Понятие и патогенез психосоматических расстройств
Понятие «психосоматические расстройства» следует использовать для тех расстройств функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов (накоплению отрицательных эмоций). Эти расстройства являются болезнями адаптации (цивилизации). Они нередко называются также стресс-зависимыми, что подчеркивает важную роль в их происхождении психосоциальных влияний.
Мы предполагаем, что патогенез психосоматических расстройств складывается из значительного числа факторов: 1) неспецифической наследственной и врожденной отягощенности соматическими нарушениями и дефектами; 2) наследственной предрасположенности к психосоматическим расстройствам; 3) изменений в ЦНС, приводящих к нейродинамическим сдвигам; 4) личностных особенностей; 5) психического и физического состояния во время психотравмирующих событий; 6) фона неблагоприятных семейных и других социальных факторов; 7) особенностей психотравмирующих событий. Перечисленные факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических расстройств.
Неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями и дефектами. Повышение риска заболевания психосоматическими расстройствами под влиянием этих факторов связывают, в частности, с пороками развития лимбических структур, ответственных за нормальное функционирование висцеральных органов и систем.
Наследственная предрасположенность к определенным психосоматическим расстройствам. В семейном анамнезе 60-80% детей, страдающих психосоматическими расстройствами, отмечаются больные с такими же заболеваниями. Это может свидетельствовать в пользу имеющейся до психосоматического расстройства ранимости тех систем и органов, которые поражаются у детей.
Нейродинамические сдвиги способствуют накоплению аффективного возбуждения и повышению вегетативной активности, а тем самым ускорению кровотока, гормональным выбросам и т. д. Эти сдвиги наряду с первичным поражением центральных механизмов могут быть также следствием усилившихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов и систем. С регуляцией эмоций и управлением внутренними органами наиболее тесно связаны лимбическая система и гипоталамус, поэтому расстройства их деятельности, связанные с черепно-мозговыми травмами или заболеваниями, оказываются наиболее важным фактором в нарушении нейродинамики и происхождении психосоматических расстройств. При психосоматических заболеваниях происходит подавление саморегулирующихся механизмов соответствующей висцеральной системы, возникает ее относительная независимость от высшей нервной деятельности.
Личностные особенности, ответственные за определенное психосоматическое расстройство, являются предметом специальных поисков. У детей ответственными за высокий риск психосоматического расстройства выступают, в первую очередь, такие стороны темперамента, как низкий порог чувствительности к раздражителям, высокая интенсивность реакций на внешние раздражители, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций. Трудно говорить о личностях, наиболее склонных к заболеванию той или иной болезнью. Однако у детей удается найти такие личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются практически при всех психосоматических расстройствах. К ним относятся замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, сенситивность, склонность к легкому возникновению фрустраций, преобладание отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью (гиперсоциальностью) и установкой на достижение высоких результатов. Глубина осознавания стрессовых событий, а также личностные особенности, от которых она зависит, определяют, станет событие стрессовым для конкретной личности или нет.
Психическое и физическое состояние во время действия психотрав-мирующих событий также влияют на чувствительность или резистентность к событиям, которые переживает индивид. Так, сниженное настроение, пассивная позиция по отношению к происходящему, отказ от попытки справиться с неблагоприятными обстоятельствами и т. д. способствуют патогенности стрессовой ситуации. Утомленный, истощенный или ослабленный болезнями организм также менее склонен сопротивляться негативным последствиям действия стрессора.
Фон неблагоприятных семейных и других социальных факторов влияет на вероятность заболевания. У ребенка настолько тесная связь с родителями, что практически все важные негативные изменения в их жизни ставят его на грань риска возникновения заболеваний. Ребенок является «симптомом неблагополучной семьи», а болезненные проявления у него могут быть единственным выражением семейной дезорганизации. Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребенка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов. Особенно чувствительны к нарушениям взаимоотношений младенцы. На расстройства гармоничного контакта с матерью из-за ее психологических отклонений дети могут реагировать даже остановкой развития. Кроме того, нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, увеличивают риск развития психосоматических расстройств. В то же время прочная социальная поддержка благотворно сказывается на сопротивляемости к заболеваниям.
Особенности психотравмирующих событий (стрессоров), способные вызвать заболевание, разнообразны. Они возникают из-за чрезмерного напряжения при той или иной (например, учебной) активности, переживания оценок или рассогласования деятельности, при воздействии физических и природных факторов. Восприимчивость к стрессорам у детей различна и зависит от психологической значимости этих стрессоров. При этом дети разных возрастов неодинаково относятся к таким изменениям в жизни, как отрыв от семьи, непринятие детским коллективом, конфликт с воспитателем и т. д.
Выраженным заболеваниям предшествуют предболезненные состояния (психовегетативный синдром, по А. М. Вейну), т. е. реакции и состояния, не достигающие степени болезни и явлений дезадаптации. Случаи предболезненных состояний можно отнести к функциональной норме, отличая ее от идеального здоровья, при котором невозможно обнаружить даже предрасположенность к какой-либо патологии. Задолго до появления явных психосоматических расстройств у детей можно диагностировать отдельные признаки стойкого, но обычно неявного эмоционального напряжения. Старшие дети субъективно воспринимают его как беспокойство, душевный дискомфорт. У младших детей можно обнаружить дистимические явления различной выраженности и стойкости, суетливость, неусидчивость и двигательное беспокойство.
Наряду с психическими признаками тревожности (чаще у детей с низким эмоциональным напряжением) наблюдают и такие проявления, которые условно можно разделить и обозначить как преневротические, вегетодистонические либо соматические.
Преневротические проявления составляют нарушения сна, тики, патологические привычки, беспричинный плач. К вегетодистоническим проявлениям относят головокружения, головные боли, сердцебиения, одышку, обмороки, повторные боли в животе, гиперемию кожи при волнении, отрыжку воздухом. Соматические проявления включают жажду, булимию, рвоту после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, субфебрилитет неясного происхождения, эпизодический кожный зуд, неоднократно повторяющиеся кожные высыпания. Совокупность таких проявлений, связанных с постоянным эмоциональным напряжением, — ценный диагностический признак, позволяющий выявить предболезненное состояние у детей, подверженных высокому риску развития психосоматических расстройств.
При недостаточности анамнестических данных и для дополнения клинического исследования ребенка с целью выявления степени риска возникновения психосоматического расстройства, используют психологические методики, с помощью которых можно обнаружить тревожную напряженность обследуемого. Это могут быть личностные опросники Айзенка, Кеттелла; шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера; тест выбора цвета Люшера; метод незаконченных предложений; опросники детской тревожности Рейнольдса, Клинединста; рисунок семьи и др.