерей; положительным фактом, ценностью, позволяющей проникнуть в смысл жизни (Lipowski Z. J., 1969). В зависимости от этого формируются его образ жизни и поведение. Интрапсихические, поведенческие и социальные реакции на болезнь сливаются с психологической и общественной активностью больного. Психологические факторы влияют на течение и исход болезни, манеру предъявления жалоб, желание лечиться. Они также вмешиваются в систему отношений в семье, с медперсоналом, оказывают влияние на тип преодоления больным болезни, инвалидности и стремление к реабилитации. Концепция болезненного поведения объясняет поступки больных, помогает предупредить те, которые отрицательно сказываются на здоровье. Это понятие полезно, так как оно позволяет говорить о модификации поведения с целью улучшения адаптации больного к болезни, нарушенным функциям, а затем и с целью реабилитации. Анализ психосоматической ситуации, возникшей у больного или инвалида, даст необходимые факты для медикаментозного лечения и психотерапии, которые улучшат и физическое и психическое состояние больного и, кроме того будут способствовать его реабилитации.
Рассмотрим психосоматическую ситуацию, возникающую у детей с наследственным летальным заболеванием — муковисцидозом, проявляющимся недостаточностью многих органов и систем. Больные, страдающие от тяжелых поражений многих органов и осознающие неизлечимость болезни, оказываются в тяжелой психосоматической ситуации. Защищая больных от инфекций из-за опасности осложнений, им запрещают общение, обучают дома, а это затрудняет их социализацию. Из-за слабости, неуклюжести, невозможности передвигаться развивается чувство неполноценности. Замедление полового созревания создает «основания» для дополнительных переживаний. Под влиянием жизненно опасных симптомов, препятствий для общения и трудностей формирования личности у больных возникает комплекс неполноценности. Их чрезмерно тревожные родители, осознавая тяжесть болезни, уверены, что их дети ни на что не способны. Фобия утраты, воспитательская неуверенность родителей, а также гиперпротекция влияют на формирование психосоматической ситуации. БОЛЬШИНСТВО больных, проявляя психологическую защиту, завышают свои возможности и способности. Истинное же отношение их к себе — сниженная самооценка, самоуничижение, недовольство собой, подавленность. У больных чаще встречается ипохондрическое, фобическое или сенситивное отношение к болезни, что при их психосоматической ситуации объясняется тяжестью болезни и тревожностью членов семьи. У большинства больных в связи с истощением ЦНС и накоплением негативных переживаний наблюдаются явная астения, эмоциональная неустойчивость, тревожное развитие личности (Горлач О. А., 1999).
Реакция личности 14-летнего подростка с лимфосаркомой, которая возникла на тяжелейшее, крайне болезненное заболевание, не менее тягостное лечение (операцию, пункции) и осознание близкой смерти — пример психосоматической ситуации, определявшейся процессом умирания (ШульженкоЛ. В., неопубликованные данные). Положение больного осложнилось длительным пребыванием в отделении для тяжелых детей и неспособностью родителей психологически поддержать умирающего сына. Переживания и поведение подростка, осознававшего свое смертельное заболевание, менялись. Вначале, находясь в субдепрессии, мальчик обращался за помощью к матери, пытался сам преодолеть страх перед будущим, отрицая смертельный исход (мечты больного о будущем). Затем, как он надеялся, вступил «сговор» с Богом, отдав за надежду на продолжение жизни, терпеливое отношение к мукам, причиняемым болезнью и терапией. В самом конце своей жизни он пережил несколько стадий: 1) недоумения из-за неоправдавшихся надежд; 2) гнева и агрессии, так как его терпение и муки в рамках «договора с Всевышним» не выкупили его у смерти; 3) смирения и истощения. Проводившаяся психотерапия с учетом эмоционального состояния больного ставила цель облегчить душевное состояние умирающего, укрепить его психологическую защиту от разрушающего действия мыслей о близкой смерти, тяжелых страданий и поддержать силы.
Практический смысл вышесказанного состоит в том, что для того, чтобы врач и психотерапевт могли эффективно лечить и реабилитировать больного ребенка, им следует мобилизовать его личность на участие в этом процессе, а для этого необходима оценка ВКБ и жизненной (психосоматической) ситуации больного.