Терапия Мильтона — занятие 4.
Мильтон устал выполнять мои указания. Не обращая внимания на то, что его мать наблюдала за ним, он решил поразвлечься. Он поднимал игрушки и бросал их, включал и выключал свет. Я подумала, что смогу справиться с Мильтоном, если сниму его со стула (на который он залез, чтобы дотянуться до выключателя) и посажу его обратно на диван. Я ошибалась. Он рассердился и злобно закричал. Так как у меня не было другого выбора (детские психологи знают, когда они проигрывают), я решила обратиться к Бренде, которая находилась в соседней комнате, чтобы Она могла понять, что я чувствую и что, как мне казалось, я могу сделать. Не прерывая занятия, я произнесла под аккомпанемент шума, производимого Мильтоном: «Не знаю, что мне делать. Мильтон, кажется, не хочет слушаться. Я не буду сердиться, а подожду минуту или две и попробую снова. Моя трехлетняя дочь тоже иногда себя так ведет. Дети не всегда бывают послушны». Бренда, уже хорошо знакомая с таким поведением Мильтона, решила, что ситуация безнадежна. «Теперь вы знаете, с чем мне пришлось иметь дело!» — ответила она. Весело защищаясь, я сказала, что такие ситуации не так уж легко объяснить, вот почему так важно сохранять спокойствие и не тешить себя мыслями о том, что Мильтон сразу станет послушным ребенком. Я иронично напомнила ей закон Мерфи о поведении детей: «Все, что может произойти не так — произойдет», и его следствие: «То. что сработало один раз, не обязательно будет срабатывать всегда!»
Испытав несколько подобных неудач, мы выяснили, что семейные проблемы, которые случаются вне зависимости от того, планируем мы их или нет, позволяют родителям приобретать необходимые для воспитания навыки. Такие ситуации используются для того, чтобы научить родителей вести себя спокойно, но твердо. Терапевты учат родителей выражать разочарование и досаду, но без проявления насилия и грубости. Затем происходит совместное обсуждение ситуации и вырабатываются модели поведения для разрешения возникших проблем. Постепенно родители учатся заменять физическое наказание или апатию более позитивными подходами. Этот процесс требует времени, поэтому нужно учитывать то, что родители могут испытывать разочарование и нетерпение. В целом, оценивая вмешательства, направленные на устранение физического насилия и жестокого обращения с детьми, нужно отметить, что когнитивно-бихевиоральные методы оказываются наиболее эффективными, и на это есть несколько причин (Corcoran, 2000; Hansen, Warner-Rogers & Hecht, 1998). Самое важное то, что эти методы более эффективны по сравнению со стандартными защитными вмешательствами, включающими короткое консультирование и мониторинг, так как они изменяют поведение родителей, помогают родителям обойтись без применения силы, и позволяют им выработать приемлемые методы воспитания и навыки самоконтроля. Для того чтобы развить у родителей базовые навыки воспитания, применяются такие техники, как релаксация и тренинг навыков самоконтроля, когнитивная реструктуризация (помогающая адекватно понимать детское поведение), тренинг разрешения проблем и тренинг контроля стресса и гнева. Эти виды тренинга чаще всего сочетаются со структурным тренингом. По отдельности или в сочетании с другими методиками эти техники с успехом применялись для обучения родителей, склонных к жестокости и безучастных к потребностям детей. С их помощью родителей обучали справляться с различными ситуациями и решать проблемы воспитания (Fantuzzo, Wray, Hall, Goins & Azar, 1986; Kolko, 1996; D. A. Wolfe & Wekerle, 1993).
Кроме обучения новым способам стимуляции детского развития и структурирования деятельности детей, родители, безучастно относящиеся к ребенку, часто нуждаются в базовом образовании и помощи, чтобы справиться с повседневными требованиями, такими как финансовое планирование и чистота в доме. С помощью таких программ, как «Проект 12 способов» (Project 12 ways) (Lutzker, Bigelow, Doctor, Gershater & Greene, 1998), организуются многокомпонентные вмешательства для решения различных проблем в неблагополучных семьях, в которых родители не заботятся о детях. Эти вмешательства включают супружеское консультирование, финансовое планирование, обучение наведению порядка в доме (R. V. Campbell, О'Brien, Bickett & Lutzker, 1983; Wesch & Lutzker, 1991).
Детей, перенесших насилие или лишенных родительской заботы, реже подвергают терапии, чем родителей, в основном из-за того, что основную тревогу вызывает прежде всего поведение родителей. Мы видели, однако, что дети, испытавшие на себе жестокое обращение, часто отстают в развитии, и поэтому их адаптации должно уделяться особое внимание. Программа Джона Фантуццо и его коллег дает отличный пример вмешательства, направленного на развитие навыков взаимодействия у детей, подвергавшихся жестокому обращению. Во время занятий проводилась терапия с участием сверстников, обладавших развитыми навыками позитивной игры и не подвергавшихся жестокому обращению, которые действовали в паре с необщительными и замкнутыми детьми (S. Davis & Fantuzzo, 1989; Fantuzzo, Stovall, Schachtel, Goins & Hall, 1987; Fantuzzo et al., 1988, 1996).
