Глава 1. Немного о человеческом мозге
Разговор о человеческом мозге имеет прямое отношение
к овладению языком. Легко ли научиться читать и писать?
Ответить однозначно на этот вопрос нельзя. Одним детям
легко, особенно если у него хорошие педагоги, другим труд
но, третьим — очень трудно. Чтобы научиться читать и пи
сать без лишних проблем, необходимо быть готовым к этому.
Это значит, нужно иметь достаточно развитую устную речь,
хорошо «слышать» ее нюансы, выделять в речевом потоке,
отдельные звуки речи, иметь память на буквы и т. д. От чего>1
зависят эти способности? В первую очередь от состояния ro-f
ловного мозга, центральной нервной системы. ,
Человеческий мозг устроен хитро: его нервные клетки*' «обучены» от природы только самому простому: чувствовать кожей боль, тепло, холод, морщиться от резких запахов, горькой еды, вздрагивать от очень громкого шума, видеть — вот и все. Остальные нервные клетки, которые присутствуют в мозге, «молчат». Они не умеют действовать, им необходимо научиться этому, а значит, созреть. Это относится и к тем клеткам мозга, которые станут потом речевыми. Для того чтобы созревание нервных клеток происходило, необходимо, чтобы вокруг были те предметы, явления, действия, которые включили бы их в работу. Для речевых клеток необходимо, чтобы вокруг говорили.
Вспомните так называемых детей-маугли. Люди находили их в лесах, в джунглях, вскормленных волчицами, львицами или другими животными. Родившись здоровыми, и в частности со здоровым мозгом, эти дети, попавшие к людям позже 5—7 лет, так и остались «немыми». К тому же они не могли усвоить и многие другие человеческие навыки: есть сидя, держать в руке ложку и пр. Эти трагиче-
ские случаи — неоспоримое доказательство того, что нервным клеткам нужны стимулы (сигналы). При этом одни из этих клеток предуготованы для одного вида деятельности, а другие — для другого. Есть и такие, которые наилучшим образом приспособлены для восприятия и воспроизведения человеческой речи. В том случае, если речевые структуры мозга долго не получают сигналов («пищи»), они могут погибнуть.
Чтобы не допустить потери драгоценного клеточного фонда мозга, нужно знать, хотя бы в общих чертах, в чем нуждается ребенок более всего в этом возрасте, какие наши посылы попадают в цель, а какие пролетают мимо или приносят малую пользу. Во-первых, надо убедиться, что ребенок созревает на уровне ощущений и аффектов (простых эмоций). Это означает, что у него созревают подкорковые структуры мозга, участвующие в психической жизни, а также элементарные поля коры, которые обеспечивают разные ощущения. К тому же они должны стать ассоциативно связанными между собой.рассмотрим карту мозга, на которой обозначены различные зоны созревающей коры. Это первичные поля коры — уровень ощущений. Посмотрите, на рис. 1 обозначены височные доли, теменные, затылочные, а для движений, которые тоже являются врожденными, — лобные доли. На рис. 2 показаны поля мозга (первичные, вторичные и третичные), благодаря которым осуществляются разные по степени сложности психические функции. Как можно видеть, наибольшую площадь занимают третичные поля, благодаря которым возможны такие
удивительные способности человека, как представление и воображение, а следовательно, и творчество. Это чисто человеческая кора. Хотя она и велика по занимаемому пространству мозга, 2/3 общей поверхности коры остается «немой». Очень сомнительно, чтобы она была дана «в запас», как это трактуют некоторые исследователи. Скорее всего, она «ждет своего часа», чтобы начать функционировать. Это, в свою очередь, возможно лишь в том случае, если подавляющее большинство людей «поумнеет». В этом смысле каждый из нас в ответе за всех (один за всех и все за одного). Недаром компьютер как новая ступень цивилизации не появился, пока почти все люди на планете Земля не стали грамотными.
