Психосоматический подход и модель психосоматических расстройств
Все большую и большую распространенность приобретают психосоматические расстройства у детей и подростков. В настоящее время их число достигает 40—68% от числа обратившихся за помощью к педиатрам. В период создания психосоматической медицины как науки, стремившейся преодолеть разрыв между специалистами по телесным и психическим расстройствам, для того чтобы понять происхождение психосоматических расстройств, была выработана жесткая однолинейная модель болезни. По мнению ее авторов, единственной причиной возникновения психосоматических заболеваний (язвы желудка, бронхиальной астмы, гипертонической болезни и др.) является переживание психотравмирующей ситуации.
В нашей стране в связи с позицией официальной науки специальные исследования психосоматических расстройств долгое время не проводились. Первые обобщающие работы, посвященные этой проблеме у взрослых, стали появляться в 1980-90-х годах (Вейн А. М., 1986; Губачев Ю. М., Стабровский Е. М.., 1981; Захаржевский В. Б., 1990; Тополянский В. Д., Струковская М. В., L986). Несколько позже оформился интерес к психосоматическим расстройствам у детей (Антропов Ю.Ф., 1999;БелоконьН.А., 1986;БрязгуновИ.П., 1995;ИовчукН. М., 1985; Ковалев В. В., 1995; Козидубова В. М., 1988; Полецкий В. М., 1990; Северный А. А., 1987; Шварков С. Б., 1991).
Мы с сотрудниками с конца 1970-х годов изучали психосоматические и соматопсихические отношения у младенцев, у детей и подростков с сердечно-сосудистыми расстройствами, бронхиальной астмой, болезнями желудочно-кишечного тракта, нейродермитом и псориазом, психосексуальными и эндокринными расстройствами, инфекционными болезнями, а также у детей высокого риска. Было обнаружено, что, как и у взрослых, у детей все попытки объяснить происхождение этих расстройств каким-либо одним фактором (особенностями развития, спецификой эмоциональных реакций, своеобразием личности, особенностями функционирования семьи и т. д.) не дают положительного результата. В результате, в соответствии с достижениями других авторов была создана многофакторная открытая модель болезни, объясняющая происхождение психосоматических расстройств сочетанием социальных, психологических, биологических (в том числе и неизвестных) вредностей, перенесенных индивидом.
Изучение широкого круга соматических (и нервно-психических) заболеваний, как у взрослых, так и у детей, показало, что на происхождение, течение, а также результативность терапии и исход заболевания оказывают влияние те или иные негативные эмоциональные переживания больных людей. В связи с этим мы, как и некоторые другие авторы, предлагаем рассматривать проблему психосоматических расстройств в рамках психосоматического подхода к любому расстройству здоровья у ребенка и подростка. Этот подход будет включать обязательный анализ психосоциальных вредностей, участвующих в развитии любого заболевания. Психосоматический подход должен будет охватить проблемы внутренней картины здоровья, конверсионных, соматогенных, соматизированных психических и ипохондрических расстройств, психосоматических ситуаций (внутренней картины болезни), симуляцию, искусственно продуцируемые расстройства здоровья и др. Сегодня психологическое обследование и психотерапия ребенка становятся реальностью. В этой связи изучение влияния психосоциальных факторов с целью учета их действия и включения в план терапевтического вмешательства — не декларация, а одна из составляющих эффективной профессиональной деятельности врача и психолога.
Фактически это должно означать, что при таком всеобъемлющем изучении обратившегося за медицинской помощью ребенка следует квалифицировать не как терапевтического, неврологического или психического больного, в соответствии с преобладающими расстройствами в тех или иных системах, а как страдающую личность, у которой имеется то или иное заболевание. Таким образом, вместо «правильного выбора» «соответствующего» специалиста для больного, каждый врач должен уметь обеспечить не только диагностику и лечение соматических заболеваний, но и эффективное изучение личности и психологических трудностей, от которых зависит успешность терапевтического вмешательства. В связи с недостаточной психолого-психиатрической подготовкой врачей реализация такого подхода, к сожалению, в настоящее время еще представляет значительные трудности и требует участия клинических психологов.