В этой программе играм отводится особенно важная роль, так как в игре маленькие дети могут развить навыки установления взаимоотношений со сверстниками. Компетентных «игроков» поощряют взаимодействовать с менее компетентными, и при этом роль взрослых в игре сводится к минимуму. В результате дети, склонные к замкнутости, получают новый опыт, они становятся объектом внимания другого ребенка и сопереживают тактике коммуникабельного ребенка, когда тот пытается организовать игру или уладить отношения с другими (Fantuzzo et al., 1996)
Результаты этой серии исследований впечатляют: по сравнению с контрольной группой у замкнутых детей, подвергавшихся жестокому обращению и лишенных родительской заботы, происходят улучшение социального поведения, когнитивного развития и позитивные изменения в я-концепции, их поведение становится менее агрессивным и принудительным. Еще одно преимущество такого вмешательства состоит в том, что его можно проводить в разных социальных условиях, например в подготовительном классе, где предлагаются различные программы для детей из неблагополучных семей и их родителей (Fantuzzo, Weiss & Coolahan, 1998).
Сексуальное насилие
Это происходило только потому, что все хранили тайну.
Из высказываний взрослого человека, испытавшего в детстве сексуальное насилие
Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, живут в обстановке секретности, молчания и изоляции. После того как они нарушают это молчание, рассказав о насилии, или после того, как оно случайно обнаружится, путь к излечению оказывается труден. Детям приходится не только вспоминать о неприятных событиях, они должны суметь избавиться от чувства вины, замешательства, страха и низкой самооценки.
Хотя мы уже далеко продвинулись в понимании причин распространенности насилия над детьми и знаем о его воздействии на психику ребенка, программы детской терапии еще только начинают разрабатываться. Нарушения, вызванные сексуальным насилием, так же, как и физическим насилием и отсутствием родительской заботы, особенно трудны для терапии: сексуальное насилие оказывает непредсказуемое воздействие на каждого ребенка, а это приводит к различным краткосрочным и долгосрочным последствиям. Поэтому терапия должна учитывать все разнообразие симптомов, возникающих у детей, перенесших сексуальное насилие; лечение должно проводиться даже в том случае, если у ребенка вообще не проявляется никаких симптомов (Finkelhor & Berliner, 1995).
Более того, сексуальное насилие, как и многие другие проблемы детства, возникает в контексте других личных, семейных и общественных проблем, оказывающих влияние на распространение этого явления и на результаты терапевтического вмешательства. Известно, что семейные факторы, в особенности поддержка матери и помощь в период кризиса, снижают дистресс у детей и помогают их выздоровлению, поэтому в процессе проведения терапии необходимо учитывать влияние семьи. Программы терапии для детей, подвергшихся сексуальному насилию, как правило, предоставляют возможности восстановления детского доверия, чувства безопасности и невинности (Finkelhor & Berliner, 1995; Saywitz, Mannarino, Berliner & Cohen, 2000). Ребенка поддерживают морально, помогают понять, почему это случилось с ним, и помогают ему вновь почувствовать себя в безопасности. Детям предоставляют информацию и рассказывают о природе сексуального насилия, чтобы они могли избавиться от ложных представлений, ведущих к самообвинению. Во время групповой терапии с участием других детей, подвергшихся сексуальному насилию, или в процессе индивидуальных сеансов ребенок освобождается от переживаемого стыда и чувства изоляции. Анимационные фильмы и видеозаписи предлагают детям разные способы признать и понять свои чувства. Дети могут поговорить о своих переживаниях, что дает им возможность обрести надежду и уверенность. Детей также обучают тому, как предотвратить сексуальное насилие и восстановить ощущение личной значимости и безопасности, опять-таки в процессе просмотра анимационных фильмов и воспроизведения ситуаций они учатся различать приемлемые контакты от неприемлемых (М. К. Davis & Gidycz, 2000; Wurtele, 1990).
Для достижения этих целей наиболее подходят когнитивно-бихевиоральные методы. (J. A. Cohen & Mannarino, 1996). Желательно, чтобы необходимая информация и поддержка предоставлялись не только ребенку — жертве, но и родителям (если они не преступники). Скрытое предательство, лежащее в основе сексуального насилия, заставляет некоторых родителей испытывать амбивалентные чувства относительно того, стоит ли верить ребенку и как вести себя с предполагаемым преступником, которому они раньше, вероятно, доверяли. Родителям могут понадобиться консультации, помогающие им понять и контролировать изменения в поведении ребенка, потому что в результате насилия оно порой становится регрессивным или сексуализированным. Родители часто сами испытывают страх и беспокойство после раскрытия преступления, а обсуждение этой проблемы с другими родителями и терапевтами может предоставить им ценную поддержку.
