Неодушевленные имена существительные
Неодушевленные предметы Не могут делать ни то, ни это, Они желают, чтоб их ели Или на них всегда смотрели, Чтоб ими что-то мастерили, Чтоб их любили и хранили.
Так что же это за предметы, Какие есть у них приметы?
Пальто и шапки, Домашние тапки, Картошка, конфеты, Тефтели, котлеты, Кино и билеты, Мешки и пакеты, Столы и диваны, Машины, наганы, Дороги, дома И цветная тесьма, Картинки и сказки, Бумага и краски,
4—Т Визеть
Веселые пляски, и
Компьютеры, кисти, И снег серебристый, т* Ну, в общем, все то, О чем спросим с тобою мы: ЧТО?
Существиельные — названия явлений
Названья явлений тоже значительны, Поэтому и они — существительные.
Кто книги читает, конечно же, знает Явление — то, что природа являет, И, прежде всего, — это буря и ветер, Метель, стужа, вьюга, гроза, ураган.
И все наши мысли и чувства — явления, И наши занятия, и развлеченья: Беда, радость, сон, беготня и веселье, Любовь, злость, добро, боль, обида,
прощенье.
Все эти явления — имена
существительные,
Скажите, такое вам всем удивительно? Поставить к ним можно один лишь вопрос Он всем нам знаком уж давно и всерьез — Его повторяли мы раз уже сто! Какой же вопрос это? Правильно: ЧТО?
4-2
Род существительных
У существительных есть род,
Взгляни: мужской и женский,
Бывает даже средний род,
Тебе же интересно,
Какой к какому подойдет?
А все так просто, ясно,
Поставь вопрос и все пойдет
Легко и так прекрасно:
Какой? — Мужской. Какая? — Женский.
Какое? — Средний, наконец.
Дом городской и деревенский
Мужского рода дом — он МОЙ.
Трава же женского вся рода,
На то она МОЯ, трава,
А солнце, что на небосводе,
Имеет средний род. И я
Скажу ему: «МОЕ ты солнце,
Свети почаще, согревай,
И загляни в мое оконце,
Я буду рад, ты это знай!»
УРОК 12
Склонение существительных
Слова по-разному склоняются. Такое, дети, положенье: Есть целых три у них склонения. Чтоб их узнать, чтоб было знание, Запомнить надо окончания.
I склонение
Обратите, дети, внимание:
Жирный шрифт выдан лишь окончаниям,
Чтобы в глаза попадали они,
И ты не потратил бы лишние дни
На то, чтобы знать, где какое склоненье.
Ты понял меня? Так начнем обученье!
Существительные на А или Я —
Большая и дружная семья.
В ней женский род преобладает,
Слова, которые все знают. Здесь: мама, каша, капля, лапа, земля, вода, коробка, шляпа, подруга, школа, ваза, роза, лопата, ложа, мгла, заноза.
Да сколько ж их? А бог их знает!
Но, как ни странно, так бывает,
Что и мужского рода слово
В семейке этой жить готово:
Ну, например, словечко папА,
Хоть и мужчина, но на А,
А это значит, — да, да, да! —
Что в странном этом оформлении
Ему в 1-ом быть склонении.
Вы удивитесь, но судъЯ
С ним вместе, в этом же склоненьи,
(И это точно знаю я,
Ни капли в этом нет сомненья).
II Склонение
Склонение П-ое — совсем, совсем иное,
В нем — род мужской,
Он здесь царит
И гордо всем нам говорит:
Мы — с окончаньем на согласный,
На твердый, мягкий, всякий разный:
Стол, стул, пожар, базар, кабан,
Дом, телефон и сарафан,
Конь, сударь, меч, ковер, рыбак,
Фильм, телевизор и пятак.
Но всем на удивленье,
И средний род проник в склоненье,
В то, что зовем склоненьем два —
Его назвать уже пора:
Лицо, яйцо, кольцо и солнце,
Кино, зерно, ведро, оконце.
Вы, верно, поняли уже,
Что средний род — на О и Е.
Итак, в склонении втором
Мы с вами дружно узнаем
Слова — мужской род на согласный,
И средний род на О и Е.
Существительные изменяются по падежам
Для имен существительных Падеж именительный — Самый первый и значительный, Самый поучительный. Вопросы ставит он легко: Всего-то — КТО? или же ЧТО?
Падеж Родительный, он тоже ничего, Но знать желает он, КОГО нет? и ЧЕГО?
Падеж с названьем дательный Добрейший и мечтательный: Все ищет он КОМУ? ЧЕМУ? Отдать, что есть в его дому.
Падеж винительный, за что Винить спешишь КОГО? и ЧТО?
Хорош падеж творительный, Вернее, сотворительный, Он вечно трудится, а ЧЕМ? Всегда доволен, ну, а КЕМ? Ты это сможешь разузнать, Коли вопросы будешь знать.
Предложный — заключительный, Падеж он исключительный: С любым предлогом он знаком, Чтобы мечтать О КОМ? О ЧЕМ?
