Стресс, связанный с неправильной коммуникацией
Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения. Важнейшие из них показаны на рис. 26.
Рис. 26.Обшение как источник стрессов
Одним из важнейших источником коммуникативных стрессов являются конфликты, т. е. взаимодействие двух или более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся участникам взаимодействия несовместимыми. Исследования физиологов показали, что затяжные конфликты могут приводить к серьезным нарушениям функционирования организма. В частности, К. В. Судаков отмечал важную роль так называемых «конфликтных ситуаций», в которых человек не может удовлетворить жизненно необходимые биологические или социальные потребности. На основании как собственных исследований, так и литературных данных автор сделал вывод, что следствием конфликтных ситуациях являются эмоциональные стрессы, которые являются ведущей причиной развития церебровисцеральных нарушений [8].
112 Глава 4. Причины возникновения психологического стресса
Конфликтные ситуации отличаются рядом особенностей, которые усиливают интенсивность возникающих на их основе стрессов: + перенос ответственности за конфликт на другого человека и сведение к минимуму собственной ответственности за происходящее; + появление и дальнейшее усиление отрицательных эмоций по отношению к другому человеку, причем негативные чувства сохраняются и вне ситуативной конфликтной ситуации; + упорное нежелание изменить свою точку зрения и принять точку зрения оппонента.
В последнее время многие исследователи обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного производственными или бытовыми конфликтами. Основными причинами возникновения серьезных нарушений здоровья становятся: + эмоциональное напряжение; + межличностные конфликты в семье; + напряженные производственные отношения и др.
Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, невроз и т. п. Участники конфликта могут уменьшить интенсивность стресса, применяя определенные стратегии поведения: уход, компромисс, соперничество, уступку или сотрудничество [9]. Основные особенности этих стратегий разрешения конфликтных ситуаций приведены в' табл. 6.
Таблица 6. Применение различных стратегий при разрешении конфликтных ситуаций
Способ действия | Сущность стратегии | Когда имеет смысл применять |
Соперни- | Жесткое настаи- | 4 Ваша позииия сильнее, чем у оппонента. |
чество (вы вводите в стресс | вание на своем решении | ф Вас не интересуют возможные отдаленные последствия конфликта. |
себя и дру- | ф Вы находитесь в критической ситуаиии, | |
гого) | и предмет спора чрезвычайно важен для вас | |
Уступка | Жертва своими | ф Если сохранение хороших отношений |
(вы меня- | интересами ра- | с оппонентом для вас важнее, чем победа |
ете вид | ди сохранения | в конфликте. |
стресса на более | мира | ф Если вы не правы и не ошушаете моральной |
силы для настаивания на своем решении. |
4.1. Субъективные причины возникновения психологического стресса 113
Способ | Сущность | Когда имеет смысл применять |
действия | стратегии | |
приемле- | * Если ваш оппонент заведомо сильнее вас | |
мый) | и настроен только на жесткую конкурент- | |
ную позииию. | ||
Избегание | Уход из конф- | 4 Если вы видите, что конфликт приводит |
(вы уходи- | ликта. Перемена | к разрастанию отрицательных чувств и тре- |
те из зоны | темы обшения. | буется время, чтобы дать эмоциям остыть |
стресса) | Нарочитое пре- | и вернуться к проблеме в более спокойном |
уменьшение | состоянии. | |
важности сути | Ф Если стержень конфликта не очень важен | |
конфликта | для вас. | |
* Если вы не видите реальных шансов конст- | ||
руктивно разрешить конфликт иным путем | ||
Компро- | Поиск взаимных | * Если вы имеете равные права и возможно- |
мисс | уступок, пере- | сти со своим оппонентом. |
(вы мини- | вод конфликта | * Если есть риск серьезно испортить отноше- |
мизируете | в заключение | ния, излишне твердо настаивая на своем. |
стресс) | сделки, равноценной для обо- | 4 Если нужно получить хоть какие-то преиму- |
их участников | щества и вам есть что предложить взамен | |
Сотрудни- | Стремление вы- | * Вы добиваетесь полного разрешения конф- |
чество | работать согла- | ликта и окончательного «закрытия» спора. |
(вы заме- | шение, удовле- | ^ Оба оппонента настроены на конструктив- |
няете дист- | творяющее по- | ное взаимодействие. |
ресс на эустресс) | требности обеих сторон. Упор | * Решение проблемы равно важно для обеих |
не на потерях, | сторон | |
а на приобрете- | ||
ниях каждой | ||
стороны в про- | ||
цессе урегули- | ||
рования спора |