Детям, подвергшимся сексуальному насилию, необходимо в спокойной обстановке выразить свой гнев, растерянность, страх, связанные с пережитым насилием и его последствиями. Например, дети помладше часто не проявляют психологические реакции на травму, если их не расспрашивать о ней специально (D. A. Wolfe et al, 1994). Сексуальное насилие приводит к тому, что дети пытаются самостоятельно справиться с сильными и противоречивыми чувствами, и понятно, что некоторые из них используют все возможные способы, позволяющие им избежать этих чувств. Однако попытки избавиться от внутренних состояний страха или тревоги могут, как ни парадоксально, заставить детей чувствовать себя еще хуже.
Поэтому для лечения детей, переживших сексуальное насилие, применяются специально адаптированные техники контролируемого воздействия, сходные с теми, о которых мы говорили в главе 7. Ребенку предлагают постепенно воспроизводить свои воспоминания о событиях, зачастую вплоть до ощущения дистресса, так что сильные эмоции гасятся в процессе повторяющегося воздействия. Кроме того, ребенок учится справляться с негативными мыслями и чувствами о насилии, используя позитивные утверждения и представления. Предварительные данные показывают, что использование таких методов (в которых с ребенком проводятся тренинга и его побуждают снова вспоминать ситуацию насилия, помогают с ней справиться и предоставляют информацию по предупреждению насилия) помогает в лечении симптомов посттравматического стрессового расстройства (Deblinger, McLeer & Henry, 1990; Saywitz et al., 2000).
Признано, что успешные вмешательства, направленные на оказание помощи детям, подвергшимся сексуальному насилию, достигают нескольких важных результатов (Berliner, 1997). Терапевтические программы помогают детям понять, что над ними совершили насилие, что взрослый человек вел себя неприемлемо, что в результате насилия у них возникли некоторые временные проблемы. Эмоциональные и поведенческие нарушения, которые могут появляться вследствие насилия, должны постепенно устраняться, ребенок должен суметь найти личностные ресурсы, чтобы справиться с подобными проблемами в будущем. Важно, чтобы дети получали поддержку и помощь от родителей и воспитателей, с которыми также проводятся соответствующие консультации. Необходимо, чтобы взрослые, окружающие ребенка, смогли понять, какое воздействие оказало насилие на его поведение и адаптацию. Наконец, лечение оказывается успешным, когда ребенок, перенесший насилие или жестокое обращение, восстанавливает нормальный уровень развития.
Двадцать лет назад учебники психологии не затрагивали эти вопросы. В то время мы мало знали о негативных социальных последствиях жестокого обращения с детьми, недостаточно было изучено и то влияние, которое оказывали насилие и безучастное отношение родителей на развитие и психическое здоровье ребенка. С тех пор достигнут значительный прогресс в понимании этого явления и разработке методов оказания помощи ребенку и его семье. Наиболее важно то, что усиление профилактических мер и оказание необходимой социальной поддержки могут препятствовать распространению случаев жестокого обращения с детьми.
Итоги раздела
- Деятельность терапевтических служб, оказывающих поддержку семьям, в которых жестоко обращаются с детьми, осложняется отчасти из-за того, что родителям трудно признавать свои собственные ошибки и обратиться за помощью без принуждения.
- Меры, направленные на предупреждение случаев жестокого обращения с детьми, оказываются особенно эффективными в тех случаях, когда проводятся на раннем этапе формирования взаимоотношений между родителями и детьми.
- В процессе вмешательств, проводящихся в случаях физического насилия или отсутствия родительской заботы, придается особое значение семейному тренингу, в процессе которого родители усваивают необходимые навыки воспитания детей и контроля над стрессами. Этот метод также приносит пользу ребенку, поскольку способствует улучшению родительской заботы.
- В процессе терапевтического вмешательства в случаях физического насилия родителей обучают более позитивным навыкам воспитания детей, при этом используются когнитивно-бихевиоральные методы, направленные на борьбу с проявлением злобы у родителей и устранение у них искаженных представлений.
- Терапия, проводящаяся в случаях отсутствия родительской заботы, уделяет основное внимание навыкам воспитания и формированию адекватных ожиданий у родителей, при этом проводится тренинг социальной компетенции и ведения домашнего хозяйства.
- Вмешательства, проводящиеся в случаях сексуального насилия над детьми, направлены на то, чтобы ребенок правильно осознал случившееся, почувствовал себя в безопасности и выразил свои эмоции.