Окончания падежей
Вопросы падежные — это полезно, Но вот окончания их поважней, К тому же они до того нелюбезны, В них вечно ошибки, Писать их трудней.
Но делать нечего, придется Нам с падежами побороться.
Где дательный, предложный Запомнить вам несложно: Раз женский род, там Е в конце, Мужской и средний — У (не Е):
Сестре, подруге, малышне —
я Е всегда даю, Но брату, свату и отцу —
другую букву — У.
юз
Когда предлог ты видишь О, То Е пиши в конце: О брате, муже, об отце, О солнце, о весне.
• :\!
Другие легче падежи .,, По части окончаний, А ну-ка, сам их разложи Без разо-чаро-ваний.
III Склонение
И наконец, склоненье третье, Семья его в одном конверте Прекрасно может уместиться. Слов так немного, что тесниться Им не придется: мягкий знак Собрал весь женский род, вот так!
Вот как должны вы их писать:
Моль, даль, мазь, голь, Боль, гарь, рать, соль, Ночь, мощь, дочь, рожь, Болезнь, честь, лесть, Речь, рань, медь, печь...
Такое вот склоненье третье, Оно коварное, поверьте! Напишешь рож — и будь здоров! — Тебе в тетрадке кол готов. Напишешь доч или же ноч — Они тебя прогонят прочь!
Куда же ты тогда пойдешь? Бродить по улицам, под дождь, И мягкий знак везде искать, Чтоб доч и ноч смогли опять Свой чудный облик обрести, Нет, ты уж лучше не чуди!
Да, нелегко, но не робей! Запоминай-ка поскорей!
В 1-м, П-м склонении знать
надо тебе непреложно:
Труден лишь дательный падеж,
да и предложный,
Но если помнить, что там Е,
Все будет ясно в голове.
В 111-м каверзном склоненьи Не такое положенье. Тихо, дети, осторожно, Е там выглядит безбожно: Там ты в дательном, предложном «И» пиши — тогда, возможно, Будет в школе все о'кей, Так вперед же, не робей:
Дали дочери обед, Дали матери совет, Я в тетради написал, Что во ржи я крепко спал Месяц мне в ночи светил, А карась в сети грустил.
УРОК 13 Глагол
Есть часть речи удивительная, Она — не имя существительное, И не предметы нам являет, А действовать всех заставляет. Что делать? — вот его девиз, За действия — награда, приз. В ворота, конечно забьет
меткий гол Часть речи, что носит названье —
Глагол.
Глагол заставляет младенца кричать, И улыбаться от радости мать, Он заставляет людей есть и спать, Работать, гулять, горевать и болтать, Детей заставляет учиться прилежно. Читать и писать все должны неизбежно,
Считать и задачи решать — так трудиться, Чтоб ими могли их родные гордиться.
&
У глагола есть лицо
Особое дело — третье лицо,
На инфинитив* так похоже оно,
Но мягкого знака не хочет признать,
Поэтому так его надо писать:
Он умываеТСЯ и одеваеТСЯ,
В школе обучаеТСЯ, домой возвращается.
Как слово всегда без ошибок писать, Подскажет вопрос, посмотрите опять: Что делаеТ? Мягкого знака тут нет? Так вот, не пиши. (Это добрый совет.)
А если сосед твой по парте напишет, То быстро шепни ему в ухо потише: «В вопросе отсутствует здесь мягкий знак, И слову он тоже не нужен никак».
Спряжение глагола
Ты уже знаешь — существительные
склоняются. Что это значит? По падежам изменяются.
*Инфинитив — неопределенная форма глагола (Например: есть, петь, танцевать, играть)
Глаголы еще несложней изменяются, Но, дорогой мой, они не склоняются, Глаголы — такое есть слово —
спрягаются,
А значит, по лицам они изменяются — При этом нисколечко не напрягаются.
А лица-то где?
Успокойся, везде:
Я, ты, он, оноили она,
Когда один, одно, одна.
Мы,вы и все они —
Когда всех много. Вот взгляни:
Я иду и ты идешь, И онидет куда-то, Онаидет себе в кино, Оно бежит куда-то: Имею время я в виду, Что мчится без возврата.
И мы идем. Идем? Ну что ж, Гуляем по Арбату. Идете вы, ониидут, Потом опять домой придут. Вот мы и проспрягали Глагол такой — идти, Идаже не устали, Хоть были все в пути.
Я еду, ты едешь, он едет — взгляни! Мы едем, вы едете, едут они, Я сплю, спит она, спит и он, и оно, Оно — это солнце, что на ночь ушло. Мы спим, спите вы, крепко спят все они, А ты про спряженье учи, не усни!
Итак, спряжения бывают Первое — второе, А как же нам их угадать? Я вам секрет открою.
