Русский символ Латинский символ Код Морзе «Напев»
A A · − ай-даа, ай-ваа
Б B − · · · баа-ки-те-кут, беей-ба-ра-бан
В W · − − ви-даа-лаа, вол-чаа-таа
Г G − − · гаа-раа-ж, гаа-гаа-рин
Д D − · · доо-ми-ки
Е (также и Ё) E · есть
Ж V · · · − же-ле-зис-тоо, жи-ви-те-таак, я-бук-ва-жее, же-ле-ки-таа
З Z − − · · заа-каа-ти-ки, заа-моо-чи-ки, заа-раа-зи-ки
И I · · и-ди
Й J · − − − йас-наа-паа-раа, йош-каа-роо-лаа, и-краат-коо-ее
К K − · − каак-же-таак, каак-де-лаа, каа-тень-каа
Л L · − · · лу-наа-ти-ки
М M − − маа-маа, моор-зее
Н N − · ноо-мер, наа-те
О O − − − оо-коо-лоо
П P · − − · пи-лаа-поо-ёт, пи-лаа-ноо-ет
Р R · − · ре-шаа-ет, ру-каа-ми
С S · · · си-ни-е, си-не-е, са-мо-лёт
Т T − таак
У U · · − у-нес-лоо, у-бе-гуу
Ф F · · − · фи-ли-моон-чик
Х H · · · · хи-ми-чи-те
Ц C − · − · цаа-пли-наа-ши, цаа-пли-цаа-пли, цаа-пли-хоо-дят, цыы-па-цыы-па, цаа-пик-цаа-пик
Ч Ö − − − · чаа-шаа-тоо-нет, чее-лоо-вее-чек
Ш CH − − − − шаа-роо-ваа-рыы, шуу-раа-доо-маа
Щ Q − − · − щаа-ваам-не-шаа, щуу-каа-жи-ваа
Ъ[4] Ñ − − · − − ээ-тоо-твёр-дыый-знаак, твёёр-дыый-не-мяяг-киий
Ы Y − · − − ыы-не-наа-доо
Ь (также и Ъ) X − · · − тоо-мяг-кий-знаак
Э É · · − · · э-ле-роо-ни-ки, э-ле-ктроо-ни-ки
Ю Ü · · − − ю-ли-аа-наа
Я Ä · − · − я-маал-я-маал
1 · − − − − и-тооль-коо-оо-днаа
2 · · − − − две-не-хоо-роо-шоо, я-на-гоор-куу-шлаа
3 · · · − − три-те-бе-маа-лоо, и-дут-дев-чаа-таа, де-ли-те-саа-хаар
4 · · · · − че-тве-ри-те-каа
5 · · · · · пя-ти-ле-ти-е, пе-тя-пе-ту-шок
6 − · · · · поо-шес-ти-бе-ри, шеесть-по-ка-бе-ри
7 − − · · · даа-даа-се-ме-ри, сеемь-сеемь-хо-ро-шо, даай-даай-за-ку-рить, даай-даай-се-ме-рик, даа-ваай-на-ли-вай
8 − − − · · воо-сьмоо-гоо-и-ди, моо-лоо-коо-ки-пит
9 − − − − · ноо-наа-ноо-наа-ми, дее-вяя-тии-соо-тый, воо-доо-проо-воод-чик
0 − − − − − нооль-тоо-оо-коо-лоо, саа-мыый-длиин-ныый-нооль
Точка · · · · · · то-чеч-ка-то-чеч-ка
Запятая · − · − · − крю-чоок-крю-чоок-крю-чоок
Двоеточие − − − · · · двоо-ее-тоо-чи-е-ставь
; − · − · − · тоо-чка-заа-пя-таа-я
Скобка − · − − · − скоо-бку-стаавь-скоо-бку-стаавь, скоо-бку-тыы-мнее-пи-шии
Апостроф · − − − − · крю-чоок-тыы-веерх-ниий-ставь
Кавычки · − · · − · ка-выы-чки-ка-выы-чки, ка-выы-чки-от-крыы-лись
— − · · · · − чёёр-точ-ку-мне-да-ваай, чёёр-точ-ку-ты-пи-шии
/ − · · − · дрообь-здесь-пред-стаавь-те, доо-ми-ки-ноо-мер
? · · − − · · вы-ку-даа-смоо-три-те, до-про-сии-лии-е-го, у-нес-лоо-доо-ми-ки, э-ти-воо-проо-си-ки
! − − · · − − оо-наа-вос-кли-цаа-лаа
Знак раздела − · · · − рааз-де-ли-те-каа, слуу-шай-те-ме-няя
Ошибка/перебой · · · · · · · · хи-ми-чи-те-хи-ми-чи-те, ше-стью-во-семь-со-рок-во-семь
@ · − − · − · со-баа-каа-ре-шаа-ет, со-баа-каа-ку-саа-ет
Конец связи (end contact) · · − · − хо-ро-шоо-по-каа, хо-ро-шоо-да-ваай, до-сви-даа-ни-яя
Спасателями разработана и используется международная кодовая таблица.
Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах - на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов - не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование - они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.
При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутый рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником.
При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации.
Ответы с воздушного судна могут быть следующими:
- «Вас вижу» - вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.
- «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» - полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.
- «Идите в указанном направлении» - полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.
- «Вас понял» - покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.
- «Вас не понял» - полет «змейкой» или две красные ракеты.
- «Обозначьте направление посадки и место приземления» - пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.
Информационные сигналы используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак - стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.
Варианты подачи информационных сигналов:
а - «Место, где прошли»;
б - «Повернуть налево»;
в - «Повернуть направо»;
г - «Осторожно, опасно!»
Для общения с пилотами вертолета существует специальная международная сигнализация жестами.
1. "Здесь сигнальщик!" - руки вверх, ладони внутрь.
2. "Да" или "Здесь посадка! Мы нуждаемся в помощи!" - руки вверх, ладони внутрь, ноги вместе.
3. "Нет" или "Посадка невозможна! Мы не нуждаемся в помощи!" - левая рука вверх, ноги вместе.
4. "Прямо" - руки подняты, согнуты в локтях, ладони назад. Ноги
на ширине плеч. Покачивание предплечьями назад.
5. "Назад" - руки поднимать вперед до уровня плеч. Ладони вперед.
6. "Стоп! Двигатель остановить" - быстрота скрещивания рук
соответствует степени необходимости остановки.
7. "Все ясно!" (Знак "O'K!") - правая рука вперед в кулаке,
большой палец вверх.
8. "Зависнуть!" - руки в стороны, ладони вниз.
9. "Ниже" - покачивание вниз прямыми руками, ладони вниз.
10. "Выше" - покачивание вверх прямыми руками, ладони вверх.
11. "Посадка" - руки скрестить перед собой внизу.
Сигналы бедствия
В настоящее время существует немало специальных технических средств и систем подачи и приема сигналов бедствия. Сюда относится Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС—САРСАТ), автоматические радиомаяки и другие радиотехнические системы. Широкое распространение получили различные пиротехнические сигнальные средства — сигнальные, осветительные, дымовые ракеты.
Однако в ситуации вынужденного автономного существования вряд ли эти средства могут оказаться под рукой. Поэтому мы рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.
Сигнальные костры. Это самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется некоторыми народами с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этой цели подойдут открытые пространства — поляны, широкие просеки, озера. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Следует не забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.
Чтобы привлечь внимание спасателей, надо развести не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия (рис. 152). Пять костров, образующих букву Т, указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета.
Расстояние между кострами должно быть не менее 30 — 50 м.
Способы оборудования сигнальных костров показаны на рис. 153.
В ночное время хорошо виден костер, разведенный в укрытии (рис. 154). Этот вариант можно использовать в случае, если у потерпевших имеется полиэтилен, светлая, прозрачная ткань или парашют.
В крайнем случае можно поджечь отдельно стоящее дерево, приняв меры предосторожности, чтобы избежать лесного пожара.
Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые действия или имеются свободные люди. У каждого костра надо подготовить хороший запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. Следует помнить, что готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров — гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них надо расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры.
На сильно увлажненной почве сигнальные костры надо расположить на настилах из бревен (рис. 155).
Хорошо заметны костры, разведенные на плотах, отведенных на некоторое расстояние от берега и закрепленных якорями или связанных веревками (рис. 156).
Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. При этом они видны на расстоянии до 80 км. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.
Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли он виден на расстоянии до 10 км.
Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, то его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.
Хороший эффект для обнаружения местоположения дает использование сигнальное зеркало — гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1 — 2 км, с расстояния 20 — 25 км.
Простейшее сигнальное зеркало можно изготовить из металлической пластины, отполировав ее с двух сторон. Дальность обнаружения сигнала будет зависеть от степени полировки поверхностей. В центре пластины надо сделать отверстие диаметром 5 — 7 мм. Через отверстие пластины надо наблюдать за появившимся самолетом (рис. 157).
После этого, не теряя из виду объект, следует поворачивать зеркало к солнцу. Найдя появившийся на лице или одежде солнечный луч (световой блик), надо, поворачивая зеркало, совместить отражение его на обратной стороне зеркала с отверстием. В положении, когда отраженный солнечный блик совместится с отверстием зеркала, световой сигнал направлен на самолет. Подача сигналов таким образом — занятие сложное и требует предварительной тренировки. Даже не видя и не слыша самолета, можно периодически пробегать световым «зайчиком» вдоль линии горизонта.
В качестве отражающей поверхности можно использовать имеющиеся под рукой отражающие материалы — жесть, металличе-
скую фольгу (в том числе и обертку от шоколада), обычное карманное зеркало. Если у пострадавших имеется достаточный запас фольги, то ее куски можно развесить на ветках дерева. Отражая солнечные лучи под разными углами, они будут издалека привлекать внимание спасателей. С этой же целью можно разложить куски фольги по склону холма. Фольгу перед этим надо слегка помять, создавая множество отражающих плоскостей, расположенных под разными углами.
Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении пострадавших. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.
При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его (перевернутый) рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником. Примеры оборудования знаков приведены на рис. 159.
При значительном снижении самолета можно подать знаки Международной авиационной аварийной жестовой сигнализации (рис. 160).
Ответы с воздушного судна могут быть следующими (рис. 161): Вас вижу — вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.
Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет — полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.
Идите в указанном направлении — полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.
Вас понял — покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение
посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.
Вас не понял — полет «змейкой» или две красных ракеты.
Обозначьте направление посадки и место приземления — пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.
Информационные сигналы (рис. 162). Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь.
При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором пострадавшие ушли. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.
ОСНОВЫ СКАЛОЛАЗАНИЯ
Особенности ходьбы в горах
Темп, техника и порядок движения в зависимости от рельефа местности, различного характера поверхности горных склонов, высоты над уровнем моря, веса рюкзака и опасностей, возникающих в горах.
Умение ходить по горным склонам - основа техники альпинизма.
Экономное расходование сил благодаря:
а) правильному выбору места для постановки ног при ходьбе;
б) уменьшению вертикальных перемещений центра тяжести (сгибать ноги на буграх, выпрямлять во впадинах);
в) исключению рывков и прыжков;
г) сокращению шага с увеличением крутизны;
д) приспособлению темпа ходьбы и сохранению равномерной нагрузки организма при передвижении по разнообразному рельефу. Тренировка в ходьбе по гордому рельефу. Режим марша, отдыха и питья.
Режим движения
О режиме движения даются сведения, относящиеся только к движению на подходах.
Расчет времени на движение и отдых применительно к особенностям того или иного маршрута.
Примерно: подъем в 4 часа, с 4 до 5 часов - свертывание бивуака и легкий завтрак, с 5 до 9 часов - движение, с 9 до 10 - отдых и завтрак, с 10 до 15 часов - движение, с 15 до 18 часов - устройство бивуака, приготовление пищи и обед, в 18-20 часов - отбой.
При необходимости прохождения опасных участков пути до восхода солнца или для совершения основного перехода до наступления дневной жары подъем производится на 2-3 часа раньше, соответственно изменяется распорядок дня.
Режим движения изменяется в зависимости от крутизны и характера склонов, высоты над уровнем моря и тренированности альпинистов.
Питьевой резким - отрицательное влияние на организм чрезмерного количества выпитой во время движения воды и порядок питья в походе.
Практические занятия
(2 часа)