- Подтвердилась эффективность использования когнитивно-бихевиоральных методов при проведении терапии в случаях сексуального насилия над детьми. Эти методы особенно действенны, когда проводится образовательная работа с родителями, и когда им предоставляется социальная поддержка.
Эпилог
Энни Легат-Вулф, 7 лет.
Мне безопасно и спокойно в моем доме. Мне безопасно и спокойно в моем коттедже. Мне безопасно и спокойно с мамой и папой. Мне безопасно и спокойно с моей сестрой и братом. Мне безопасно и спокойно в моей постели. Мне безопасно и спокойно с моим плюшевым мишкой. Мне безопасно и спокойно с моими друзьями. Мне безопасно и спокойно, когда поднимается солнце. Мне безопасно и спокойно в тишине. Мне безопасно и спокойно, когда я работаю. Мне безопасно и спокойно в мягких тапочках. Мне безопасно и спокойно с моей семьей.
Ключевые термины
Жестокое обращение с детьми (child maltreatment)
Проявление насилия (victimization)
Ожидаемая среда (expectable environment)
Физическое насилие (physical abuse)
Отсутствие заботы о физическом состоянии ребенка (physical neglect)
Отсутствие заботы о получении ребенком образования (educational neglect)
Эмоциональная безучастность родителей (emotional neglect)
Сексуальное насилие (sexual abuse)
Эмоциональное насилие (emotional abuse)
Регуляция эмоций (emotion regulation)
Гипотеза цикла насилия (cycle-of-violence hypothesis)
Диссоциация (dissociation)
Травматическая сексуализация (traumatic sexualization)
Расстройства отношений (relational disorders)
Нарушения процессов обработки информации (information-processing disturbancies)
Педофилия (pedophilia)
Литература
Achenbach, Т. М. (1978). Research in developmental psychology: Concepts, strategies, methods. New York: Free Press.
Achenbach, Т. М. (1982). Developmental psychopathology (2nd ed.). New York: Wiley.
Achenbach, T. M. (1985). Assessment and taxonomy of child and adolescent psychopathology. Beverly Hills, CA: Sage.
Adams, M. I. (1990). Beginning to read: Thinking and learning about print. Cambridge, MA: MIT Press.
Amsworth, M. D. S., Blehar, M. C., Waters, E., & Wall, S. (1978). Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale, NJ: Eribaum.
American Psychiatric Association. (2000). Diagnostic and statistical manual of mental disorders DSM-IV-TR (Text Revision). Washington, DC: Author.
American Psychological Association. (1992). Ethical principles of psychologists and code of conduct. Washington, DC: Author.
Anastasi, A., & Urbina, S. (1997). Psychological testing (7th ed.). Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall.
Aries, P. (1962). Centuries of childhood. New York: Vintage Books.
Axline, V. M. (1947). Play therapy. The inner dynamics of cliildhood. Boston: Houghton Mifflin.
Azrin, N. H., & Foxx, R. M. (1974). Toilet training in less than a day. New York: Simon & Schuster.
Bandura, A. (1977). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
Banaura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, N): Prentice Hall.
Barlow, D. H. (1988). Anxiety and its disorders: The nature and treatment of anxiety and panic. New York: Guilford Press.
Barlow, D. H., & Durand, V. M. (1999). Abnormal psychology. An integrative approach (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
Baron-Cohen, S. (1995). Mindblindness: An essay on autism and theory of mind. Cambridge, MA: MIT Press.
Bates, E. (1993, April). Nature, nurture, and language. Invited address presented at the biennial meeting of the Society for Research in Child Development, New Orleans, I A.
Bauman, M. E., & Kemper, T. E. (Eds.). (1994b). The neurobiology of autism. Baltimore: Johns Hopkins University Press.
Bayley, N. (1993). Bayley Scales of infant Development: Birth to two years. San Antonio, TX: Psychological Corporation.
Beck, A. T. (1967). Depression: Clinical, experimental, and theoretical aspects. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.
Berg, B. L. (1998). Qualitative research methods for the social sciences (3rd ed.). Need-ham Heights, MA: Allyn & Bacon.
Berrnan, A. L, & Jobes, D. A. (1991). Adolescent suicide: Assessment and intervention. Washington, DC: American Psychological Association.
Bettelheim, B. (1967). The empty fortress: Infantile autism and the birth of the self. New York: Free Press.
Bettelheim, B. (1976). The meaning and importance of fairy tales. New York: Random House.
Biklen, D., & Cardinal, D. N. (Eds.). (1997). Contested words, contested science: Unraveling the facilitated communication controversy. New York: Teacher's College Press.
Birch, H. G., Richardson, S. A., Baird, D., Horobin, G., & Illsley, R. (1970). Mental subnormality in the community: A clinical and epidemiological study. Baltimore: Williams & Wilkins.