Глагол — часть речи очень нервная, На -ЕТЬ и -АТЬ — спряженья первого, А остальные все — второго. Сидеть, сопеть, болеть и врать, Читать, писать и отвечать. Спрягай их, ставь смелей У, Е, В спряженьи первом так везде: Пишу я, пишешь ты, он пишет — Мы пишем им, они нам пишут. Ты спросишь: «Что же тут такого? Понятно все. А сложность в чем?» Так вот, мой милый, дело в том, Что исключений очень много, Ты должен соблюдать их строго, Какие? Я могу сказать: Дышать, держать, знать, да и гнать, Смотреть, зависеть, ненавидеть, Любить, терпеть, вертеть, обидеть — Глаголы эти — исключенье,
но
И с ними чистое мученье,
Все, все мучители они,
Спрягаются вот так — взгляни:
Смотрю я, смотришь ты, они все смотрят,
Глагол смотреть, а пишем И,
А пишем мы не ЮТ, а ЯТ,
Одна морока для ребят.
Но делать нечего — запомни,
Все исключенья зазубри,
И будешь грамотным и умным
На все оставшиеся дни.
Еще есть способ узнавать, Куда глагол нам помещать, Какое из спряжений Достойно предпочтений.
Способ этот немудрен:
Вы пойдите на поклон
К третьим лицам. Окончанья
Вам подскажут все. Вниманье!
Дуют, скачут, пьют, поют, Окончания УТ-ЮТ, Значит, будет Е и Ё: Дует, скачет, пьет, поёт, Этот способ подойдет?
Если АТ-ЯТ в окончании, То другое нужно знание: Здесь писать пристало И. Повнимательней смотри!
Платят — платИшь, метят — метИт, Ходят — ходИшь, бредят — бредИт, • AT и ЯТ определите, Смело И везде пишите!
Непростой у нас урок Вышел, милый мой дружок!
Эта форма глагола вполне определенная, хотя зовется неопределенной, или инфинитивом
Исходная форма глагола зовется неопределенной, являясь при этом, поверь мне, весьма определенной:
Лежать. Есть. Купаться.
Смеяться. Грустить.
Все эти события могут ведь быть?!
Еще по-иному зовут эту форму, Она в языке тоже — полная норма. Названье ей выдано — ин-фи-ни-тив, И сколько бы ты ни хитрил, ни финтил, Не сможешь пройти мимо слова такого: Тебе не удастся — пути нет другого.
Запомнить ты должен, что ин-фи-ни-тив Солиден, спокоен и не суетлив. Он разные действия нам называет, А мы в них потом, как хотим, так играем.
in
Но как они пишутся, инфинитивы? А пишутся просто и очень красиво: В конце, посмотри, неизменное ТЬ, Здесь нечего думать, гадать и мудрить. СпаТЬ, даТь и гуляТЬ, говориТЬ и писаТЬ, ЛюбиТЬ, быТЬ, умеТЬ, научиТЬся
и знаТЬ.
А если за ТЬ еще следует СЯ, То этого тоже не бойтесь, друзья, Оно ничегошеньки не поменяет И мягкому знаку не помешает. УмыТЬся, учиТЬся, меняТЬся в лице — Везде мягкий знак перед СЯ на конце.
Вопрос к ним поставь, это сущий пустяк: Что делаТЬ? Заметил в конце мягкий
знак?
Раз есть он в вопросе, то будет и в слове, Что делаТЬ? СтараТЬся и быть наготове, Не то написать можно: надо учится И делать уроки свои — не ленится.
А если поставить
ЧТО ДЕЛАТЬ? — вопрос,
Знак мягкий сам высунет длинный
свой нос,
Его и пиши в окончаньи глагола, И будет довольна семья, да и школа. Пишите: учиТЬся, стараТЬся, лениТЬся, Из всех этих слов хоть одно пригодится.
УРОК 14
Имя прилагательное
К существительным — так полагается, Прилагательныеприлагаются. И все они о том нам сообщают, Какими существительные бывают.
КАКОЙ, КАКАЯ? иль КАКОЕ? — Вопросы к прилагательным. Ответим — и узнаем мы Всю правду обязательно:
Имя прилагательное любит все оценивать, То цену завышать, то вовсе обесценивать:
Превосходный, негодный, Забитый, свободный, Добрый и злой,
из
Невзрачный, большой,, Неряшливый, модный,-Сытый, голодный, Прилежный, ленивый, Здоровый, сопливый
Любимая мама, Кудрявая лама, Несносная кошка, Красивая брошка, Память отличная, Поведение приличное, Веселая Mania, Болтливая Даша...
Род у прилагательных такой же,
как у существительных,
Недаром они прилагаются
с целью пояснительной
Падеж — точно так же. Он определяется По существительному,
к которому прилагаются Оценки-слова. Я, дети, права.
Какого рода слово красивый? Мужского, конечно, — и это не диво. Чтоб это сказать, не нужно гадать: Красивый цветок и красивый закат, Подсказка легка тут для всяких ребят,
Красивое море, красивое платье — Здесь средний род правит, вы только
не плачьте.
Красивая мама, красивая шляпа, Здесь женский род. С этим согласен и папа.
Я что сорвала? Ах, красивый цветок! Поступок свершила такой
непростительный. Какой здесь падеж? Ну, конечно,
винительный.
Люблю, когда мама в красивом пальто. Падеж здесь предложный, Другой — ни за что.
Имена прилагательные — согласуются с существительными, ЗАПОМНИ!
УРОК 15