Предопределяющее пророчество

Все знают, что это такое — предопределяющее пророчество или предсказание: ожидая чего-то, мы действуем согласно этому ожиданию и таким образом повы­шаем вероятность того, что оно сбудется. Если, например, пациент хочет и ожи­дает выздоровления, он будет принимать лекарства и выполнять все предписания врачей, тем самым повышая вероятность выздоровления. Если же он считает, что умрет, то, скорее всего, сочтет все предписания медиков бесполезными. На этом простом примере хорошо видна одна из главных особенностей такого предопреде­ляющего предсказания — постоянная цикличная взаимосвязь составляющих про­цесса: ожидание успеха помогает его добиться, что в свою очередь служит доказа­тельством правильности первоначальной положительной установки. С другой сто­роны, ожидание неудачи часто приводит к провалу, что в свою очередь подтвер­ждает правильность отрицательной установки. По мере того, как этот цикл про­ходит новые витки, ожидание — и позитивное, и негативное — становится все сильнее.

Результаты исследований психологов показали, что такое предопределяю­щее предсказание может сказаться даже на считавшихся объективными научных выводах. В одном таком исследовании Р. Розенталь предупредил аспирантов, проводивших опыты на животных, что некоторые из лабораторных крыс отлича­ются особыми способностями и проходят лабиринт очень быстро, тогда как ос­тальные — «глупые» и справляются со своей задачей довольно медленно. На самом деле никакой разницы в интеллекте животных не наблюдалось, и в предва­рительных исследованиях они не участвовали, однако когда аспиранты зарегист­рировали время, за которое крысы пробегали лабиринт, то оказалось, что так называемые «умные» животные показали гораздо лучшие результаты, чем «глу­пые». Такую разницу в результатах можно объяснить лишь тем, что аспиранты обращались с «умными» крысами иначе, чем с «глупыми»: скажем, в конце каж­дого из забегов уделяли им больше внимания, и это помогало «умным» крысам справиться с заданием лучше, чем тем, от которых не ждали больших успехов.

Не менее удивительные результаты дало исследование, которое провели Розенталь и его коллеги со школьниками в одном из районов Калифорнии. В начале учебного года первоклассникам восемнадцати различных школ был пред­ложен невербальный тест по проверке их интеллектуального развития. Их учите­лям сказали, что результаты этого теста должны показать, кто из детей особенно интеллектуально одарен. Затем Розенталь абсолютно произвольно, без учета ре­зультатов теста, отобрал двадцать процентов детей, и сказал учителям, что в ближайший год эти ребята проявят невероятные интеллектуальные способности. Единственная разница между этими детьми и контрольной группой состояла в том положительном ожидании, которое удалось вызвать у их учителей. Когда через восемь месяцев тех же детей снова протестировали, те, из них, кто попал в произвольно отобранную группу «одаренных», показал гораздо более высокий коэффициент умственного развития, чем представители контрольной группы.

Эти и другие исследования подтвердили, что учителя неосознанно относи­лись к этим ученикам иначе, чем к другим. Они окружали их большим теплом, с большим вниманием воспринимали все, что те делают, предлагали им более слож­ный материал и предоставляли больше возможностей отвечать и задавать вопро­сы. Эти факты имеют очень большое значение, поскольку показывают, как опре­деленные ожидания влияют на результат, вызывая бессознательные изменения поведения.

Работая в госпитале военно-воздушных сил в Трависе — самом крупном госпитале ВВС на западе США, Карл провел исследование 152 онкологических больных, подтвердившее влияние положительной установки на ход лечения. Пять специалистов этого госпиталя в течение полутора лет оценивали каждого пациен­та по двум параметрам: отношения к лечению и реакции на него их организма. Результаты с очевидностью показывали, что пациенты с положительным ожиданием лучше реагировали на лечение. Если быть точным, то из 152 человек только двое из тех, у кого были отрицательные ожидания, хорошо реагировали на лече­ние.

Самый важный вывод, к которому подвело это исследование, заключается в том, что положительное отношение к лечению позволяет предсказать ответ­ную реакцию организма лучше, чем тяжесть болезни. Это означает, что пациен­ты в худшем физическом состоянии, но с положительными установками, реагиро­вали на лечение лучше, чем те, у кого физическое состояние было относительно менее тяжелым, но установки отрицательными. Кроме того, у пациентов, которые начинали относиться к лечению положительно, часто наблюдалось ослабление побочных эффектов.

Ожидание может играть и весьма отрицательную роль. Мы это особенно хорошо поняли во время работы в Трависе, куда поступали больные со всего Западного побережья. Среди этих пациентов было несколько японцев среднего возраста. Несмотря на то, что они получали стандартную радиотерапию, которая ничем не отличалась от того лечения, которое получали другие пациенты, у них были очень неприятные и сильные побочные эффекты, которые невозможно было объяснить только действием проведенной терапии.

Одним из японцев был майор в отставке, после ухода из армии успешно занимавшийся бизнесом. Нам сказали, что до болезни это был человек, обладав­ший независимым и сильным характером, высокой ответственностью, не привык­ший сдаваться перед трудностями. Но как только ему начали проводить курс радиотерапии, он превратился в самого настоящего инвалида, не желающего даже пальцем пошевелить ради собственного здоровья. Все уговоры казались совер­шенно бесполезными, и он угасал прямо на глазах. Мы попробовали говорить с ним о том, что происходит в его душе, и постепенно поняли, что в этом человеке жил глубокий страх перед облучением, связанный с бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Нам вдруг стало ясно, что на представления всех пациентов-японцев, возможно, на бессознательном уровне, сильное влияние оказала атомная бомба. Для японца средних лет, в чьей памяти были живы эти воспоминания, облучение всегда будет означать разрушение и смерть.

Мы подробно объяснили ему разницу между атомной бомбой и радиотера­пией, но, по-видимому, ничто не могло изменить его отношения к облучению. Эта отрицательная установка и содействовала ухудшению его состояния.

Иногда бывает трудно понять, являются ли некоторые побочные эффекты действительно реакцией организма на лечение, или же они вызваны определен­ными представлениями человека. Возьмем, например, тошноту. Часто говорят, что тошнота является побочным эффектом при некоторых видах лечения, но мно­гих пациентов начинает тошнить еще по пути на процедуры. И это заставляет нас задуматься: вызывается ли тошнота лечением или установками больных?

Наши рекомендации