Bjorklund, D. F. (1995). Children's thinking: Developmental function and individual differences (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
Blood, G. W (1988). Stuttering. In M. Hersen & C. G. East (Eds.), Child behavior therapy casebook (pp. 165-177). New York: Plenum.
Bouras, N. (Ed.). (1999). Psychiatric and behavioural disorders in developmental disabilities and mental retardation. New York: Cambridge University Press.
Bowlby, J. (1973). Attachment and loss: Vol. 2. Separation: Anxiety and anger. New-York: Basic Books.
Brazelton, Т. В., & Cramer, B. G. (Eds.). (1990). The earliest relationship. Reading, MA: Addison-Wesley.
Bruch, H. (1973). Eating disorders: Obesity, anorexia nervosa and the person within. New York: Basic Books.
Brumberg, I. J. (1988). Fasting girls: The emergence of anorexia nervosa as a modem disease. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Calder, J. (1980). Rl.S: A life study. London: Hamish Hamilton.
Campbell, S. B. (1990). Behavior problems in preschool children: Clinical and developmental issues. New York: Guilford Press.
Cass, L. K., & Thomas, C. B. (1979). Child psychopatlwlogy and later adjustment. New York: Wiley.
Cattell, R. B. (1938). Crooked personalities in childhood and after. New York: Appleton-Century.
Chess, S., & Thomas, A. (1984). Origins and evolution of behavior disorders. New York: Brunner/Mazel.
Chethik, M. (1989). Techniques of child therapy: Psychodynamic strategies. New York: Guilford Press.
Cohen, J. (1988). Statistical power analysis for the behavioral sciences (2nd ed.). Hillsdale, NJ: Eribaum.
Conners, C. K. (1980). Food additives and hyperactive children. New York: Plenum.
DeSpelder, L. A., & Strickland, A. L. (1992). The last dance: Encountering death and dying (3rd ed.). Mountain View, CA: Mavfield.
Dobash, R. E., & Dobash, R. P. (1992). Women, violence, and social change. New York: Routledge.
Duncan, P. M., & Millard, W. (1866). A manual for the classification, training, and education of the feeble-minded, imbecile, and idiot. London: Longmans, Green.
Dunlap, K. (1932). Habits: Their making and unmaking. New York: Liveright.
Elliott, D. S., Hnizinga, D., & Ageton, S. S. (1985). Explaining delinquency and drug use. Beverly Hills, CA: Sage.
Engelmann, S., & Carnine, D. (1982). Theorv of instruction. New York: Irvington.
Engfemann, S., Haddox, P., Hanner, S., & Osborn. J. (1978). Thinking basics: Corrective reading comprehension. Chicago: Science Research Associates.
Epstein, R. (1990). Eating habits and disorders. New York: Chelsea House.
Exner, J. E. (1993). The Rorschach: A comprehensive system (3rd ed.). New York: Wiley.
Ferber, T. (1985). Solve your child's sleep problem. New York: Simon & Schuster.
Ferrato, D. (1991). Living with the enemy. New York: Aperture Foundation.
Finkelhor, D. (1984). Child sexual abuse: New theories and research. New York: Free Press.
Gardner, H. (1993). Multiple intelligences: The theory in practice. New York: Basic Books.
Garfinkel, P. E., & Garner, D. M. (1982). Anorexia nervosa: A multidimensional perspective. New York: Brnnner/Mazel.
Gelfand, D. M., & Hartmann, D. P. (1984). Child behavior analysis and therapy (2nd ed.). New York: Pergamon Press.
Gelles, R. )., & Straus, M. A. (1988). Intimate violence. New York: Simon & Schuster.
Gillberg, C., & Coleman, M. (1992). The biology of the autistic syndromes (2nd ed.). London: MacKeith.
Ginsberg, S. (1996). Family wisdom: The 2000 most important things ever said about parenting, children, and family life. New York: Columbia University Press.
Goodwin, F. K., & Jamison, K. R. (1990). Manic-depressive illness. New York: Oxford.
Gotlib, I. H., & Hammen, C. L. (1992). Psychological aspects of depression: Toward a cognitive-interpersonal integration. London: Wiley.
Gray, J. A. (1987). The psychology of fear and stress (2nd ed.). New York: Cambridge University Press.
Graziano, A. M., & Mooney, К. С. (1984). Children and behavior therapy. New York: Aldine.
Greenspan, S. I. (1981). The clinical interview of the child. New York: McGraw-Hill.
Hagerty, В. К. (1984). Psychiatric-mental health assessment. St. Louis, MO: Mosby.
Hallahan, D. P., Kauffman, J., & Lloyd, ). (1996). Introduction to learning disabilities. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon.
Hallowell, E. M., & Ratey, J. I. (1994). Answers to distraction. New York: Pantheon Books.
Hare, R. D. (1993). Without conscience: The disturbing world of the psychopaths among us. New York: Pocketbooks.