Все в психическом развитии человека начинается с органов чувств. Для речи основным из них является слух. Наличие физического слуха является необходимым условием для нормального овладения речью. Состояние физического слуха зависит и от состояния самого уха (периферия), и от нерва, который соединяет ухо с головным мозгом (проводящий нерв), и от тех клеток в самом мозге, где проводящий нерв оканчивается (нейросенсорная зона). Ребенок может не слышать совсем или плохо слышать, если поврежден каждый из этих участков. В последующем ведущая роль принадлежит уже не физическому, а разным видам так называемого речевого слуха.
Маленькие дети очень хорошо подражают неречевым звукам: гудкам, стукам, скрипам, голосам животных. Это объясняется тем, что у них рано и активно созревает правое полушарие. Первые слова дети говорят, подражая взрослым, по тому же принципу, по которому подражают неречевым звукам. В этом участвуют уже оба полушария мозга — и правое, и левое. Затем из этих неречевых звуков благодаря работе мозга вычленяются составляющие, которые полезны для речи и запоминаются преимущественно левым полушарием. Правое полушарие, которое начинает действовать первым, должно шаг за шагом отступать, пропуская вперед левое. Левому предназначено стать главным, доминантным у взрослого человека, в том числе и речевым.
Переход главенствующей, доминирующей, роли от правого полушария к левому (в котором интегрируются функции и того, и другого) может вызвать серьезные проблемы.
Это обусловлено тем, что соотношение активности полушарий мозга у разных детей разное, что связано с врожденными особенностями функционирования мозга. Часто более высокую, чем это требует средняя норма, активность правого полушария связывают с левшеством или двуручием, ам-бидекстрией. Однако далеко не всегда эти левшество или амбидекстрия являются явными, иногда они носят скрытый характер, и поэтому ориентироваться на левшест-во-правшество не всегда возможно. Проблема леворукости еще не раз будет обсуждаться в настоящем пособии в связи с причинами и особенностями различных нарушений речи.
С течением времени для выполнения той или иной речевой задачи областей мозга, работающих одновременно, становится все меньше. Это объясняется способностью нервных клеток обмениваться опытом, в результате чего слуховые и зрительные клетки левого полушария запоминают то, что раньше знали слуховые и зрительные зоны правого, да и в пределах одного полушария происходит то же самое: зрительные становятся частично осведомленными в слуховой деятельности, тактильные в зрительной и пр.
Самые высокие по уровню речевые зоны мозга, как уже упоминалось, отвечают за речевые смыслы и символы. Они составлены третичными полями коры. Благодаря этим зонам ребенок овладевает сложно построенной речью, чтением, письмом, понимает переносные значения слов, синонимы, метафоры, юмор. Часть нервных клеток смыслового, символического, уровня созревает поздно, в старшем дошкольном возрасте, и дозревает всю жизнь. Без них невозможно сознательное овладение сложными текстами, грамматическими правилами, орфографией. Разные области третичной коры также обмениваются друг с другом опытом.
В результате всего этого сложного взаимодействия и интеграции (объединения) определенные речевые действия получают постоянную локализацию в мозге. Если почему-либо области, предуготованные для них, неполноценны, то их роль могут взять на себя другие, не пострадавшие. Это возможно потому, что детский мозг пластичен, податлив, гибок. У взрослых людей, потерявших речь в результате того, что зоны, благодаря которым она осуществляется, погибли, такая перестройка трудна. Пострадавшие области привыкли выполнять именно эту работу, и другим
нелегко обучиться ей заново. Трудно, но возможно, иначе бы у больных, перенесших инсульт или травму головного мозга, речь и другие высшие мыслительные функции не восстанавливались бы вовсе.
Таким образом, нормальное развитие речи предполагает, что речевая среда, в которой ребенок находится, является нормальной, и все этапы речевого развития он пройдет без сбоев, поскольку тот или иной вид речевой деятельности будет осваиваться именно теми структурами мозга, которые для этого предуготованы. Такие условия накладывают серьезные обязательства на взрослых. В конечном счете, они ответственны за то, как будет созревать детский мозг.