Harrington, R. C. (1993). Depressive disorder in childhood and adolescence. Chichester, England: Wiley.
Hartmann, T. (1993). Attention deficit disorder: A different perception. Lancaster, PA: Underwood-Miller.
Herbert, M. (1991). Clinical child psychology: Social learning, development and behavior. Chichester, England: Wiley.
Hinshaw, S. P. (1994a). Attention deficits and hyperactivity in children. Thousand Oaks, CA: Sage.
Hoagwood, K., Jensen, P. S., & Fisher, C. B. (Eds.). (1996). Ethical issues in mental health research with children and adolescents. Hillsdale, NJ: Eribaum.
Hobson, R. P. (1993). Autism and the development of mind. Hillsdale, N): Eribaum.
Howlin, P., & Rutter, M. (1987V Treatment of autistic children. New York: Wiley.
Hsu, L. K. G. (1990). Eating disorders. New York: Guilford Press.
Jaffe, P., Lemon, N., Sandier, J., & Wolfe, D. (1996). Working, together to end domestic violence. Tampa, FL: Mancorp.
Jaffe, P., Wolfe, D. A., & Wilson, S. (1990). Children of battered women. Thousand Oaks, CA: Sage.
Kagan, J., Rossman, B. L., Day, D., Albert, J., & Philips, W. (1964). Psychological Monographs, 78 (Whole No. 578).
Kagan, J., Snidman, N., Arcus, D. M., & Reznick, J. S. (1994). Galen's prophecy: Temperament in human nature. New York: Basic Books.
Kamphaus, R.W. (1993). Clinical assessment of children's intelligence. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon.
Kanner, L. (1964). A history of the care and study of the mentally retarded. Springfield, IL: Charles C. Thomas.
Kanner, L. (1973). Childhood psychosis: Initial studies and new insights. Washington, DC: V. H. Winston.
Kaufman, J. M. (1989). Characteristics ofchildren's behavior disorders (4th ed.). Columbus, OH: Merrill.
Kaufman, M., Agard, J. A., & Semmel, M. E. (1985). Mainstreaming: Learners and their environment. Cambridge, MA: Brookline Books.
Kazdin, A. E. (1995). Conduct disorders in childhood and adolescence (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage.
Kazdin, A. E. (1998). Research design in clinical psychology (3rd eel.). Needham Heights, MA: Allyn & Bacon.
Kazdin, A. E. (2000). Psychotherapy for children and adolescents: Directions tor research and practice. New York: Oxford University Press.
Kendall, P. C. (Ed.). (1991a). Child and adolescent therapy: Cognitive-behavioral procedures. New York: Guilford Press.
Kennedy, P., Terdal, L., & Fusetti, L. (1993). The hyperactive child book. New York: St. Martin's Press.
Kovacs, M. (1991). The children's depression inventory (GDI). North Tonawanda, NY: Multi-Health Systems.
LaF'reniere, P. J. (1999). Emotional development. New York: Wadsworth.
Latham, P., & Latham, R. (1992). ADD and the law. Washington, DC: JKL Communications.
Levine, M., & Levine, A. (1992). Helping children: A social history. New York: Oxford University Press.
Lewis, M. (1992). Shame: The exposed self. New York: Free Press.
Luria, A. (1961). The role of speech in the regulation of normal and abnormal behavior. New York: Liveright.
Luthar, S. S. (1999). Poverty and children's adjustment. Thousand Oaks, CA: Sage.
Maguire, K., & Pastore, A. L. (1998). Source-book of criminal justice statistics 1997. Washington, DC: U.S. Department of Justice, Bureau of Justice Statistics.
Malchiodi, C. A. (1998). Understanding children's drawings. New York: Guilford Press.
Maloney, M., & Kranz, R. (1991). Straight talk about eating disorders. New York: Facts on File.
March, J. S. (Ed.). (1995a). Anxiety disorders in children and adolescents. New York: Guilford Press.
Mash, E. J., & Barkley, R. A. (Eds.). (1998). Treatment of childhood disorders (2nd ed.). New York: Guilford Press.
Maurice, C. (1993b). Let me hear your voice: A family's triumph over autism. New York: Fawcett Columbine.
Me Arthur, D. S, & Roberts, G. E. (1982) Roberts Apperception Test for children. Los Angeles: Western Psychological Services.
Miles, M. В., & Huberman, A. M. (1994). Qualitative data analysis: An expanded sourcebook (2nd ed.). Thousand Oaks.CA: Sage.
Miller, J. B. (1976). Toward a new psychology of women. Boston: Beacon Press.
Minuchin, S., Rosman, B. L., & Baker, L. (1978). Psychosomatic families: Anorexia nervosa in context. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Mowrer, О. Н. (1950). Learning theory and the personality dynamics. New York: Arnold Press.
Nay, W. R. (1979). Multimethod clinical assessment. New York: Gardner Press.
Offer, D., & Ostrov, E. (1981). The adolescent: A psychological self-portrait. New York: Basic Books.
Olson, R. A., Mullins, L. L., Gillman, J. В., & Charley). M. (1994). The sourcebook of pediatric psychology. Boston: Allvn & Bacon.
Patterson, G. R., Reid, J. В., & Dishion, T. J. (1992). Antisocial boys. Eugene, OR: Castaha.
Patton, M. Q. (1990). Qualitative evaluation and research methods (2nd ed.). Beverly Hills, CA: Sage.
Pfeffer, C. R. (1986). The suicidal child. New York: Cuilford Press.
Radke-Yarrow, M. (1998). Children of depressed mothers: From early childhood to maturity. New York: Cambridge University Press.
Rapoport, J. L. (1989). The boy who couldn't stop washing: The experience and treatment of obsessive-compulsive disorder. New York: Signet.
Reed, E. W, & Reed, S. G. (1965). Mental retardation: A family study. Philadelphia: Saunders.
Reitan, R. M., & Wolfson, D. (1992). Neu-ropsychological evaluation of older children. Tucson, AZ: Neuropsychology Press.
Roberts, M. C., & Hurley,!. К. И997). Managing managed care. New York: Plenum.
Robins, L. N. (1966). Deviant children grown up: A sociological and psychiatric study of sociopathic personality. Baltimore: Williams & Wilkins.
Rosenthal, D. (1970). Genetic theory and abnormal behavior. New York: McGraw-Hill.
Ross, D. M., & Ross, S. A. (1982). Hyper-activity: Current issues, research, and theory (2nd ed). New York: Wiley.
Rowe, D. C. (1994). The limits of family influence: Genes, experience, and behavior. New-York: Guilford Press.
Russell, D. E. H. (1986). The secret trauma. New York: Basic Books.
Rutter, M., & Rutter, M. (1993). Developing minds: Challenge and continuity across the life span. New York: Basic Books.
Rutter. M., Tizard,}., & Whitmore, K. (1970). Education, health, and behavior. London: Longmans, Green.
Sattler, J. M. (1988). Assessment of children (3rd ed.). San Diego, CA: Sattler.
Schaefer, C. E. (1979). Childhood encopresis and enuresis. New York: Van Nostrand Reinhold.
Schiff, M., & Lewontin, R. (1986). Education and class: The irrelevance of IQ genetic studies. Oxford, England: Clarendon.
Schlundt, D. C., & Johnson, W. G. (1990). Eating disorders: Assessment and treatment. London: Allyn & Bacon.
Schopler, E., Mesibov, G. В., & Kunce, L. J. (Eds.). (1998). Asperger syndrome or nigh-functioning autism? New York: Plenum.
Schreier, H. A., & Libow, J. A. (1993). Hurting for love: Munchausen by proxy syndrome. New York: Guilford Press.
Schroeder, C. S., & Gordon, B. N. (1991). Assessment and treatment of childhood problems: A clinician's guide. New York: Guilford Press.
Schwebel, A. L, & Fine, M. A. (1994). Understanding and helping families: A cognitive-behavioral approach. Hillsdale, NJ: Eribaum.
Seife, I,. (1977). Nadia: A case of extraordinary drawing ability in an autistic child. London: Academic Press.
Seife, L. (1983). Normal and anomalous representational drawing ability in children. London: Academic Press.
Seligman, M. E. P. (1975). Helplessness: On depression, development, and death. San Francisco: Freeman.
Selvini Palazzoli, M. P. (1974). Self-starvation. London: Chaucer.
Shatter, D. R., (1996). Developmental psychology: Childlwod and adolescence (4th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
Sidman, M. (1960). Tactics of scientific research: Evaluating experimental data in psychology. New York: Basic Books.
Silverman, W. K., & Kurtines, W. M. (1996a). Anxiety and phobic disorders: A pragmatic approach. New York: Plenum.
Skogan, W. G. (1990). Disorder and decline. New York: Free Press.
Spock, B. (1995). Baby and child care. London: Bodley Head.
Spreen, O., Risser,A.H.,&Edgell,D.(1995V Developmental neuropsychology. New York: Oxford University Press.
Stroh Becvar, D., & Becvar, R. J. (1988). Family therapy: A systemic integration. Need-ham Heights, MA: Allyn & Bacori.
Thatcher, R. W, Lyon, C. R., Rumsev, J., & Krasnegor, N. (Eds.). (1996). Developmental neuroimaging: Mapping the development of brain and behavior. San Diego, CA: Academic Press.
Thomas, A., & Chess, S. (1977). Temperament and development. New York: Brunner/Mazel.
Vandereycken, W., & Van Deth, R. (1996). From tasting saints to anorexic girls: The history of self-starvation. New York: New York University Press.
Vernon, P. (1979). Intelligence: Heredity and environment. San Francisco: Freeman.
Webster-Stratton, C., & Herbert, M. (1994) Troubled families—problem children: Work ing with parents: A collaborative process New York: Wiley.
Wechsler, D. (1989). Wechsler Preschool anc Primary Scale of Intelligence. San Antonio Psychological Corporation.
Wechsler, D. (1991). Manual forthe Wechslei Intelligence Scale for Children — Third edi tion (WISC-III). New York: Psychological Corporation.
Weiss, G., & Hechtman, I,. T. (1993). Hyperactive children grown up: ADHD in children, adolescents, and adults (2nd ed.). New York: Guilford Press.
Weiss, I.. (1992). Attention deficit disorder in adults. Dallas, TX; Taylor.
Weisz, I. R., & Weiss, B. (1993). Effects of psychotherapy with children and adolescents. Newbury Park, CA: Sage.
Wolfe, D. A. (1991). Preventing physical and emotional abuse of children. New York: Guilford Press.
Wolfe, D. A. (1999). Child abuse: Implications for child development and psychopathology. Thousand Oafo, CA; Sage.
Wolfe, D. A., Nayak, M. В., & Hassan, F. (in press). Child abuse in peacetime. In B. Greene, T. Keane, S. Solomon, & J. Fairbank (Eds.), Psychosocial interventions for survivors of traumatic events: An international perspective. NY: Kinwer Academic/ Plenum.
Wolfe, D. A., Wekerle, C., & Scott, K. (1997). Alternatives to violence: Empowering youth to develop healthy relationships. Thousand Oaks. CA; Sage.
Wolfe, V. V, & Wolfe, D. A. (1988). Sexual abuse of children. In E. Mash & L. G. Terdal (Eds.), Behavioral assessment of childhood disorders (2nd ed., pp. 670-714). New York: Guilford Press.
Wonderlich, S. (1992). Relationship of family and personality factors in bulimia. In J. H. Crowther, D. L. Tennenbaum, S. E. Hob-fall, & M. A. P. Stephens (Eds.), The etiology of bulimia nervosa: The individual and familial context (pp. 103-126). Washington, DC: Hemisphere.
Wong, B. Y. I.., Harris, K. R., & Graham, S. (1991). Academic applications of cognitive-behavioral programs with learning disabled students. In P. C.Kendall (Ed.), Child and adolescent therapy: Cognitive-behavioral procedures (pp. 245-275). New York: Guilford Press.
Wood, F. В., Felton, R. H., Flowers, L., & Nay-lor, C. (1991). Neurobehavioral definition of dyslexia. In D. D. Duane & D. B. Gray (Eds.), The reading brain: The biological basis of dyslexia (pp. 1-26). Parkton, MD: York Press.
Woolston, J. L. (1989). Eating disorders in infancy and early childhood. In B. J. Blinder, B. F. Chaitin, & R. Goldstein (Eds.), The eating disorders (pp. 275-285). New York: Spectrum Medical.
Woolston. L. (1991). Eating and growth disorders in infants and children. Newbury Park, CA: Sage.
Woolston, J. L., & Forsyth, B. (1989). Obesity of infancy and early childhood: A diagnostic schema. In B. B. Lahey & A. E. Kazdin (Eds.), Advances in clinical child psychology (Vol. 12, pp. 179-192). New York: Plenum.
World Health Organization (1997, March). Child abuse and neglect. [On-line]. Available: http://www.who.ch/programmes/inf/facts/facti50.html.
World Health Organization (1999, March). Report of the consultation on child abuse prevention. WHO, Geneva: Author.
Wyman, P. A., Sandier, I. S., Wolchik, S., & Nelson, K. (in press). Resilience as cumulative competence promotion and stress protection: Theory and intervention. In D. Cicchetti, J. Rappaport, I. Sandier, & R. Weissberg (Eds.), The theory ofwellness in children and adolescents. Thousand Oaks, CA: Sage.
Yoritomo-Tashi. (1916). Timidity: Howto overcome it. (M. W. Artois, Trans.). New York: Funk & Wagnalls.
Zeiizer, V. A. (1994). Pricing the priceless child: The changing social value of children. Princeton: Princeton University Press.
Zentall, S. S. (1985). A context for hyper-activity. In K. Gadow & I. Bialer (Eds.), Advances in learning and behavioral disabilities (Vol. 4, pp. 273-343). Greenwich, CT: JAI Press.
Zero to Three/National Center for Clinical Infant Programs (1994). Diagnostic classification of mental health and developmental disorders of infancy and early childhood (DC: 0-3). Washington, DC: Author.
Zigler, E., & Hodapp, R. (1986). Understanding mental retardation. New York: Cambridge University Press.